"Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шерстнева Татьяна Юрьевна

Рассмотрены следующие направления работы:

1.Фонематический анализ и синтез (элементарный и сложный).

2.Развитие слогового анализа и синтеза слов.

3.Знакомимся с предложением. Игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gramota.ppt1.61 МБ
Файл yazykovoy_analiz_i_sintez.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Учитель – логопед МКДОУ Сортавальского МР РК ДС 23, корпус 1 Шерстнева Т.Ю. 07.12.2023

Слайд 2

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются научить ребенка запомнить букву А, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка»

Слайд 3

Звуки мы слышим и произносим, Буквы мы видим и пишем!!!

Слайд 4

Основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Слайд 5

Предложение – это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль. Определение для детей: Слова встали друг за другом и вместе нам о чем-то рассказывают – получилось предложение.

Слайд 6

Подготовительный этап Знакомство с неречевыми звуками. Этим мы формируем тотальное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе дается понятие «ЗВУК» Звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан) Звука близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен) Узнавание и дифференциация различных шумов Игры : "Узнай, что звучит?« Покажи картинку» "Где звучит колокольчик?« "Громко - тихо", "Кто сказал?", «Звуки какого времени года услышали?» «Какой транспорт завел мотор?» + На этом этапе проводится работа по делению слов на слоги (части), дети определяют количество слогов через хлопки, ходьбу, ладонь под подбородком (сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов).

Слайд 7

I этап. Знакомство с гласными звуками . Воздух не встречает препятствий - звук гласный (используем карточку красного цвета). В образовании звука участвует голос. Подробнее остановимся на звуке /А/ 1.Детям рассказываем, что девочки укачивают своих кукол и поют: А-А-А. 2.Далее спрашиваем у детей, что поют девочки? 3.Рассматриваем артикуляцию, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный – певец, потому что его поют голосом (используем красный круг). Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично . 4.После знакомства со звуками проводим игры с использованием символов гласных звуков.

Слайд 8

Порядок работы над гласными звуками: Выделение данного звука среди других звук ов: у, о, и, э, а, ы, у, о…. показом артикуляции, позднее без показа) Выделение данного звука из ряда слогов (эк, ук, ит, ат, ык, ам, ых, ас…) Выделение данного звука среди слов (Эля, окунь, обручи, утка, игла, астра, удочка, аист, Аня, ирис) Выделение слов из текста на заданный звук (Аля с Аликом гуляли, в саду астры собирали)

Слайд 9

Выделение первого гласного звука в словах. Проводим работу по дифференциации гласных звуков, определяя первый звук в слове и соотнося его с подходящим символом. После знакомства со всеми гласными звуками, продолжаем проводить игры с использованием символов гласных звуков. ИГРЫ : « Немые звуки» (показ артикуляции звука, дети называют звук и наоборот) «Фотография звука» (педагог произносит звук, дети показывают карточку – символ звука и наоборот ) «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением: ОКНА , но не ОКНО ; ОСЛИК , но не ОСЕЛ ) «Разложи картинки» (подарим кукле Оле картинки, названия которых начинаются на звук /О/, а Ирочке – на звук /И /)

Слайд 10

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) В начале обучения – фигурки интересных животных, птиц, где голова указывает на начало, туловище на середину, а хвост – на конец слова). Работа со звуковыми линейками Игра «Светофор » (красный – начало; желтый – середина, зеленый – конец). Дети ставят символ звука в нужный глазок светофора.

Слайд 11

Далее вводится простейший звуковой анализ значимых слов (АУ, УА, ИА) Рассмотрим слово АУ 1.Что случилось с детьми? Что они кричат? 2.Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующим символом. После этого слово «прочитывается». ЗАДАНИЕ: «Выложи маленькое слово, которое кричат заблудившиеся в лесу люди». + «Прочитай маленькое слово, которое очень любит петь ослик» + «Выложи любимое маленькое слово ослика» (выбрать из символов гласных звуков)

Слайд 12

Определение наличия / отсутствия в словах заданного гласного звука: « Открой глазки» «Хлопни в ладоши» «Подпрыгни» «Присядь» «Подними картинку – символ» «Подними букву» - Определение последнего гласного звука в словах - Определение первого и последнего гласного звука в словах (с использованием символов) «Сломанный телевизор» Вы когда – нибудь видели, как ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно, звук пропадает, телевизор плохо работает. Бывает, что звучат «остатки», «кусочки» слов. Я, ведущая, буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы почините телевизор – произнесите слова полностью. … РБУЗ, …ПТЕКА, …ЗБУКА, …ВТОБУС; КЕНГУР…, ПОЧЕМ…, СНИЗ…, КАКАД… Кто самый внимательный, кто запомнил, какие звуки пропадали?

Слайд 13

Знакомство с согласными звуками Согласные з вуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики ). Мягкий звук –« ласковый », твердый –« строгий ». Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком : Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит!

Слайд 14

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ Назови первый звук в слове» «Подними сигнал» «Бегает ежик», «Плавает рыбка » (развивать навык позицион­ного анализа в словах) «Волшебные часы», «Воздушные шары » (развивать навыки дифферен­циации согласных) «Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает выделять и называть в предложениях только те слова, в которых есть заданные звуки. Звук /С/: Звук /З/ Папа купил Лене санки. На двери висит замок. По дороге движется автобус. На небе появились грозовые тучи. Весной оживает природа. Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает – Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”)

Слайд 15

Слоговой анализ и синтез «Поезд» «Прятки» «Цветок» «Снежинки» «Ласковое слово» «Лишнее слово»

Слайд 16

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКА И БУКВЫ Рассматриваем картинку, выделяем нужное слово. Анализируем, какой звук стоит в начале слова? Какой это звук, гласный или согласный? Демонстрируем артикуляцию. Упражнения на фонематический слух. Послушай мои слова, и если есть новый звук, подними руку. Отбери картинки, в названии которых есть новый звук. Скажи свое слово. Скажи, где новый звук? Далее повторяем, с каким новым звуком познакомились, что узнали о новом звуке. Знакомство с буквой. Новый звук можно записать буквой. На что похожа?

Слайд 17

Методика изучения нового звука и буквы на примере звука и буквы У Звук У 1. Артикуляция звука У – дуем в трубочку 2. Звук У - гласный. 3. Фонетическая зарядка: - Как воет волк в лесу? (У-у-у) 4. Задание на фонематический слух: подними руку, если услышишь звук У в словах — паук, цветок, лужа, диван, улитка, комната, стул, стол, голуби, нос, утка, зубы, аист, курица. 5. Доскажи словечко: Все ребята со двора малярам кричат: (ура) . Долгожданный дан звонок - это кончился (урок) . 6. Придумать слова со звуком У в разных частях слова. Буква У Новый звук У можно записать гласной буквой У (выставляются две буквы – заглавная и строчная). Ассоциативный образ: на что похожа буква У? 1. Выучите: У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. 2. Буква У состоит из двух элементов: две палочки легли наискосок, одна - длинная, другая - короткая. 3. Выложи слог из букв, прочитай: АУ, УА. 4. Печатание буквы, обводим готовую букву.

Слайд 18

Если ребенок забывает, путает, неправильно пишет буквы… Необходимо выяснить: различает ли ребенок понятия «слева», «справа». умеет ли ребенок складывать картинки из 6 кубиков? Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза (начать с 4 кубиков, игры с конструкторами и строителями). Развитие : - развитие мелкой и крупной моторики; - сенсорное развитие, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала; - развитие согласованных действий руки и глаза; - выполнение действия рукой по словесному заданию: рисование пальчиками в воздухе, на снегу, на песке; использование штриховок, трафаретов, раскрасок). - ориентировка в пространстве (лево, право; левая – правая сторона, вверх – низ)

Слайд 19

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМУ Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь : Соблюдать правильную позу при рисовании и письме Правильно держать карандаш Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме. Последовательность обучению письму: Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные. Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые. Учимся рисовать круги и овалы. Учимся рисовать зигзаги. Учимся писать элементы печатных букв. Учимся писать печатные буквы. Учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Слайд 20

КАК ЗАПОМНИТЬ ОБРАЗ БУКВЫ написать букву в воздухе, на столе, на спине другого ребенка; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.; вырывать, вырезать из бумаги образ буквы; вылепить из пластилина, теста; написать на плакате букву разных размеров, разного цвета; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте; вырезать букву по контуру, способ конструирования из пальцев рук; сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами («На что похожа буква?»); обводка буквы, штрихование, закрашивание; письмо по контуру, по опорным точкам.

Слайд 21

ОБРАЗУЕМ СЛОГ Чтобы произнести/прочитать слог слияние, нужно приготовиться к произношению сразу двух звуков и только потом выдохнуть слог (сначала про себя, затем вслух). РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ТАБЛИЦАМИ А 0 У Ы И М МА МО МУ МЫ МИ Р РА РО РУ РЫ РИ Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ли Н НА НО НУ НЫ ЛИ К КА КО КУ - КИ Т ТА ТО ТУ ТЫ ТА С СА СО СУ СЫ СИ Ш ША ШО ШУ - ШИ

Слайд 22

Спасибо за совместную работу!



Предварительный просмотр:

Поскольку методическая модель в свете ФГОС переносится на «рельсы игры»,  то требуется больше игровых методических приемов. И сейчас в наше высокотехнологичное время нужно, чтобы многие методики технологии были пересмотрены и переведены с учебно – дидактического уровня на новый, игровой уровень. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность,  если педагог создает игровые ситуации, если речевой материал представлен в увлекательной форме.

Как помочь ребенку в этом?

                                                  Конечно же, играючи!!!

Фонематический анализ и синтез (элементарный и сложный)

  •  «Хлопни в ладоши» (умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

 Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

  • «Назови первый звук в слове»

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).

  •  «Разноцветные корзинки» (развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.)

На наборном полотне - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.

  • «Подними сигнал» (учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

 Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.

  • «Бегает ежик», «Плавает рыбка» (развивать навык позиционного анализа в словах)

 Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по ежику, рыбке и т.п. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить игрушку, картинку на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится заданный звук  в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

  •  «Волшебные часы» (развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах)

 На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].

  •  «Воздушные шары» ( развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах)

На картинке изображены девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].

  • «Построим пирамиду» (формировать умение определять количество звуков в словах)

 Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды - 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков.

Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?»

  • «Слушай и складывай» (развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных)

У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Педагог произносит слияние гласных: [АУ], [УА], [АО], [ОА], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – вторым.

  •  «Гласная потерялась» (развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа)

На магнитной доске - картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:

а) с гласными а, и, о:

б) со словами: м. к; к.т;  к.т.

Воспитатель предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.

  • «Живые буквы» (закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком)

 Педагог прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.

  • «Найди и назови нужное слово»

Воспитатель предлагает выделять и называть  в предложениях только те слова, в которых есть заданные звуки.

    Звук /С/:  

    Папа купил Лене санки.            

    По дороге движется автобус.

    Весной оживает природа. 

Звук /З/: 

    На двери висит замок.

    На небе появились грозовые тучи.

   Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми   приведенными выше парами звуков.

    Почему собака лает

    На того, кого не знает?

    Потому она и лает –

    Познакомиться желает.  (А. Власов. “Почему?”)

  • «Кто лучше слушает?»

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком /Ш/. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук /Ж/. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком /Ш/,  5 – со звуком /Ж/, 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

    То же можно проделывать и с другими парами звуков.

  • «Какой звук есть во всех словах?»

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук /Ш/. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – /Ж/; чайник, ключ, очки – /Ч/; щетка, ящик, щавель – /Щ/коса, усы, нос- /С/; селедка, Сима, лось – /Сь/коза, замок, зуб – /З/; зима, зеркало, вазелин – /Зь/цветок, яйцо, курица – /Ц/; лодка, стул, лампа – /Л/; липа, лес, соль – /Ль/рыба, ковер, крыло – /Р/; рис, крепость, букварь – /Рь/.     Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли     твердые и мягкие согласные.

  • «Подумай, не торопись»

-    подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

    - подбери  слово, чтобы первый звук был бы  /К/а последний –/Ш/   (карандаш, камыш…)

  • «Определить, какой звук «убежал» из слов?» (картинки).

Назови звуки, которые убежали из слов: клумба – клуба, клума; баклажан – бакажан, балажан; картошка – карошка, картоша;  компас – комас, копас; магнит – манит, магит; кофта – кота, кофа;  крот – кот, крот-рот.

  • «Эхо»

Есть много слов, в которых звук  /А/ и звук /У/ не в начале, не в конце, а прячутся в середине слова. Мы  в сказочном лесу. Здесь живет ЭХО. Эхо повторяет только слова, в которых звук /А/ и звук /У/ прячутся в середине слова. Я – сказочница, вы – эхо. Повторите слова со звуками /А – У/ в середине.

Мак – мох – стул – ток – рак, мир – шум – дым – дом – шаль – кит – пар – пир – шут.

  • «Сломанный телевизор»

Вы  когда – нибудь  видели, как  ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно, звук пропадает, телевизор плохо работает. Бывает, что звучат «остатки», «кусочки» слов.

Я, ведущая, буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы почините телевизор – произнесите слова полностью.

…РБУЗ, …ПТЕКА, …ЗБУКА, …ВТОБУС; КЕНГУР…, ПОЧЕМ…, СНИЗ…, КАКАД…

Кто самый внимательный, кто запомнил, какие звуки пропадали?

  • «Разгадать ребус»  (предъявляются предметные картинки).
    а). по первым звукам  назвать  новое слово.
    Например: стрекоза, облако, барабан, арбуз, ключ, апельсин. (Собака)

Развитие слогового анализа и синтеза слов

  • «Поезд»

 Педагог предлагает картинки. Нужно поместить картинки в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:

  1. вагон - слова, состоящие из одного слога,
  2. вагон – слова, состоящие из двух слогов,
  3. вагон – слова, состоящие из трёх слогов.
  • «Прятки»

   Педагог демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слогов.

  • «Цветок»

 Педагог предлагает составить слова из слогов, которые напечатаны на лепестках цветка.

    В саду распустился красивый цветок

    Он красный и синий имел лепесток,

    На каждом из них был написан слог,

    Чтобы слово составить каждый смог.

    ЗА-, МОК-, РО-,ТА-, ВА-. (замок, ваза, роза, вата и др.)

  • «Найди слог»

 Педагог предлагает детям найти потерявшийся слог. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.

Потерялся слог куда-то.

Изменилось слово - ждёт.

Может, слог найдут ребята,

Кто же слово нам спасёт?

( Ма…на, иг…ка, те..визор, ка…даш, пира…да, во…та)

  • «Снежинки»

 Детям предлагается составить слово из «снежинок».

С неба падают снежинки,

Не спеша, они летят.

Ты поймай снежинку в руки,

Составь слово для ребят.

(Ро-за, иг-ра, зи-ма, иг-ла, ла-па и др.)

  • «Заколдованные слова»

 На доске или на карточках написаны «заколдованные» слова, нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно (без лишнего слога). Детям,  не обладающим навыками чтения, можно демонстрировать картинки, проговаривая слова.

(Сапохар, васуренье, балиранки, пиророжок, сухарири и др).

  • «Ласковое слово»

 Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога. Например: дом-домик, гном-гномик. Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др.

  • «Лишнее слово»

Педагог четко произносит слова и предлагает детям назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

  • «Придумай слово»

Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

  • Игра с мячом «Поймай и сосчитай» (развивать навыки деления слов на слоги)

 Речевой и дидактический материал: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель,  клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

  • «Придумать предложение, все члены которого будут содержать одинаковое количество слогов»
    Например
    : Папа (2сл.) носит (2сл.) шляпу (2сл.).
  • «Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок»
    Например: __ буз (арбуз), ут __ (утка), лод __ ка (лодка) и т.д.
  • «Придумать ряд слов так, чтобы последующий слог одного слова стал первым слогом следующего» , Например: рыба – баран – ранка – калоши – шина и т.д.
  • «Добавить различное количество слогов к одному и тому же слогу, чтобы получилось новое слово», Например: по __ (пожар), по __ __ (попугай)
    «Преобразовать односложное слово в двухсложное (по образцу
    Например: ключ – ключик (мяч, зонт, рот, дом, кот, бант и т.д.)

  • «Превращение двухсложного слова в трехсложное (по образцу)»
    Например: бант – бантик – бантики.
  • «Составить слово из слогов, данных в беспорядке», Например: ка, ней, ли (линейка)
    мин, ви, та (витамин)
  • «Составить как можно больше слов из данных слогов»
    Например: ре, ра, ка, ло, ша, па, се, са, ро, га, но, ко, мо, за, та.
    (река, роса, село, каша, нога, нора, сено, роза, сера, коза, лопата и др.)
  • «Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному»

- Сосна – береза – дуб – лиственница

     - Свекла – авокадо – лук – апельсин

    -  Груздь – подберезовик – рыжик – мухомор

    - Ласточка – грач – галка – перепёлка

    -   Шкаф – тумбочка – диван – раскладушка

     - Гусеница- муха – жук – муравей

  • «Распутай перепутанные слова»

  Фли – ту; баш – ру – ка; ле – те – фон; ду – га – ра; бы – гри; за – ми – мо; рел – ка – та;   га – кни; стрю – ля – ка.

  • «Волшебные превращения слов»

(назови звук, с помощью которого произошли волшебные превращения слов):   дом – дым; танки – санки; бинт – бант; марка – маска; вол – волк; осы – косы; стул –  стол; дубы – зубы; ваза – вата; полка – палка; сон – слон; лапа – лампа.

ЗНАКОМИМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. ИГРЫ

Предложение – это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль.

Определение для детей:

Слова встали друг за другом и вместе нам о чем-то рассказывают – получилось ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  • «Слова считай, пальцы загибай»

Предложите ребенку сосчитать, сколько слов в предложениях, которые Вы говорите. Проговаривайте каждое слово четко. Попросите ребенка повторить Ваше предложение и на каждое слово загибать палец.

Внимание: союзы, предлоги, короткие слова, состоящие из 1-2 звуков – это тоже слова, каждое из них считается отдельно.

Например: Я иду по длинной дороге. – 5 слов

Мы играем и поём. - 4 слова

  • «Составь предложение»

Предложите ребенку послушать, какие слова Вы говорите и составить из них предложение. Слова должны быть связаны по смыслу. Но стоять в разброс.

Например: Гулять мы двор во идем

Варианты предложений:

- Мы идем гулять во двор.

- Мы во двор идем гулять.

- Гулять мы идем во двор.

- Идем мы во двор гулять. И т. д

Можно придумывать варианты предложений по очереди с ребенком.

Постепенно увеличивайте количество слов для составления предложений.

  • «Предложение растет»

Предложите ребенку послушать предложение и повторить его за Вами. Повторите предложение еще раз и добавьте еще одно слово. Попросите ребенка повторить и сказать какое слово Вы добавили. И т. д.

Например:

- Кошка сидит.

- Серая кошка сидит.

- Большая серая кошка сидит.

- Большая серая кошка долго сидит.

- Большая серая кошка долго сидит на окне.

- Большая серая кошка долго сидит у меня на окне. И т. д.

Когда ребенок освоит игру можно добавлять слова по очереди.

  • «Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов»
  • «Придумать предложение с определенным количеством слов»
  • «Распространить предложение, увеличив в нем количество слов»
  • «Сократить предложение, уменьшив в нем количество слов»
  • «Придумать предложение по вопросам»
    Например:
    КТО? ЧТО СДЕЛАЛ? КОМУ? ЧТО?
    Соня связала сестре свитер.

  •  «Составить предложение из слов, данных в разбивку и стоящих в начальной форме»

Послушай слова и составь из них предложение.

- Дети, снеговик, слепить.

- Машина, ехать, дорога, по.

- Солнце, на, таять, сосульки.

- Ракета, космос, в, лететь.

- Луг, на, расти, цветы.

- Заяц, ёлка, сидеть, под.

- Гриб, около, расти, береза.

  • «Продолжить начатое предложение»
    Например:
    На улице …………………….. (льет дождь).
    Мама купила ………………….(арбуз).
  • «Ответить на вопросы по каждому предложению»
    Например:
    Петю встречал Миша. – Кто приехал?
    Лена написала письмо Кате. – Кто получил письмо?
  • «В каждой паре предложений указать правильное и неправильное предложение»
    Например:
    Взошло солнце, потому что стало тепло.
    Стало тепло, потому что взошло солнце.
  • «Исправь ошибки» (Послушай, правильно ли Незнайка составил предложения. Если заметишь ошибку, исправь её).

- Коза кормит девочку.

- Мяч играет с мальчиком.

- Дорога едет по машине.

- Чашка разбила девочку.

- Вова разбил стеклом мяч.

- Я взял зонтик, потому что шел дождь.

- Цветы завяли, потому что их не поливали.

 - Солнышко прячется, потому что ночью темно.

 - Дети взяли санки, потому что выпал снег.

- Пришла весна, потому что прилетели грачи.

- У Кати сегодня день рождения, потому что ей подарили куклу.

-  В комнате включили свет, потому что стало темно.

  • «Вопросы» (развитие навыка отвечать на вопросы, поставленные к разным членам предложения). Если ребенок не может ответить на поставленный вопрос, педагог должен дать образец ответа.

Посмотри на рисунок и послушай предложение:

«В лесу высокие деревья». Ответь на вопросы: Что? Деревья. Где? В лесу. Какие деревья? Высокие.

  • «Удлини фразу»

Послушай маленький рассказ и постарайся его запомнить. А потом мы с тобой устроим соревнование. Я скажу короткую фразу из этого рассказика, а ты добавишь к ней одно слово – фраза станет длиннее. Я прибавлю к получившемуся предложению еще одно словечко, и ты не отставай: к прежним словам новое слово добавляй. Наша фраза будет расти и станет длинная – предлинная. Слова подбирать будем по очереди – перебивать друг друга нельзя. Выигрывает в этой игре тот, кто сумеет добавить последнее слово или часть фразы из рассказа.

В огороде созрел первый помидор. Посмотри, какой он сочный и большой.

Образцы фраз:

1.Это помидор.

2.Это сочный помидор.

3.Это сочный и большой помидор.

4.Это первый сочный и большой помидор.

5.Это первый, сочный и большой помидор, который созрел в огороде.

  • «Закончи предложение»

В: Я не знаю, как закончить предложения, помогите мне, подберите нужные картинки – слова и повторите все предложения целиком.

По дороге едет АВТОБУС.

По дороге ползет УЛИТКА.

Пчелы летят в УЛЕЙ.

В океане плавает зубастая АКУЛА.

В саду расцвели АСТРЫ.

У зайца длинные УШИ.

   К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения,  успешнее подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Умеют удерживать в памяти порядок звуков, слогов и слов, их позицию в слове и предложении, тексте, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

             Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....