Развитие коммуникотивно-речевой компетентности у детей дошкольного возраста средствами интерактивных форм, методов и приёмов
материал по логопедии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Представлены интерактивные методы, которые направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Разобрано пять форм организации интерактивного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_i_priemy_obucheniya.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Теремок» муниципального образования Староминский район

Развитие коммуникативно-речевой компетентности у детей дошкольного возраста средствами интерактивных форм, методов и приемов.

       

                                     Учитель – логопед: Булина Татьяна Ивановна

                                               ст. Канеловская, 2023 г.

Социально-экономический запрос современного общества в гармонично развитой личности обращён в сферу дошкольного образования; социум предъявляет высокие требования к развитию детей старшего дошкольного возраста, ведь это возраст активного проявления индивидуальности, формирования основ мировоззрения, наиболее благоприятный период для развития основных умений и навыков. Решить поставленные перед дошкольным образованием задачи невозможно без целенаправленного педагогического процесса, направленного на коммуникативное развитие личности.

В чём же состоит сущность интерактивных методов обучения? Обучение происходит в активном взаимодействии всех детей, включая педагога. Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. Они предполагают сообучение, причём и ребёнок, и педагог являются субъектом (носителем предметно-практической деятельности, источником активности) образовательного процесса. При этом педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса, создателя условий для проявления инициативы дошкольников.

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

  • активизируется индивидуально-интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха);
  • формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребёнка.

Имеет место пять форм организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно).

2) Парная (задание выполняется в паре).

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах).

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; группа разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учётом возрастных особенностей дошкольников.

  • II младшая группа – работа в парах;
  • средняя группа – работа в парах, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, цепочка, карусель, интервью, аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, цепочка, карусель, интервью, аквариум, большой круг, дерево знаний.

«Работа в парах».

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.

«Хоровод».

На начальном этапе взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка».

Интерактивная технология «Цепочка» способствует формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создаёт обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решения задания.

«Карусель».

Динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом и это стимулирует общение между детьми. Для того чтобы интерактивная технология «Карусель» заработала, детям предлагается договориться с кем бы они хотели поиграть в паре, и кто из них будет стоять во внешнем круге, а кто – во внутреннем. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Дошкольники, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Познавательный диалог повторяется вновь и вновь. Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия – их определения; изучаемое правило – подтверждающий пример и т. п. Особое внимание следует уделять развитию умения у детей формулировать и задавать вопросы; в соответствии с услышанным – строить ответ; дополнять, исправлять собеседника; сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

«Работа в малых группах» (тройках).

В режиме интерактивного обучения отдаётся предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» даёт возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Интервью».

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью», которая требует от каждого играющего выполнение правил ведения диалога:

  • соблюдение очерёдности в разговоре; выслушивание собеседника, не перебивая его;
  • поддержание общей темы разговора;
  • проявление внимания и уважения к собеседнику.

Таким образом, благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Аквариум».

Форма диалога, представляющая собой обсуждение детьми проблемы «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные дети выступают в роли зрителей.

Большое внимание следует уделять качеству ответов детей: развивать у них умение отвечать на вопрос, как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от его содержания. Постепенно приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает взрослый, слушать высказывания товарищей, не перебивать его (их), не отвлекаться. Содержательная сторона технологии «Аквариум» состоит в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

«Большой круг».

Технология «Большой круг»– это технология, которая позволяет каждому ребёнку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний».

Для успешного овладения ребёнком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребёнок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Основной целью представленных игр и упражнений является идея создания интерактивной среды и интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса для развития коммуникативно-речевой компетентности детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для обогащения активного словаря.

«Раз словечко, два словечко».

(работа в подгруппах, метод «Перекрестные группы»)

Цель. Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Развитие чувства ответственности за общее дело. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Материал. Изображения геометрических фигур, предметов.

Ход игры.

Дети делятся на подгруппы. Задания предлагаются всем одинаковые, ответы обсуждаются в подгруппах. Выигрывает та подгруппа, чей ряд слов точнее.

Педагог предлагает назвать предмет по аналогии:

  • малиновый – сироп, закат, цвет…
  • лимонный – пудинг, вкус…
  • вишневый – сок, пирог, компот…
  • сиреневый – куст, бант, туман…

Педагог предлагает назвать по аналогии формы:

  • цилиндр – макароны, труба…
  • ромб – форма печенья, часов, 2 треугольника;
  • прямоугольник – одеяло, картина, книга, крышка стола…
  • овал – блюдо…
  • круг – тарелка…
  • квадрат – платок…
  • шар - мяч…

Педагог предлагает назвать аналогии по свойствам материалов:

  • резина – шапочка для плавания…
  • мех – воротник, мягкие игрушки…
  • пух – подушка, шапка…

«Путешествие».

(работа в подгруппах, метод «Перекрестные группы»)

Цель. Обучение решению спорных вопросов и улаживанию конфликтов с помощью речи. Продолжение работы по обогащению словаря детей. Развитие сообразительности. Воспитание волевых качеств.

Материал. Предметные картинки. 

Ход игры.

Дети делятся на две подгруппы. Ведущий предлагает представить, что ребята отправляются в путешествие (на корабле, самолете, поезде, велосипеде и т.д.; в Индию, на Северный полюс, в горы …)

Что с собой возьмем?

Первая подгруппа собирает вещи, которые начинаются на звук, например, «К» (компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.»

Вторая подгруппа на звук «М» (морковь, молоко, майку, мочалку и т.д.)

Условие: не повторять слова, заметивший ошибку останавливает игру словами «Стоп игра», аргументирует. В путешествие отправляется команда с большим багажом.

«Отгадай целое по части».

(интерактивный метод «Аквариум»)

Цель. Формирование умения определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета. Продолжение работы по обогащению словаря детей. Развитие сообразительности. Воспитание волевых качеств.

Материал. Картинки с изображением: (ствол, ветки, листья, кора, корни; копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище; кабина, крылья, мотор, хвост; рука, туловище, нога, волосы и др.).

Ход игры.

Одна группа предлагает другой ряд картинок, выбранных из предложенных педагогом. Дети второй группы должны договориться между собой и назвать слово соответствующей данной. Например, ствол – дерево; рога – корова; кабина – самолет; рука – человек. Если группа правильно выполнила задание, то она имеет возможность выбрать картинки для другой группы.

«Скажи по-другому».

(метод «Перекрестные группы».

Цель. Упражнение в подборе слов, близких по смыслу. Развитие воображения. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы. Мяч.

Ход игры.

Дети разбиты на две группы. Педагог даёт установку, обращаясь к первой группе. У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? (грустный) Ко второй группе обращается. А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный).

- Идет дождь (моросит, капает, льет, барабанит, шумит…).

- Мальчик идет (передвигается, топает, спешит, семенит, марширует…).

- Весна идет (наступает, приходит, врывается…).

- Чистый воздух (свежий воздух, прозрачный, хрустальный…).

- Чистая вода (прозрачная вода, кристальная...).

- Чистая посуда (вымытая посуда, очищенная…).

- Самолет сел (приземлился, долетел, прилетел…).

- Солнце село (зашло, опустилось, спряталось, закатилось, исчезло…).

- Река бежит (течёт, струится, стремится, бурлит, несётся…).

- Мальчик бежит (мчится, несётся, спешит…).

Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

«В гостях у матрёшек».

(интерактивная игра « Аквариум»).

Цель. Упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развитие навыка соотношения предметов по величине, зрительного восприятия.

Материал. Три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой – в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по величине.

Ход игры.

«Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Играющие раскладывают карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая), а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

«Подбери признак».

(интерактивная игра «Интервью»).

Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными.

Ход игры.

Ребёнок называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какое? какие?), другой ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Рубашка (какая?) – белая, праздничная….

Шуба (какая?) – меховая, теплая…

«Назови ласково».

(интерактивная игра «Хоровод»).

Цель: Обучение детей образованию слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: Мяч.

Ход игры.

Педагог произносит фразу и бросает мяч ребёнку. Предложите ребёнку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тёпленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона чёрная – воронёнок чёрненький.

«Раздели на группы».

(интерактивная игра «Перекрестные группы»).

Цель: Закрепление умения пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал. Карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры.

Педагог предлагает подгруппам детей по очереди из банка предметных картинок выбрать грибы. Первая подгруппа выбирает грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой». Вторая подгруппа выбирает грибы, про каждый из которых можно сказать «она моя».

«Близкие слова».

(интерактивная игра «Большой круг»).

Цель. Формирование умения подбирать синонимы к словам. Развитие точности выражения мыслей при составлении предложений.

Материал. Фишки.

Ход игры.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

Игровая деятельность с использованием интерактивных форм и методов по формированию звуковой культуры речи.

 «Что ты слышишь, что ты знаешь?».

(интерактивная технология «Работа в микрогруппах»).

Цель. Развитие фонематического слуха.

Материал. Песенка мышонка из мультфильма «Какой чудесный день», карточки с заданиями, маски героев.

Ход игры.

Создаются группы по 4 ребёнка. Каждая группа получает по заданию.

1 задание: разложить последовательно карточки появления героев (мышонок, зайчата, бельчонок, ёж, заяц, бобёр). Определить на какие звуки начинаются и (заканчиваются) имена героев.

2 задание: назвать на какой звук начинается музыкальный инструмент, на котором играл мышонок.

3 задание: изобразить, что делала белочка (поднимала грибы в дупло), зайчики (поливали морковь), ёж, бобёр и заяц (строили дом, кладка кирпича), сорока (обед варила). Дети из других команд отгадывают, кто это из героев и что он делает.

4 задание: прослушать и проговорить быстро скороговорку сороки «Кто работал, кто устал, час обеденный настал». Распределить между собой героев мультфильма, представиться и спеть финальную песню друзей. Совместно со всеми детьми, обсудить слова героев: «Не хочу, не умею», «Тоже не умели», «Научились» и др.

Игровая деятельность с использованием интерактивных форм и методов по развитию монологической речи.

«Картинки-загадки».

(интерактивная технология «Большой круг»).

Цель. Развитие умения описывать предмет.

Материал. Коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Ход игры.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий подходит к педагогу и берёт одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Определи игрушку".

(интерактивная технология «Цепочка»)

Цель. Обучение составлению историй с игрушками.

Материал. Детские игрушки.

Ход игры.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие педагог с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесённых игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребёнок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

«История с продолжением».

(интерактивная технология «Аквариум»)

Цель. Развитие монологической речи, умения последовательно излагать события.

Ход игры.

Разделить детей на две группы. Предложить одной группе детей составить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет своё предложение и т. д. Вторая группа слушает историю. Потом группы меняются местами.

«Загадки-описания».

(интерактивная технология «Работа в малых группах (тройках)»).

Цель. Упражнение в составлении небольшого рассказа-описания.

Материал. Картинки зимней тематики (снегирь, новогодняя елка, горка, санки, подарки, варежки), доска со шторками.

Ход игры.

На доске под шторками спрятаны картинки. Дети тройками поочередно выходят к доске, выбирают картинку, садятся малыми группами-тройками и тихо обсуждают, придумывая загадку-описание по картинке. Потом каждая тройка загадывает свою загадку, а дети отгадывают.

«Мостик».

(интерактивная технология «Хоровод».

Цель. Развитие словарного запаса.

Материал. Картинки-лото.

Ход игры.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Игровая деятельность с использованием интерактивных форм и методов по развитию диалогической речи.

«Да или нет».

(Интерактивная технология «Работа в парах»).

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения–игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры.

Педагог раскладывает предметы на столе и предлагает детям посоветоваться друг с другом и загадать какой-нибудь предмет, но ему не говорить. Педагог, чтобы угадать какой предмет загадали дети, задаёт им вопросы. Дети могут отвечать только «да» или «нет». Воспитанникам дается время для обдумывания.

Вопросы:

  • Этот предмет нужен в хозяйстве?
  • Его едят?
  • Его надевают на тело?
  • Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...?
  • Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определённой логики: от назначения предмета – к его расположению – к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку. Затем педагог предлагает детям поменяться ролями: он загадает предмет, а дети будут задавать вопросы и отгадывать.

«Вот так».

(Интерактивная технология «Большой круг»)

Цель. Закрепление у дошкольников умений отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

 Как живёшь?

 Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем).

 А глядишь?

 Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно.

Вопросы могут быть самыми разными:

 Как плывёшь? А бежишь?

 Ждешь обед? Машешь вслед?

 Утром спишь? Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

«Будь внимателен».

(Интерактивная технология «Большой круг»).

Цель. Обучение детей корректному реагированию на различные сообщения.

Ход игры.

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невесёлое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль». Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

  • Я еду в гости.
  • Я победила в конкурсе воспитателей.
  • У меня сегодня очень сильно болит голова.
  • Я купила себе красивое платье.
  • Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Семинар "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"

quot; Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора"...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Статья содержит материал о возможности использования малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Цель исследования – выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей раннего возраста.Предмет исследо...