"Рассказы цепной структуры"
презентация по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

Консультация по развитию связной речи детей (для педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_rr.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказы цепной структуры Материал подготовила: учитель – логопед Степоненкова С. А. н оябрь 2023

Слайд 2

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально . Связная речь – это особый вид речемыслительной деятельности, имеющий сложное строение. И даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.

Слайд 3

Методика цепных рассказов была предложена Валентиной Константиновной Воробьёвой в 1989 году. Под цепной связью понимается «Структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому; осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем».

Слайд 4

Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема. Стрелки обозначают глагольные слова и показывают связь между словами в предложении. Новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее . Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ/рассказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха .

Слайд 5

Преимущества работы с цепными рассказами: дети с интересом работают с предметно-графическими схемами; лучше и быстрее запоминают и пересказывают рассказ; применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное и систематизировать полученные знания.

Слайд 6

Применение схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации .

Слайд 7

На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями. Предлагаю познакомимся с правилами построения цепного текста и составления рассказ по графической схеме.

Слайд 8

Методика проведения занятий 1 этап: взрослый читает детям рассказ. Перед этим обязательно предлагает послушать и запомнить о ком! или о чем! рассказ . 2 этап: Составляется предметно - графический план (схема) На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ при помощи картинок. 3 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. Предлагаем детям соединить цветными стрелками картинки между собой и одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку.

Слайд 9

Методика проведения занятий 4 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить , «украсить» рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков - символов. Признак предмета (какой?): Наречие (когда, где, как?): 5 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные с изменением.

Слайд 10

«Радостная птичка» Мальчик зимой пошёл в магазин. В магазине купил зерно. Зерно насыпал в кормушку. К кормушке подлетела птичка. Птичка стала клевать зерно. Зерно понравилось птичке. Радостная птичка пела песни.

Слайд 11

«Лето на лугу» Наступило лето. Летом Леша и Лиля гуляли на лугу. Луг был покрыт густой зеленой травой. В траве виднелось множество цветов. Цветы понравились Леше и Лиле. Леша и Лиля собрали букет. Букет ребята подарили маме.

Слайд 12

«Сливы» Света и Соня гуляли в саду. В саду они собирали сливы. Из слив мама сделала сливовый сок. Сливовый сок мама налила в стаканы. Стаканы мама поставила на поднос. Поднос со стаканами мама унесла в сад и поставила на стол.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказы цепной структуры

При помощи рассказов цепной структуры дети учаться видеть смысловую структуру текста, легко пересказывают текст по цепочке...

Буклет "Рассказы цепной структуры"

Буклет знакомит  с работай над пересказыванием текстов цепной структуры...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...

Рассказы цепной структуры

Учимся составлять рассказы по картинкам...

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры

1 слайд.Тема.  «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» ...