Дидактические игры для развития связной речи у детей средней группы
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Кизина Вера Владимировна

Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей. Игра для них является основным видом деятельности, формы организации жизни, средство всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ                                                                  (для детей средней группы)

(могут использоваться как педагогами, так и родителями)

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.                                                                                                                                                                              Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Дидактические игры способствуют  интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
                                                                                                                                                                              Игра "Интервью".                                                                                                                                                                                       В гости приходит Петрушка в роли репортера.                                                                                                    Сначала познакомьте детей с новыми словами.                                                                                                Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.                                                                                                                                                                                            Репортер - тот, кто задает вопросы.                                                                                                                    Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.                                                                                                                    Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.                                                                                                          Репортер Петрушка начинает задавать вопросы, дети отвечают. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.                                                                                                   Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.                                                                                                                                                                                     Варианты игры: 1) персонаж интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у персонажа.                                                                                                                                                                                      Игра "Сочини свою сказку".                                                                                                                                   Учитель предлагает группе карточки из лото «Сказки», на которых изображены персонажи сказок. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок получает свою карточку и придумывает свою небольшую сказку.                                     Придумай загадку о животном (детеныш домашнего животного).                                            Ребенок задумывает животное и пытается описать, примерный рассказ «Котенок»: «Он рыжего цвета. У него есть маленькие лапки, коготки, головка, ушки, короткий хвостик. Он живет у нас дома, в старой пуховой шапке. Он уже лакает молоко и ест мясо и рыбу».                                                                                                                                                                    Выигрывает тот ребенок, который первый поднял руку и отгадал загадку.                                       После отгадывания можно продолжить: « У котенка папу называют кот, а маму – кошка. Коты очень умные животные, они охотятся на крыс и мышей».                          Обучение по мнемотаблице.                                                                                                                                            Игра "Мостик".                                                                                                                                                                Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.          Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.                                                                              Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"                                                                                                                           С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.                                                       Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"                                                                                                                                                           Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.                                                                                                                                Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...

Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Одень куклу"

Настольная дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Машины сказки"

Дидактическая игра по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста "Машины сказки"...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Дидактические игры на развитие связной речи для детей 5-6 лет

Игры на развитие речи, можно с детьми играть  дома, в детском саду, в школе....

семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"

Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...

Дидактическая игра для развития связной речи для детей 5-7 лет "Сундук со сказками"

Данные дидактические игры могут использовать в своей работе как узкие специалисты, так воспитатели ДОУ и родители....