семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста».
Задачи:
-обобщение материала по применению дидактических игр
в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников;
-ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников;
-в игровой форме пополнить знания педагогов об игровых методах и приемах в работе над формированием связной речи детей;
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Ведущую роль в процессе развития ребенка играет развитие связной речи и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду.
Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.
Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления.
Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»
1.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи ? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
2.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
3.Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
4.Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности.
Молодцы
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Одним из нетрадиционных методов и приемов развития связной речи является мнемотехника.
Мнемотехника (наглядное моделирование) - система различных приёмов, облегчающих запоминание.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Содержание текста кодируется с помощью условных знаков в виде схемы, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести рассказ, сказку, стихотворение (показ схем)
Мы опробовали метод иллюстрирования содержания текста: рисунки, коллажи (показ). Когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений.
Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний.
ПОИГРАЕМ!!!
Делимся на команды….
1.Задание Разминка: (картинки)
“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.
(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(акула) белки.
4.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…(волк) петух
5.Кукарекает спросонок Милый, добрый…(поросенок) петух
6.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…(мишка) Белка
7.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что...(кит) корова
8.Кружевную паутину сплел искусно...(буратино) паук
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… (бегемот) Бабочка
10.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… (гном) ёж
11.Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам…(соловей) лягушка.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Мы используем технологию ТРИЗ при обучении детей составлению сравнений, загадок, метафор, рифмованных текстов, творческих рассказов по картине, текстов сказочного содержания.
2.Переведите пословицы на русский язык.
Африка: Сын леопарда тоже леопард. (яблоко от яблони недалеко падает)
Афганистан: Верблюда под мостом не спрячешь (шила в мешке не утаишь)
Греция: Бойся тихой реки, а не шумной ( в тихом омуте черти водятся)
Германия: Молчаливый рот – золотой рот ( слова серебро, а молчание золото)Финляндия: Тот не заблудится, кто спрашивает ( язык до Киева доведет)
Франция: Ошпаренный петух от дождя убегает (обжегшись на молоке, на воду дует).
3.Задание «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки.
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
1.• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.
2.• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.
• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.
4. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
• Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
• Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
• Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
• Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
Подведение итогов
Еще поиграем?
Игра «Кто с какими буквами дружит».
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у одного ребенка - слон, у второго - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Второй говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.
Игра «Путешествие».
Воспитатель говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию.
- Что с собой возьмем? И для чего? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Мышей ловить. Другой: "Кастрюли!" Еду готовить. Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:
как помочь бычку не упасть? ( спросить воспит.)
Ответ: Пусть он остановится.
-Но ему нужно идти дальше, что делать?
Ответ: Подложить другую досочку и так далее.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
Игра«Теремок».
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В.: Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить.
( стучит первый игрок)
- Кто там?
Р.: Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! (дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д).
Дети по цепочке находят общие признаки.
( домик, предметные картинки, предметы: утюг, настольная лампа, фен, эл.чайник, пылесос).
Можно провести игру непосредственно с игрушками – эл.приборами.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре. Использование в педагогической работе чего-то нового, интересного – увлекает, а увлеченный педагог может увлечь и детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Развитие речи дошкольников в игре это дополнительная эмоциональная связь между педагогом и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком и речевые игры – все это залог успешного формирования правильной речи у детей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...
Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...
Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...