Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Пресноводные рыбы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Пресноводные рыбы».

 

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Пресноводные рыбы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование и расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей умения выслушивать до конца ответы товарища.

Оборудование: картинный материал по теме «Пресноводные рыбы», мяч, карандаши по количеству детей, листы с заданием на тему «Пресноводные рыбы».

 

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

II. Основная часть.

1.Загадка

Логопед: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба. Мы сегодня с вами будем превращаться в рыбок, но сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику.

2.Артикуляционная гимнастика.

  • «Окошко»
  • «Блинчик»
  • «Улыбочка»
  • «Трубочка»
  • «Трубочка-улыбочка»

3.Дыхательная гимнастика «Мы-рыбки».

Логопед: Молодцы! А вот теперь, мы с вами давайте превратимся в рыбок. Она пускает ртом пузырьки.  Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!
Ход гимнастики: (надуваем-втягиваем  щеки)

Логопед: Молодцы! Ребята, а каких рыб вы знаете?

4.Беседа с детьми.

Дети называют, а логопед выставляет на доске картинки рыб (сом, щука, карась, окунь, др.)

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: Сегодня мы будем изучать рыб, которые живут в реках, озерах, прудах, их называют пресноводные рыбы, так как в реках, озерах, прудах – вода пресная, т.е. не солёная как в морях и океанах.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их. Работа над называнием частей тела рыб.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

5. «Называй слова».

Логопед: Ребята, я вам буду бросать мяч, кто поймает, тому нужно назвать слово, обозначающие действие. Что рыбы делают в воде?

Дети ловят мяч и называют слова – действия (играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются).

6.Физкультминутка «Рыбы плавают в реке…».

Рыбы плавают в реке, Идут на месте. Ладони – лодочкой,

И в пруде и в озерке. Волнообразные движения ладонями.

Окунь, ерш, карась, налим - Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук

Все относятся к речным.

А еще есть щука, лещ - Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща.

В общем, всех не перечесть. Машут правой рукой.

7. «Назови ласково».

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Вы должны будете назвать предмет (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

8. «Внимательные ушки». Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и хлопните, если услышите название рыб, которые живут в воде?

Сом, дельфин, щука, камбала, карп, акула, ёрш, касатка, окунь.

9. «Подбери словечко».

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В реке плавает много (рыб).

В озере живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

10.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Рыбка плавает в водице, (Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение двумя руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова показать, как плывет рыбка.)

Рыбка быстро уплыла.

11. Раздаются детям листы с заданием на тему «Пресноводные рыбы».

III.Заключительная часть.

Логопед (итог занятия): Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл presnovodnye_ryby.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Пресноводные рыбы».

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Пресноводные рыбы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • Формирование и расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие: 

  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Коррекционно-воспитательные: 

  • Продолжать воспитывать у детей умения выслушивать до конца ответы товарища.

Оборудование: картинный материал по теме «Пресноводные рыбы», мяч, карандаши по количеству детей, листы с заданием на тему «Пресноводные рыбы».

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

II. Основная часть.

1.Загадка

Логопед: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба. Мы сегодня с вами будем превращаться в рыбок, но сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику.

2.Артикуляционная гимнастика.

  • «Окошко»
  • «Блинчик»
  • «Улыбочка»
  • «Трубочка»
  • «Трубочка-улыбочка»

3.Дыхательная гимнастика «Мы-рыбки».

Логопед: Молодцы! А вот теперь, мы с вами давайте превратимся в рыбок. Она пускает ртом пузырьки.  Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!
Ход гимнастики: (надуваем-втягиваем  щеки)

Логопед: Молодцы! Ребята, а каких рыб вы знаете?

4.Беседа с детьми.

Дети называют, а логопед выставляет на доске картинки рыб (сом, щука, карась, окунь, др.)

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: Сегодня мы будем изучать рыб, которые живут в реках, озерах, прудах, их называют пресноводные рыбы, так как в реках, озерах, прудах – вода пресная, т.е. не солёная как в морях и океанах.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их. Работа над называнием частей тела рыб.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

5. «Называй слова».  

Логопед: Ребята, я вам буду бросать мяч, кто поймает, тому нужно назвать слово, обозначающие действие. Что рыбы делают в воде?

Дети ловят мяч и называют слова – действия (играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются).

6.Физкультминутка «Рыбы плавают в реке…».

Рыбы плавают в реке, Идут на месте. Ладони – лодочкой, 

И в пруде и в озерке. Волнообразные движения ладонями. 

Окунь, ерш, карась, налим - Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук

Все относятся к речным.

А еще есть щука, лещ - Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща. 

В общем, всех не перечесть. Машут правой рукой. 

7. «Назови ласково».

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Вы должны будете назвать предмет (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

8. «Внимательные ушки». Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и хлопните, если услышите название рыб, которые живут в воде?

Сом, дельфин, щука, камбала, карп, акула, ёрш, касатка, окунь.

9. «Подбери словечко».

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В реке плавает много (рыб).

В озере живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

10.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Рыбка плавает в водице, (Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плывет рыбка.) 

Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение двумя руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова показать, как плывет рыбка.) 

Рыбка быстро уплыла.

11. Раздаются детям листы с заданием на тему «Пресноводные рыбы».

III.Заключительная часть.

Логопед (итог занятия): Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель».

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные   подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий  по лексической теме «Новый год» для детей с ОНР в старшей группе ....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Приметы осени»

Конспект логопедического занятия в старшей группепо лексической теме «Осень. Приметы осени»      Подготовила  учитель-логопед Кравченко Ю.В....