Конспект "Виды нарушений звукопроизношения"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Рассошанская Светлана Евгеньевна

теоретический материал в помощь воспитателям и логопедам в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_narusheniy_zvukoproiznosheniya_2.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Виды нарушений звукопроизношения

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л', р, р', j, заднеязычные (к, к', г, г', х, х', звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т', д’, н'). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

Все дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в следующих вариантах:

1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте после 5-6 л.

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] — на [С]. В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.

3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком — ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.

4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш)

Возрастной «нормой» звукопроизношения до определённого возраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 леи т эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.

Основными методами коррекционной работы логопеда являются:

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

— наглядные: показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению ;

— словесные методы с опорой на наглядность;

— словесные методы без опоры на наглядность: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос как стимул речевой активности ребенка, оценка детской речи;

— практические методы, которые должны носить игровой характер: игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...