«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш».
материал по логопедии

Семенова Виктория Олеговна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дюймовочка» села Бижбуляк муниципального  района

 Бижбулякский район  Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звуковая культура речи:

дифференциация звуков с-ш»

 

 

 

 

Составила учитель-логопед  

  Семенова В.О.

 

 

 

 

2023г.

План:

  1. Артикуляционная гимнастика с девочкой Лизой.

1.1Пальчиковая гимнастика «Репка».

  1. Дифференциация звуков с-ш
  2. Физкультминутка
  3. Работа с  звуковой таблицей. Игра «Определи, место звука в слове».
  4. Игра Антошка с ложкой
  5. Игра лабиринт с буквой С и Ш

 

 

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Задачи:

     -познакомить со звуками с-ш;

     -научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;

    - развивать внимание, память.

 

Раздаточный материал:

Цветные перышки, зондозаменители, игра лабиринт ,ложки с изображением предметов.

 

 Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.               

- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

- А теперь послушайте стихотворение.

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? (О речи.)

- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)

Сейчас мы с вами позанимаемся вместе с Лизой

(Артикуляционная гимнастика с Лизой),(Чистим зубки, маляр, чашечка, блинчики, часики, грибочек)

-Гимнастика для наших пальчиков(Пальчиковая гимнастика «Репка»)

(Потягивание за кончики пальцев, «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги)

Тянут ,тянут(мизинец пр.р.)

Бабка с дедкой (безымянный палец пр.р.)

Из земли (средний палец  пр.р.)

Большую репку: (указательный палец пр.р.)

«Вот пришла бы (большой палец пр.р.)

Наша внучка, (большой палец лев.р.)

Помогла б (указательный  палец лев.р)

Собачка Жучка. (средний палец лев.р.)

Где же кошка,(безымянный палец лев.р.)

Мышка –крошка?» (мизинец  лев.р.)

Хоть держалось крепко,(одноимённые пальцы подушечками друг к другу)

Вытянута репка!(Обе руки вверх в таком положении)

2. Основная часть.

- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).

Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)

- Как произносится звук Ш(губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.)

Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то хлопните в ладошки, а если звук  Ш, то трогаем  ушки  . Звук произносить не нужно.

С-ш-ш-с-с-ш-с.

( Дети дают ответ соответствующим движением.)

 

  1. Физкультминутка

-ШИ-ШИ-ШИ- ты руками помаши

-ЖИ-ЖИ-ЖИ –вправо ,влево покажи

-ЧА-ЧА-ЧА -тяни руки до плеча

-ЩА-ЩА-ЩА -голову  повращай

-ЧУ-ЧУ-ЧУ -ты присядь ,я промолчу

-ЩУ-ЩУ-ЩУ -всех глазами  поищу

4. Продолжение работы по теме. Звуковая таблица.

-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

 Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая таблица(вешаю на доску звуковую таблицу). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку.

Игра «Определи, место звука в слове».

                (Вывешиваю слово со звуком С.)

- Произнесите слово С-с-сапоги.

- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)

- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку.

Аналогично разбирается слово Глобус  и слово Маска.

А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.

(Чашка, Шапка, малыш.)

 (Сначала вешаю на доску слово чашка.)

- Скажите слово чашка медленно.( Чааа-ш-кааа.)

- Где слышится звук Ш? (в середине.)

- ставим  фишку в нужную клетку.

5.Игра «У Антошки на  ложке»

 -Ребята у вас на столе у каждого лежат ложки с изображением картинок, говорим полным предложением –«У Антошки на ложке….что изображено на ложке (картошка ,шапка, шишка и т.д.).

6.Игра «Лабиринт»

 -помочь букве С добраться по лабиринту до совы.

 -помочь букве Ш добраться по лабиринту до шарика

7.Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, играли в игру Лабиринт,»Антошка» .)

- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_logoped.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дюймовочка» села Бижбуляк муниципального  района

 Бижбулякский район  Республики Башкортостан.

«Звуковая культура речи:

дифференциация звуков с-ш»

Составила учитель-логопед  

  Семенова В.О.

2023г.

План:

  1. Артикуляционная гимнастика с девочкой Лизой.

1.1Пальчиковая гимнастика «Репка».

  1. Дифференциация звуков с-ш
  2. Физкультминутка
  3. Работа с  звуковой таблицей. Игра «Определи, место звука в слове».
  4. Игра Антошка с ложкой
  5. Игра лабиринт с буквой С и Ш

 

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Задачи:

     -познакомить со звуками с-ш;

     -научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;

    - развивать внимание, память.

Раздаточный материал:

Цветные перышки, зондозаменители, игра лабиринт ,ложки с изображением предметов.

 Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.               

- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

- А теперь послушайте стихотворение.

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? (О речи.)

- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)

Сейчас мы с вами позанимаемся вместе с Лизой

(Артикуляционная гимнастика с Лизой),(Чистим зубки, маляр, чашечка, блинчики, часики, грибочек)

-Гимнастика для наших пальчиков(Пальчиковая гимнастика «Репка»)

(Потягивание за кончики пальцев, «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги)

Тянут ,тянут(мизинец пр.р.)

Бабка с дедкой (безымянный палец пр.р.)

Из земли (средний палец  пр.р.)

Большую репку: (указательный палец пр.р.)

«Вот пришла бы (большой палец пр.р.)

Наша внучка, (большой палец лев.р.)

Помогла б (указательный  палец лев.р)

Собачка Жучка. (средний палец лев.р.)

Где же кошка,(безымянный палец лев.р.)

Мышка –крошка?» (мизинец  лев.р.)

Хоть держалось крепко,(одноимённые пальцы подушечками друг к другу)

Вытянута репка!(Обе руки вверх в таком положении)

2. Основная часть.

- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).

Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)

- Как произносится звук Ш(губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.) 

Произносим ,дуем на ладошку(на ладошке перышко)

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то хлопните в ладошки, а если звук  Ш, то трогаем  ушки  . Звук произносить не нужно.

С-ш-ш-с-с-ш-с.

( Дети дают ответ соответствующим движением.)

  1. Физкультминутка

-ШИ-ШИ-ШИ- ты руками помаши

-ЖИ-ЖИ-ЖИ –вправо ,влево покажи

-ЧА-ЧА-ЧА -тяни руки до плеча

-ЩА-ЩА-ЩА -голову  повращай

-ЧУ-ЧУ-ЧУ -ты присядь ,я промолчу

-ЩУ-ЩУ-ЩУ -всех глазами  поищу

4. Продолжение работы по теме. Звуковая таблица.

-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

 Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая таблица(вешаю на доску звуковую таблицу). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку.

Игра «Определи, место звука в слове».

                (Вывешиваю слово со звуком С.)

- Произнесите слово С-с-сапоги.

- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)

- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку.

Аналогично разбирается слово Глобус  и слово Маска.

А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.

(Чашка, Шапка, малыш.)

 (Сначала вешаю на доску слово чашка.)

- Скажите слово чашка медленно.( Чааа-ш-кааа.)

- Где слышится звук Ш? (в середине.)

- ставим  фишку в нужную клетку.

5.Игра «У Антошки на  ложке»

 -Ребята у вас на столе у каждого лежат ложки с изображением картинок, говорим полным предложением –«У Антошки на ложке….что изображено на ложке (картошка ,шапка, шишка и т.д.).

6.Игра «Лабиринт»

 -помочь букве С добраться по лабиринту до совы.

 -помочь букве Ш добраться по лабиринту до шарика

7.Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, играли в игру Лабиринт,»Антошка» .)

- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...