Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Богословская Татьяна Ивановна

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-с

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.

Ход занятия                                                                                                                  

Напомнить детям известные им песенки- звуки: ззз- это песня комара, ссс- так вытекает вода из крана( выходит воздух из мяча)

- Давайте условимся, - ели вы услышите з - прогоняйте комара легким движением руки, услышите с- умывайтесь, не касаясь руками лица. Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения.

Произносить то один, то другой  звук, прикрыв губы листом бумаги.  Взять на заметку детей , часто ошибающихся. Четырем-пяти из них предложить выполнить это же задание отдельно. Остальные дети наблюдают за их действиями.

Дать детям новое задание:

Я буду говорить слова, а вы  внимательно слушайте и называйте знакомый  вам звук: кислый, зеленый…..

А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: сахар,( проверить, как выполняется задание)…. Озеро (  объяснить кто ошибся и почему)….заря…синичка….золотой…серебряный..

Далее  задание выполняют только девочки ( мальчики контролируют) ( слова зеленый, суровый, заяц, снегирь). После них – мальчики ( слова слева, внизу, озорник, сутолока)

Я назвала вам много слов со звуком з.  А какие слова назовете вы? ( За правильный ответ дается фишка)

Повесить на подставки для книг картинки с изображениями мяча и комара. Между подставками расположить  предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, значок, зайчика

Задание: Взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой  знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке  с мячом, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: « Правильно, правильно», если ребенок  ошибается: « Нет-нет-нет» В последнем случае вернуть предмет на прежнее место и вызвать другого ребенка

Физкультминутка « Волшебник»

Дети имитируют движения.                                                                                                                                                  

В лес пришел волшебник злой,                                                                                                                                            

Он ужасный и большой.                                                                                                                                                     

Он руками замахал                                                                                                                                                                      

И зверей заколдовал.                                                                                                                                                                              

 Но пришли друзья-детишки,                                                                                                                                 

 Озорные шалунишки,                                                                                                                                                    

 Стали думать и решать,                                                                                                                                                        

 Как заданья выполнять.                                                                                                                                                      

Наконец они решили                                                                                                                                                                       

И зверей освободили.                                                                                                                                                                  

 А теперь, друзья, - плясать,                                                                                                                                                    

Нам не надо унывать.

Выставить 5 пирамидок. Объяснить задание: 

Я сейчас  расскажу вам про сорок. Кто они такие? В предложении, которое я вам скажу будет пять слов со звуком с, столько же сколько и пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно,- получите пирамидку:

Сорок  сорок  в короткий срок     

Съели сырок

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок. Указать, что рифмовка  про сорок -скороговорка и произносить ее надо быстро. Предложить сказать скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, далее быстрее и очень быстро. После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки. 

Заканчивая занятия, спросить у детей, какие  звуки они научились различать ( звонкий з и глухой с) и кто сколько получил  фишек и пирамидок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_zvukovoy_kulture_rechi._z_-_s_docx.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-с

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.

Ход занятия        

Напомнить детям известные им песенки- звуки: ззз- это песня комара, ссс- так вытекает вода из крана( выходит воздух из мяча)

- Давайте условимся, - ели вы услышите з - прогоняйте комара легким движением руки, услышите с- умывайтесь, не касаясь руками лица. Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения.

Произносить то один, то другой  звук, прикрыв губы листом бумаги.  Взять на заметку детей , часто ошибающихся. Четырем-пяти из них предложить выполнить это же задание отдельно. Остальные дети наблюдают за их действиями.

Дать детям новое задание:

Я буду говорить слова, а вы  внимательно слушайте и называйте знакомый  вам звук: кислый, зеленый…..

А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: сахар,( проверить, как выполняется задание)…. Озеро (  объяснить кто ошибся и почему)….заря…синичка….золотой…серебряный..

Далее  задание выполняют только девочки ( мальчики контролируют) ( слова зеленый, суровый, заяц, снегирь). После них – мальчики ( слова слева, внизу, озорник, сутолока)

Я назвала вам много слов со звуком з.  А какие слова назовете вы? ( За правильный ответ дается фишка)

Повесить на подставки для книг картинки с изображениями мяча и комара. Между подставками расположить  предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, значок, зайчика

Задание: Взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой  знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке  с мячом, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: « Правильно, правильно», если ребенок  ошибается: « Нет-нет-нет» В последнем случае вернуть предмет на прежнее место и вызвать другого ребенка

Физкультминутка « Волшебник»

Дети имитируют движения.                                                                                                                                                  В лес пришел волшебник злой,                                                                                                                                            Он ужасный и большой.                                                                                                                                                     Он руками замахал                                                                                                                                                                      И зверей заколдовал.                                                                                                                                                                               Но пришли друзья-детишки,                                                                                                                                  Озорные шалунишки,                                                                                                                                                      Стали думать и решать,                                                                                                                                                         Как заданья выполнять.                                                                                                                                                      Наконец они решили                                                                                                                                                                       И зверей освободили.                                                                                                                                                                   А теперь, друзья, - плясать,                                                                                                                                                    Нам не надо унывать.

Выставить 5 пирамидок. Объяснить задание:  

Я сейчас  расскажу вам про сорок. Кто они такие? В предложении, которое я вам скажу будет пять слов со звуком с, столько же сколько и пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно,- получите пирамидку:

Сорок  сорок  в короткий срок                                                                                                                                    Съели сырок

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок. Указать, что рифмовка  про сорок -скороговорка и произносить ее надо быстро. Предложить сказать скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, далее быстрее и очень быстро. После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.  

Заканчивая занятия, спросить у детей, какие  звуки они научились различать ( звонкий з и глухой с) и кто сколько получил  фишек и пирамидок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»

Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи "Звуковая культура речи: звук И"

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности на тему «Звуковая культура речи: звук И».Задачи:Упражнять детей в четком и правильном произношении звука И (изол...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи» (звук «у»). во второй младшей группе №1

Основная общеобразовательная программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Возрастная груп...