Использование литотерапии в логопедической работе с дошкольниками.
статья по логопедии

Сизова Мария Михайловна

Материал содержит информацию по использованию камешков "Марблс" в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

литотерапии  в логопедической работе с дошкольниками.

 

«Дети должны жить в мире красоты,

                                                         игры, сказки, музыки, рисунка,

                                               фантазии, творчества» 

 В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОВЗ требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:  

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.
  • Развитие связной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.  

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.  

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.  

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация. Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционно-развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

  • развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
  • решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
  • развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
  • формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

        Одним из таких методов является литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Литотерапия– (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. В коррекционной практике с детьми с ОВЗ  камешки «Марблс», перекликаются с хромотерапией. Это универсальное пособие представляет собой наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Игры с использованием  камней  стимулируют речевое  развитие,  развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от  рецепторов руки к центру речи.

Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение.

Игры с использованием камешков «Марблс» в логопедической работе с детьми.

 Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем.

-Игра  «Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

-«Выложи по контуру».

 Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

-«Продолжи». Продолжить узор или ряд.

-  «Выложи словечко»

 Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Фишки-камушки выкладывать под буквами.

-С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?). Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

- Игра «Зеркало». Работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

 -Игра «Сосчитай, не ошибись» Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

-Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ ).

-"Гусеничка-модница .

Цель:автоматизация звуков.

-Упражнение «Найдем предмет» , или игры «Сухой бассейн»,  «Угадай-ка».

Цель: автоматизация звуков, развитие тактильных ощущений.

  Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

- « Поможем Дюймовочке» выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Цель: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-Игра «Жадина» Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками . Например: моя груша, моё ведро и т. д.

-«Разбери по цвету». В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам

-«Золушка». Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

-«Разбери по размеру». Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

 - "Весёлый счёт" Выложить столько камешков на столе, сколько: у человека носов? Сколько пальцев на одной руке, на двух? Сколько ушей у собаки? Сколько глаз у кошки? Сколько крыльев у птицы? Сколько ножек у стола?

-Игра «Помоги бабочке долететь до цветка» Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке

 -«Гирлянда». Выкладывание  последовательного рисунка из камешков.

- Игры на развитие пространственных представлений .

Камешки «Марблс», помогут разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности  детей.

Список использованной литературы:

  1. Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37
  2.  Статья Е.В. Афонасьевой «Блестящая математика: математические игры с камешками «Марблс»
  3. Статья  О.В. Бурнашовой МБДОУ №133 Новокузнецк. «Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
  4. Статья Черногузовой Е.А.  «Камешки «Марблс» и их применение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и  его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....

Коррекция нарушений внимания в системе логопедической работы у дошкольников с заиканием.

В дипломе представлена методика обследования внимания у дошкольников с  заиканием. Предложены игровые упражнения направленные на коррекцию данного психического процесса....

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...