Мастер- класс на тему: «Артикуляционная гимнастика с помощью малых фольклорных форм»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Терещенко Инга Вадимовна

Мастер- класс на тему:

«Артикуляционная гимнастика с помощью малых фольклорных форм»

И.В. Терещенко

Ход мастер – класса

Инга. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика с помощью малых фольклорных форм».

Для начала, мы поговорим о том, что такое речь. Речь – это чудесный дар природы, который не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно, очень важно помочь ребёнку, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

На сегодняшний день, к сожалению, много детей с тяжёлыми нарушениями речи. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем исправления и закрепления речевых недостатков. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Одной из предрасположенностей является нарушение моторики, в том числе и артикуляционной. Занимаясь с дошкольниками, имеющими нарушение речи, закрепляя их правильную артикуляцию и произношение, возникает поиск новых форм этой деятельности, которую мы непосредственно связали  с народной педагогикой. При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно использовали малые фольклорные формы.

Катя.   Артикуляционная гимнастика это специальное упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Цель - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

            Причины, по которым необходимы, заниматься арт. гимнастикой:

Благодаря своевременным занятиям арт. гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Арт. гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия  арт. гимнастикой позволяет всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

А сейчас мы вам покажем основные упражнения арт. гимнатиски, для детей ОНР (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Арт. гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

в) с родителями дома.

2.  Выполняется арт. гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

       3. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

       4. Вначале арт. движения выполняются медленно, неторопливо, но постоянно, по мере  овладения ими, темп арт. гимнастики увеличивается.

       5. Комплекс арт. гимнастики неуклонно усложняется и  расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.

       6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования арт. моторики параллельно с увеличением темпа движений.

       7. Возможно, и желательно выполнение арт. гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инга. Сейчас я покажу вам, как можно проводить артикуляционную гимнастику с использованием малых фольклорных форм.

Сказка  о язычке

(Артикуляционная гимнастика с использованием малых фольклорных форм)

Жил был  весёлый язычок в своём домике – ротике. Проснулся он в своём домике: 

 

                                                                 image image

Вместе с солнышком встаю, 
Вместе с птицами пою. 
С добрым утром! 
С ясным днем! 
Вот как славно мы поем!

Выглянул в окошко и  видит, что его друзья делом заняты:

 

                                                                    image image

 

image

Собака на кухне  
Пироги печет.  
Кот в углу  
Сухари толчет.  
Кошка в окошке  
Платье шьет.  Курочка в сапожках  
Избушку метет.

                Подумал язычок: «Не буду мешать своим друзьям, пойду, полежу на крылечке».  И растянулся язычок на солнышке, как блинчик на сковородке.

image

            А, тата, тата, тата,
           Пожалуйте решета –
           Мучки посеять,
           Пирожки затеять.
           А для нашей лапушки
           Затеем оладушки,
           Испечем блинка –
           Покормить сынка.

 

 

image

Мимо котик пробегал:

Котик серенький лобок,
Не ходи-ка в погребок,
Не ходи-ка в погребок
По сметану, по комок.

 

                Язычок испугался – поднял свои краешки вверх (чашечка), и стал похож на чашечку.

image

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Поел язычок кашки да блинчиков и решил заняться делом.

«Дайка я» - подумал язычок: «Сошью платье своей подружке Марье».

 

 

 

Взял иголочку с ниткой и принялся за работу:

image

Острая иголка,
Колкая иголка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик!

За делом и время пробежало незаметно, устал язычок:

                                                             image image

Ладушки - ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко.

 

 

 

 

 

 

 

Снова развалился язычок и домой удалился:

 

                                                                         image image

Ходит сон у колыбели - 
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели - 
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку. 
Засыпай.

 

Вот и сказки конец, кто выполнял, тот молодец!

Жили - были два павлина - 
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся -
 
Вот и сказка вся!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass._ped._kolledzh.docx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм.

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм. (1я младшая группа)Цель: учить детей проживать эмоции удивления, сопере...

Обогащение речи детей с помощью малых фольклорных форм.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать это...

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»

В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях.  Кратко описаны основные моменты формирования математич...

Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.

Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...

Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика»

От четкой и внятной дикции зависят полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем при обучении в школе отсутствие проблем в усвоении школьной прог...