Знакомство со звуками "Х - Хь" и буквой "Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство со звуками "Х - Хь" и буквой "Х"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._zvuk_hdocx.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Знакомство со звуком (Х - Хь) и буквой «Х».

Составил

учитель – логопед 1 кв. категории:

Тулякова Ю. А.

г. Богородск,2023

Цели занятия

Коррекционно – образовательные:

- закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, слогах, фразах;

- обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;

- учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;

- познакомить с буквой «Х», и её написанием;

Коррекционно – развивающие:

- звуко – буквенный анализ слогов АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Коррекционно – воспитательные:

- расширять кругозор детей;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла,

2. – Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам в гости?

Нос пяточком, а хвост крючком.

(Поросёнок – Хрюша)

Основная часть

Логопед. Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова,

а вы его добавьте - ПЕТУ – Х; ПАСТУ – Х; ОТДЫ – Х; СМЕ – Х;

ЛОПУ – Х; МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х;

ШОРО – Х; (дети добавляют звук «Х» и называют слово полностью.)

Кто догадался какой звук будем учить?

Сообщение темы занятия

Мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», узнаем букву Х

Артикуляция звука.

Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук «Х» (дети выполняют).

Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?

(Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы

открыты.)

Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык, выдыхается тёплая струя воздуха.

Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.

Логопед выставляет на доску - картинку – символ.

Звук произносится без голоса. Значит, какой звук? (Глухой.)

Звук произносится твёрдо. Значит звук какой? (Твёрдый.)

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

Характеристика звука.

Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.

Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара? (Да, звук «Хь».)

Развитие фонематического слуха.

Выделение звука «Х» в звуковом ряду: «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;

Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ;

Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»

ХА – ХО – ХУ ХУ – ХА – ХО

ХО – ХУ – ХА ХО – ХУ – ХА

АХ – ИХ – УХ ИХ – ОХ – АХ

УХ – АХ – ИХ АХ – ОХ – УХ

III. Физкультминутка. «Как живёшь?»

- Как живёшь? (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

- Вот так!

- Как плывёшь? (изобразить плывущего)

- Вот так!

- Как бежишь? (изобразить бегущего человека)

- Вот так!

- Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

- Вот так!

- Ждешь обед? (погладить животик)

- Вот так!

- Машешь вслед? (помахать рукой)

- Вот так!

- А как спишь? (изобразить спящего)

- Вот так!

- А шалишь? (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

- Вот так!

Игра «Замени звук»

Логопед. Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.

салат – халат голод – холод сор – хор год – ход

качу – хочу робот – хобот играем – храм клоп – хлоп

гудеть – худеть свалить – хвалить Глеб – хлеб

Iv. Знакомство с буквой «Х»

Логопед. Все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков

«Х» и «Хь» тоже есть буква - Х.

На доске панно - домик - в нём живут. Угадайте букву – Х.

- показ буквы;

- определить место буквы - Х - в кассе;

Послушайте стихотворение про букву Х.

Буква Х всё ходит, ходит,

Места, что ли, не находит.

Работа в кассах: анализ слогов АХ, ОХ, УХ

ХА, ХО, ХУ

Логопед. Сколько звуков услышали? (дети отвечают – два)

Какой первый звук? («А»)

Какой второй звук? («Х»)

Что получилось? (дети читают «АХ») и т.д.

АХ – когда испугаемся;

ОХ – когда тяжело устанем;

УХ – когда делаем что – то с силой;

ХА – ХА – смех, радость.

Работа в тетрадях:

Логопед. Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои варианты)

Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

Сколько нужно взять деталей? (две)

Дети выкладывание буквы из счётных палочек.

Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.

Показ образца. Пишем букву в тетрадях.

(дети пишут букву в своих тетрадях)

Упражнение. Подбор определений к слову «ХЛЕБ».

Логопед. Кто похвалит хлеб, придумает слова которые отвечают на вопрос – Какой хлеб? (дети подбирают слова)

VII. Итог. Хрюше, очень понравилось как вы работали и играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...