"Звуковой анализ слова. Игры и упражнения"
материал по логопедии (подготовительная группа)
Брошюра-напоминалка о поэтапности звукового анализа на логопедических занятиях, игры и упражнения по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_zvukovoy_analiz_slova_igry_i_uprazhneniya.docx | 123.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проводить анализ слова
следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам.
(обычно хлопками).
3. Найди ударный слог.
Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.
4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Звук надо «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук акцентируется в составе целого слова.
5. Обозначь выделенный звук фишкой.
6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных?
- Сколько слогов?
ИГРЫ
«Где спрятался звук».
Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнение, тренирующего внимание и память.
- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?
Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.
Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка.
«Придумай слово».
Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.
Педагог предлагает придумать слова с заданным звуком. Например,
[р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к], что можно купить в магазине?», «Перечисли продукты, в названии которых есть звук [к] (калач, молоко, конфеты, напиток, сок, колбаса, бекон и т.д.).
«Скажи, как я».
В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.
Дети становятся в круг, педагог в центре с мячом. Педагог бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно педагогу и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов.
Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист.
«Подбери слова к схеме».
Подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале). Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова.
Администрация г.о. Подольск
Московской области Комитет
по образованию администрации
г.о. Подольск
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 34»
Дошкольное отделение № 1
«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ИГРЫ
И УПРАЖНЕНИЯ»
Подготовила учитель-логопед
Мостовая Т.М.
Г.о. Подольск
2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
Презентация "Игры по словесно – зрительному ознакомлению со словом, буквой и звуковым анализом слов!"
Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр....
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»...
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...
Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов
КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...