Автоматизация звука "Ль"
картотека по логопедии

Милютина Елена Петровна

Речевой материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_2_l-_y_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа звуков Й, Л', Й—Л' Й

Я-Я-Я-Я-Я-Я — вот ползет змея. Ё-Ё-Ё-Ё-Ё-Ё — это все вокруг мое.

Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю — я вам песенку спою. АЙ-АЙ-АЙ — испеку я каравай.

ОЙ-ОЙ-ОЙ — ты беги домой.

а)        в начале слова:

яма, яхта, ягоды, язык, Яна, Яша, ясли, яблоко, якорь, январь, янтарь, ясень, ящик, яйца, еда, енот, еж, елка, юг, Юра, юбка, юннат, юнга, юла, юрта, йог, йод;

б)        в середине слова:

маяк, пояс,баян, одеяло, паек, подъем, каюта, июнь, вьюга, вьюн, тайна, майка, гайка, койка, шайба, двойка, лейка, копейка;

в)        в конце слова:

Майя, Тая, Зоя, Рая, стая, змея, идея, соя, фея, шея, швея, затея, акация, акция, моя, твоя, платье, купание, пение, май, бой, покой, зной, воробей, клей, иней, музей.

Я пою (даю, купаю, катаю, кидаю, баюкаю, еду, кую, умею, знаю).

Он поет (дает, купает, катает, кидает, баюкает, едет, кует, умеет, знает).

Предложения со звуком Й

Майя катает Юру на санках. Майя запускает змея. Я ем изюм. Мы едем на юг. Ева покупает юбку, а Майя покупает ягоды. Майя купает утку.

Пословицы, поговорки, загадки

Умей взять — умей и отдать. Знай край, да не падай. От добра не бегай, а худого не делай. За свой край смело стой. Есть терпенье — будет и уменье.

* * * У двух матерей

по пяти сыновей, одно имя всем.

(Пальцы) Мойдодыру я родня, Отверни, открой меня. И холодною водою Живо я тебя умою. (Водопровод)

Кто всю ночь по крыше бьет, Да постукивает, И бормочет и поет, Убаюкивает?

(Дождь)

Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду — Мимо рта я не пройду. (Ложка)

               Дифференциация  Й—Ль        

Четко произносить слоги парами.

я-ля        ли-я        ай-аль        аль-ай        я-ля-я

ю - лю        лю - ю        ой - оль        олъ - ой        ё - лё - ё

ё-'лё        лё-ё        уй-уль        уль-уй        ю-лю-ю

е-ле        ле-е        ей-ель        ель-ей        е-ле-е

Я-Я-Я — ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Е-Е-Е — ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ

Е-Ё-Ё — ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ

Ю-Ю-Ю — ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

АЙ - АЛЬ

ОЙ-ОЛЬ

АЛЬ- АЙ - АЛЬ

ОЙ - ОЛЬ - ОЙ

мой — моль        юг — люк

гайка — галька        йод — лед

пой-ка — полька        ямка — лямка

война — вольна        ежи — лежи

бой — боль        койка — Колька

рой — роль        Юлия — Лилия

дай — даль        поют —польют

Предложения со звуками Й и Л'

Объявление приклеили клеем: Из ягод варят кисель. Лебеди летят на юг. Юля поливает лилии. Уля катает Юлю.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки

Маленький, да удаленький, велик, да дик.

Апрель богат водою, а май — травою.

Не пойманная рыбка всегда большой кажется.

Мед есть — в улей лезть.

Вой отвагу любит.

Мели Емеля — твоя неделя.

* * * Не море, не земля, а кораблям плавать нельзя.

(Болото)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

На сосне да елке — хвойные иголки. Иголки эти зелены да колки, а ушка-то и нету. Нитку не проденешь, платье не сошьешь. Зимой и летом одним цветом.

(Хвоя)

На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек) Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька)

II. Четко произносить слова парами

юбочка - Любочка

ямка - лямка

поёт – полёт

 Лия-Лиля

Лель – ель

 Яшка - бляшка

мой - моль

рой-роль

стай – сталь

поесть - полезть

юг-люк

ежи – лежи

 Юля - юла

ляг- як

Юлька - люлька

Коля – колья

 бой-боль

дай - даль

койка — Колька

Ш. Четко произносить слова.

Листья, Илья, Наталия, Ульяна, Лидия, Юлия, Поленья, колья, колье, бельё, июль, лилия, кливия, сальвия, ущелье, ель, колыбельная, клюют, аллея, клинья, гуляние, веселье, переселение, заселение, поселение, увлечение, включение, переключение, подключение, наблюдение, удивление, любование, колебание, исключение, Алексей, Лидия, Василий, Анатолий, Айболит, больно, улей, лейка, клей, лей, линейка, стеклянный, хрустальный, Бармалей, коктейль, июльский, льняной, крылья.

Четко произносить словосочетания

сильные крылья мокрое бельё весёлое гулянье смелый Илья тополиный

лист кленовая аллея хрустальный бокальчик стеклянный стакан глиняный кувшин июльский день липовый цвет фиолетовая лилия липовая аллея фиолетовый колокольчик

жёлтые листья пчелиные улья берёзовые поленья кленовый лист глубокое ущелье зелёная лейка бальный танец льняной костюм колокольный звон тополиный пух лиственный лес лесной олень клюквенный коктейль пугливый цыплёнок

Четко произносить предложения.

Юра и Лёва - друзья.

У орла сильные крылья.

На Любочке синенькая юбочка..

Лена играет на рояле.

Летом Юля много гуляет.

Юля вертит юлу.

Рая поливает из лейки цветы.

Майя и Лиля гуляют в лесу.

Яша и Лида поливают яблоки.

Под елью Лева увидел ёжика.

Алёш поёт и танцует.

Бельчата скачут с ёлки на ёлку.

Юля ест малину.

Алина моет лимоны.

Ева отдыхает на юге.

У Лили юбка на лямках.

На поляне ежиха с ежатами.

Я сею сельдерей.

Зимой дети надевают тёплое бельё.

В июле стояла сильная жара.

Юлия поёт маленькой Лидии колыбельную песню.

Наталья поливает на клумбе лилии.

Юля покупает в аптеке йод.

Илья видит на луже лёд.

Оля гуляет в кленовой аллее.

Маленькая Юля наблюдает за весёлым попугаем.

Линия увлекается бальными танцами.

Анатолий любуется кленовым листом.

VI. Выучить,

Юлька

Юлька, Юленька - юла! Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Е. Благинина

В мае

Я пройдусь по лесам, Много птичек есть там; Все порхают, поют, Гнёзда тёплые вьют. Я пройдусь по лугам. Мотылечки есть там; Как красивы они В эти майские дни!                           А. Майков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....