Мастер-класс "Использование лэпбуков в образовательной деятельности"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Сусенкова Анна Владимировна

Лэпбук - современное, удобное пособие для педагогов и родителей, которое способствует творческому развитию ребенка, расширению кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx862.3 КБ
Файл master-klass.tekst_.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс подготовили: Учитель-логопед - Сусенкова Анна Владимировна Воспитатель - Какоурова Наталья Станиславовна МБДОУ детский сад № 129 г. Иркутска Интерактивная игровая папка ( лэпбук ). Изготовление и применение в ДОУ

Слайд 2

Лэпбук как форма работы В дословном переводе (« лэп » — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек. Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке , должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.

Слайд 3

Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности: • выбор темы; • определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации; • проработка макета книги; • изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука .

Слайд 4

Преимущества для дошкольников и педагогов Интерактивность . Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Тематичность . Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию .

Слайд 5

Цели использования лэпбука Закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, Обучение сбору и систематизации информации , Развитие творчества и креативности , Воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Слайд 6

Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения Игровой . Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. Поздравительный . Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Автобиографические . Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей.

Слайд 7

Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.

Слайд 8

Непоседам-четырёхлеткам средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов , несложных логических задач («Найди пару», «Что лишнее?»). Это одновременно помогает и развивать детей, и удовлетворить естественное в этом возрасте любопытство.

Слайд 9

Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука , но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями .

Слайд 10

Материалы и форма интерактивной папки Материал, из которого делают лэпбуки , может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей: Классическая прямоугольная; Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур; Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.

Слайд 12

Этапы изготовления «наколенной книги» (пошагово) Следует определиться с темой. Составление плана, согласно пунктам которого будет вестись поиск информации по теме. Изготовление макета, сюда же входит и выбор оформления отдельных частей лэпбука . Изучение темы, поиск информации

Слайд 13

Результат внедрения лэпбука в образовательную деятельность: повышения познавательной активности детей; – формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками; – повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи; – повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления; – повышения творческой активности педагогов, родителей; – пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Слайд 14

Спасибо за внимание ! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование лэпбуков в образовательной деятельности»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.

Лэпбук как форма работы (слайд 2-3)

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.

Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.

Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.

Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:

  • выбор темы;
  • определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
  • проработка макета книги;
  • изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука. 

Преимущества для дошкольников и педагогов(слайд 4)

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

  • Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Особенно важно это для детей-кинестетиков (с преобладанием осязания как средства познания окружающего мира), ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов), а также использование музыки, аудиозаписей.
  • Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Птицы», «Семья». В старшей группе, предполагающей более глубокое изучение некоторых тем, возможно освещение в лэпбуке более конкретной подтемы: «Дары осени», «Зимующие птицы», «Семейные праздники».

Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.

Цели использования лэпбука (слайд 5)

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Разновидности лэпбуков (слайд 6)

Тематические папки бывают нескольких видов. В основном их различают по способу применения.

Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения

Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:

  • Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке.
  • Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя.
  • Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.
  • Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий.

Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей (слайд 7-9)

Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.

  • Специалисты, углублённо использующие лэпбуки, рекомендуют их применение в работе с детьми от пяти лет и старше, но и в младшем возрасте под контролем педагога ребятишки могут и заниматься с лэпбуком, и учиться наводить в нём порядок (складывать по конвертам картинки, сворачивать и закрывать лепестки «секретиков» и т. д.). Полезны в этом возрасте будут папки на развитие цветового восприятия в сочетании с тактильным (с элементами из разноцветного войлока, ткани, меха, мешковины).

  • Непоседам-четырёхлеткам средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов, несложных логических задач («Найди пару», «Что лишнее?»). Это одновременно помогает и развивать детей, и удовлетворить естественное в этом возрасте любопытство.

  • Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам.
  • Развитием мышления, улучшением памяти детей шестого-седьмого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала. Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое», «Противоположности». Их размещают в лэпбуке, подбирая изображения в соответствии с темой.

Материалы и форма интерактивной папки (слайд 10-11)

Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях. По этой причине некоторые виды строительных материалов (потолочные плитки, отделочный пластик), лучше не брать в работу, ведь недорогие их виды могут быть некачественными, а те, что соответствуют стандартам, «кусаются» в цене. Поэтому лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.

Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей:

  • Классическая прямоугольная;
  • Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур;
  • Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.

Выбирая фигурный вариант, следует помнить, что лэпбук будет использоваться часто, и слишком мелкие, тонкие детали, например, носик чайника или стебелёк цветка, могут просто отвалиться.

В последнее время появилось пособие «лэпбокс», то есть «складная коробка». Она отличается оформлением, при котором части изделия складываются в виде коробки и крепятся при помощи тесьмы или застёжек. При снятии крепления лэпбокс «распадается», открывая содержимое стенок, то есть те же конверты, блокнотики, прочие элементы. Это эффектное пособие подходит для игры и подарка, но как средство обучения пока мало используется.

Этапы изготовления «наколенной книги» (слайд 12)

Если лэпбук является заключающим этапом проектной деятельности, то его изготавливают просто: берут вместительную папку, собирают все накопленные в ходе проекта материалы (рисунки, карточки с заданиями, плоскостные изделия детей) и размещают в подходящих по размеру кармашках. Далее дети могут использовать папку, чтобы вспомнить своё участие в проекте, обсудить впечатления о нём.

Но изготовление лэпбука может стать и отдельным проектом, в таком случае требуется тщательная и кропотливая подготовка. Она состоит из таких пунктов:

  1. Следует определиться с темой. В младшем и среднем возрасте берут традиционные темы, такие как «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Профессии». Старшим дошкольникам будут интересны «Животные жарких стран», «Исследование космоса», «Удивительное в мире природы», «Защита нашей планеты». Вместе с родителями можно изготовить папки «Гороскоп нашей группы», «Мы трудимся», «Праздники нашей группы», «Что такое школа», «Профессии наших мам и пап», «Экологический калейдоскоп» и т. д.
  2. Составление плана, согласно пунктам которого будет вестись поиск информации по теме.
  3. Изготовление макета, сюда же входит и выбор оформления отдельных частей лэпбука. Дети и взрослые обговаривают, какую информацию лучше подать в виде книжечки, вращающихся кругов, раскрывающихся кармашков, окошек и прочего. Макет зарисовывают, в дальнейшем изготовление папки будет идти по нему.
  4. Изучение темы, поиск информации. Взрослые должны научить ребёнка сбору информации из разных источников (книги, журналы, экскурсия, наблюдение). Можно организовать поход в музей или библиотеку. Если ребёнок владеет компьютером, некоторую долю информации он может поискать в интернете вместе с родителями. Не допускайте, чтобы интернет стал единственным источником информации — это значительно сузит кругозор малыша и отразится негативно на его коммуникативных способностях.

Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • – информативен;
  • – полифункционален;
  • – способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
  • – пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • – обладает дидактическими свойствами;
  • – является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • – вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • – структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
  • – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
  • Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
  • – возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • – создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. 

В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы мы ожидаем (слайд 13)

– повышения познавательной активности детей;

– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;

– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;

– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;

– повышения творческой активности педагогов, родителей;

– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной социо-игровой технологии «Лэпбук» в образовательной деятельности с детьми

Применения социо-игровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания...

«Применение лэпбуков в образовательной деятельности с детьми в детском саду»

Лепбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектоной совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации одной и...

Статья «Использование Лэпбука в образовательной деятельности»

Что такое Лэпбук?Лэпбук (lapbook)– в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Лэпбук– это самодельная, интеракт...

«Использование лэпбуков в образовательной деятельности в ДОУ»

Введение ФГОС ДО, модернизация образования, создание инновационных программ дошкольного образования стали предпосылкой к поиску новых образовательных технологий, интерактивных пособий среди воспитател...

Интерактивная папка ЛЭПБУК для образовательной деятельности

Интерактивная папка ЛЭПБУК для образовательной деятельности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЭПБУКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удоб­ное время ребенок просто о...

Консультация для педагогов «Использование лэпбуков в образовательной деятельности»

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО и ФОП ДО к образовательному процессу в детском саду, каждый педагог ищет свои современные образовательные технологии, подходы, методическике пособия, фор...