Логопедический проект "Упрямые звуки" для детей старшего дошкольного возраста
проект по логопедии (подготовительная группа)

Дьякова Ольга Хамитовна

В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logproekt.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

"Упрямые звуки"

 для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта

       В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.

Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу.  Этот проект как раз и направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.

5. Привлечь детей к совместной деятельности.

6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.

Ожидаемый результат.

1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Ожидаемый результат:

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.

Для родителей:

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

- положительная оценка деятельности ДОУ.

Для педагогов:

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы;

Практическая значимость проекта

Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):

Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта (практический):

4. Логопедический проект «Упрямые звуки»

Задачи:

• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.

• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Содержание работы.

Работа с детьми

• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке».

• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «В гости к бабушке», «Расскажи Маше, к о расположении органов артикуляции», «Давай сочиним сказку..» и др.

• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука печатные пособия

• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление индивидуальной папки ребёнка

Работа с семьей

• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения у детей  и его причины».

• Совместное с ребенком ведение индивидуальной папки

• Использование картинок, печатных заданий в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

• Консультация «Нарушения звукопроизношения у детей».

• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки).

• Использование карточек, картинок, логопедических игр в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта

• Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

• Составление совместно с детьми игр – ходилок на каждый изучаемый звук и использование их в процессе автоматизации звуков  по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап реализации проекта: 

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Итогом проекта будет являться:

• Сформированная устойчивая мотивация детей.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Возможные негативные последствия.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Способы коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. Поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Вывод: использование проектной деятельности в коррекционно-логопедическом процессе – один из видов образовательной деятельности, направленной для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию  гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....

занятие по логопедической ритмике для заикающихся детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Поход в горы"

авторское занятие по логопедической ритмике для заикающихся старших дошкольников...

конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста

конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....

Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося муз...

Логопедический проект лэпбуков для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у звуков»

Процесс автоматизации поставленных звуков должен стать развивающим и интересным для ребенка. Достичь увлекательного общения и обучения старшего дошкольника, в результате которого у него реализуется за...