«Визуально-ритмические ряды в работе логопеда с нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Любовь Горшкова

В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стёртой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут отхлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д.

Нарушения, выявленные при исследовании  ритмических способностей детей со стёртой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup._ritm.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Визуально-ритмические ряды в работе логопеда с нарушениями речи»

В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стёртой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут отхлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д.

Нарушения, выявленные при исследовании  ритмических способностей детей со стёртой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере.

Поэтому мы можем использовать визуально-ритмические ряды

Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними - один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.

🔺ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.

🔺Последовательность выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет).

🔺Как предъявлять инструкцию? Начинаем с последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета 🍏🍓🍏🍓, затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом.

🔺Нужно выкладывать не менее 6-ти предметов (идеально 10-12). Если выложить мало, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка.

🔺Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы будем накладывать моторную программу и речь.
У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с визуально-ритмическими рядами. Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка...). Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У...


🔺 Визуально-ритмические ряды можно использовать на запуске речи, например, ребёнок говорит только первым слогом - сначала учить выкладывать его. Затем произносить звуки/слоги/слова. Можно усложнить моторной программой.

🔺Можно использовать при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой. Автоматизировать звуки Ш-Ж, выкладывая ряд 1:1 (ШиШка-крыЖовник...). Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации. Я использую рядочки практически на каждом занятии, решая разные задачи.

Таким образом, с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для ребёнка форме. Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

Визуально-ритмические ряды в работе логопеда

Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга.Визуально-ритмические ряды-это тренажеры, где ребенок у...

Визуально - ритмические тренажёры в логопедической работе.

Использование визуально - ритмических тренажёров во всесторонней коррекции речи старших дошкольников с ТНР....

Визуально-ритмические ряды в работе логопеда

Один из методов коррекции коморбидного нарушения - дизартрии в сочетании с артикуляционной диспраксией....