Консультации для родителей и педагогов ДОУ
статья

Хирлигвей Сайсу Руслановна

Консультационный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как слово наше отзовется

Обратите внимание на ситуацию!

        Вы устали, поругались с близкими, у вас отвратительное настроение, а ребенок не слушается и/или настоятельно требует вашего внимания.

        Вы говорите: «не путайся ты под ногами», «оставь меня в покое». «Как ты мне надоел», «Да кому ты нужен?» Или того хуже – в воспитательных целях молчите и игнорируете малыша.

        Ребенок понимает вас так: «Уйди! Я тебя не люблю!» Ведь он ещё не в состоянии разделить своё поведение и свою личность, поэтому может подумать, что мама или папа его отвергает. Для него это катастрофа! Ведь ребенок не нужен самым близким людям. И тут в зависимости от психологического типа могут быть два варианта поведения. Если у малыша ранимая психика, то, чувствуя свою ненужность, он замыкается в себе, у него развиваются повышенная тревожность, нарушение сна, он может даже заболеть. Другой более  сильный тип, не получая нужного количества любви и внимания, которые необходимы для нормального развития, начинает вести себя всё хуже и  хуже. В результате вы вынуждены отрываться от своих забот и проводить «воспитательный» процесс, т.е. наказывать его. Нельзя сказать, что это приятно, но внимание все-таки получено.

Лучше сказать: сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах. «Мне нужно выйти из комнаты, чтобы успокоиться!», «Я очень устала, немного отдохну, и мы с тобой поиграем», «Я в плохом настроении (расстроена, рассержена), мне надо побыть одной полчасика».

        В результате ребенок будет знать, что с вами происходит, и будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Обратите внимание

Из-за своей беспомощности и растерянности вы пытаетесь переложить на ребенка вину за случившееся.

Вы говорите: «Если бы ты был послушным, папа бы от нас не ушёл», «если бы не ты, я стала бы певицей, профессором и т.д.!», «Оттого, что ты плохо себя ведешь, у меня болит сердце».

        Ребенок постоянно чувствует себя виноватым. А так как любая вина требует наказания, он может получать различные травмы, сам себя щипать, дергать за волосы. В подростковом возрасте чувство вины может обернуться депрессией и даже желанием свести счеты с жизнью.

Лучше сказать: «В детстве я мечтала стать певицей, но мне не хватило настойчивости и веры в себя, чтобы осуществить это. Интересно, а у тебя получится реализовать свою мечту?» «Нам с папой легче жить отдельно, но мы оба тебя очень любим», «Я нервничаю, когда ты делаешь…» (называете конкретное действие).

        Ребенок чувствует себя ответственным только за то, что он в состоянии контролировать, и старается сделать это.

Как слово наше отзовется?

Обратите внимание!

У малыша что-то не получается, и вы не можете удержаться от критики.

        Вы говорите: «Тебе четыре года (!), а ты шнурки завязывать не умеешь»,»Неряха», «Лодырь».

        Ребенок думает, что он ни на что не способен. И постепенно теряет веру не только в свои силы, но и желание делать что-либо сам. Ведь всё равно ничего не получится! Он растет безынициативным несамостоятельным человеком, которого надо постоянно подталкивать к действию.

Лучше сказать:   если у малыша что-то не получается, чаще напоминайте ему о том, что он уже умеет, а раз так, то постепенно научится всему остальному. Например: «Ты ещё недавно пуговочки застегивать не умел, а теперь просто чемпион по застегиванию! Значит, шнурки завязывать скоро научишься!», «Во вчерашнем домашнем задании ты сделал три ошибки, а в сегодняшнем только две. Прогресс»

        В итоге у ребенка появляется желание учиться новому, предпринимать столько попыток, сколько нужно для достижения результата. Он растет уверенным в себе, самостоятельной, целеустремленной личностью.

Обратите внимание!

Хотите предупредить ребенка об опасности.

Вы говорите: «Куда бежишь?»  Хочешь, чтобы тебя машина задавила?», «Не подходи к утюгу – обожжешься!», «Не трогай спички – устроишь пожар», «Не лезь на лестницу – упадешь».

        Страхи в определенной мере – необходимое условие развития психики малыша: чувство опасности помогает избежать несчастных случаев. Но такие «предупреждения» могут стать причиной развития мнительности и тревожности у чувствительных детишек, склонных к фантазиям. У малышей же с более устойчивой нервной системой они могут вызвать любопытство и, соответственно, желание проверить на практике, о чем говорят взрослые.

        Лучше сказать: «Давай поучимся переходить дорогу. Возьмемся за руки, посмотрим налево, а потом направо. Нет машин? Значит, путь свободен», «помоги развести костер. Видишь, как горит. Подумай, что случится, если разжечь его в квартире?», «Я сейчас гладить буду, надо подождать, пока утюг станет горячим. Давай вместе попробуем, нагрелся ли он», «Смотри какая лесенка на площадке, хочешь, научу тебя по ней взбираться?»

        Ребенок чувствует себя уверенно, учится безопасности под присмотром взрослых. У него нет страхов, но он осторожен. Кроме того, малыш перестает испытывать жгучий интерес к запретным вещам.

Как слово наше отзовется

Обратите внимание!

Вы часто сравниваете своего ребенка с другими детьми, и вам кажется, что он им проигрывает в сообразительности, красоте, обаянии и т.д.

Вы говорите:»посмотри, как Маша поет, а тебе на ухо слон наступил», «Петя уже читать научился, а ты все в песочнице играешь», «Я в твоем возрасте уже…»

        Малыш может испытывать злость и желание отомстить тем детям, с которыми вы его сравниваете. Но, главное, чувствуя себя глупее, некрасивее, словом, хуже других, малыш предпочитает никак себя не проявлять и начинает избегать контактов с окружающими, чтобы не ранить и без того ущемленное самолюбие. Так постепенно формируется застенчивость, качество, которое в будущем может стать серьезной помехой как в карьере, так и личной жизни.

        Лучше сказать: когда в следующий раз вам захочется провести «сравнительный анализ», скажите себе «стоп!» Запомните: каждый ребенок – индивидуальность со своими особенностями и темпом развития. Поэтому прекратите искать в нем недостатки и сравнивать, лучше замечайте его успехи, говорите, какой он хороший, хвалите его.

        Очень важно не только говорить так про ребенка, но и думать. Искренняя уверенность, что ваш малыш умный, сильный, добрый, заботливый, сообразительный, делает чудеса – он действительно станет таким. Дети чутко реагируют на бессознательные импульсы. Для этого напишите список положительных качеств, которые есть у вашего ребенка (их должно быть не менее 10), а также желаемых. Почаще заглядывайте в него. Гораздо лучше программировать и себя, и ребенка в сторону позитива и растить самодостаточного и довольного собой человека, нежели неудачника, который будет жаловаться на жизнь.



Предварительный просмотр:

Учим говорить правильно.

Система коррекции ОНР у детей.

    Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. В структуре общего недоразвития речи нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону. Другими словами, в речи детей имеется фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое несовершенство.

    К моменту начала обучения в подготовительной группе большинство детей достигает самого высокого - 3-го уровня речевого развития. Словарь дошкольников, имеющих этот уровень речевого развития, составляет примерно 1,5-2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных.

   Относительно большой словарный запас дошкольников 6 лет можно объяснить их возрастом, продолжительной. коррекционной работой, а также своеобразием соотношения лексических и грамматических элементов в речи детей при аномальном ее развитии.

   По предположению Н.С.Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время как префиксы, суффиксы, окончания (то есть то, что составляет основу грамматического оформления речи), являясь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием. Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «пере обогащённым» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должно быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т.п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

    Однако большинство практиков  придерживаются противоположного подхода. Так, логопеды изучают с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, правила уличного движения, сравнительные характеристики зимующих и перелетных птиц, разницу между овощами, фруктами и бахчевыми культурами и пр. В качестве темы логопедического занятия планируются 1-2 обобщающих понятия (овощи и фрукты, птицы, профессии людей, домашние и дикие животные и пр.), рамками которых ограничивается пассивная и активная лексика. Грамматические категории берутся отрывочно, объединяются бессистемно, изучаются бегло и играют в занятии второстепенную роль. Ведущее место отводится знаниям и сведениям, словарному запасу дошкольников, который укладывается в 'прокрустово ложе' определенных лексических тем.

     Можно ли при таком подходе пополнить словарь детей? Да, безусловно. Можно ли добиться коррекции аграмматизмов (нарушений в грамматическом оформлении высказывания)? Однозначно нет!

     Кроме того, естественно встает вопрос: чем же в данном случае речевые занятия логопеда отличаются от аналогичных занятий, проводимых воспитателем (тем более что на месяц и тот и другой планируют одни и те же лексические темы)?

    Такая параллельная работа над одинаковыми темами неизбежно вызывает дублирование, путаницу, нерациональную трату учебного времени. И главное остается невыполненной важная коррекционная задача логопеда - нормализация грамматического строя речи ребенка. А несформированность грамматических представлений в дошкольном возрасте неизбежно приведет к трудностям в овладении письменной речью.

   Как же рационально разделить функции между логопедом и воспитателем в вопросе лексико-грамматической работы? Что брать за основу в занятиях логопеда, чтобы их результативность была наибольшей? Рассмотрим подробно авторский подход к проблеме.

   Прежде всего - о словарной работе. Квалификация и условия работы воспитателя коррекционной группы позволяют ему заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, прогулка, подготовка к занятиям и пр.). Пополнение, уточнение и активизацию словаря на занятиях по развитию речи целесообразно осуществлять не отрывочно (как в массовых группах), а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.

   Работу по формированию грамматического строя речи не следует проводить на занятиях воспитателя: это задача логопеда (в то же время контроль за грамматической правильностью речи детей во время любых занятий и в бытовом общении со стороны воспитателя необходим).

   Логопед, по нашему мнению, не должен ограничивать лексику занятия данного профиля никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы, и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия.

   Темой логопедического занятия при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с общим недоразвитием речи. Это позволяет целиком сосредоточить восприятие детей; на изучаемой грамматической форме.

   Каждая грамматическая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Например, тема логопедического занятия – «Творительный падеж множественного числа существительных». Логопед использует словарь из самых различных лексических тем: части тела, грибы, деревья, дикие животные, предметы быта, дары леса и пр. Пополнение и активизация словаря на этом занятии не самоцель, а лишь средство выработать у детей динамический стереотип словоизменения существительных в рамках данной падежной конструкции, упражнять будущих школьников в правильном грамматическом оформлении слов с различным конкретным и обобщенным значением. Главным содержанием данного занятия будут различные упражнения, выполняя которые дети должны будут употребить существительное во множественном числе, творительном падеже. Создать же устойчивую модель любой грамматической категории (рода, числа, падежа, предлога и пр.) гораздо легче на значительной лексической базе, чем на материале одного - двух обобщений. Немаловажно и то, что в данном случае словарь - лишь 'строительный материал', 'кирпичики', из которых складывается здание устойчивого представления об определенной грамматической закономерности.

   Понятно, что дошкольник с речевым недоразвитием не может овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка. Поэтому для дошкольников мы постарались выделить грамматические категории, которые в большей степени подвержены аграмматизму у детей с общим недоразвитием речи. Мы расположили их в порядке возрастания сложности и только потом сформулировали темы логопедических занятий данного профиля.

   При изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом. Опыт показывает, что только при такой методике возможно ввести в активную речь ребенка отсутствующий предлог за два занятия или значительно сократить количество аграмматизмов в падежной форме за одно занятие.

   Остановимся подробно на методических и организационных принципах проведения лексико-грамматических занятий.

   Восприятие учебного материала детьми с общим недоразвитием речи (даже в 6-летнем возрасте) происходит поверхностно и в ограниченном объеме. Логопеду приходится 'вкладывать' содержание занятия в сознание дошкольников, доносить до каждого ребенка то, что он задумал и наметил. Важным средством решения данной непростой задачи является манера ведения занятия. У каждого специалиста она индивидуальна, однако начинающим логопедам полезно напомнить: четкость, краткость инструкций и вопросов, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала.

   Определяя тему очередного логопедического занятия указанного направления, логопед должен отчетливо представляет, что все внимание - его и детей группы - сосредотачивается на конкретной грамматической категории и вариантах ее представительства в русском языке.

   Например, при изучении творительного падежа существительных в единственном числе следует упражнять детей в образовании слов не только с типичными окончаниями -ОМ, -ОЙ, но и с менее употребительными их вариантами: -ЕМ, -ЕЙ, -ЬЮ (полотенцем, землёй, кистью). И именно этому необходимо посвятить все время занятия, используя различные дидактические игры и занимательные задания. При подборе лексического материала важно не то, к какому обобщению относятся слова (инструменты, умывальные принадлежности, предметы быта и пр.), а лишь то, что при ответе на вопросы логопеда дети вынуждены использовать существительные в форме творительного падежа.

   При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

   Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме 'Именительный падеж множественного числа существительных' могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова: коты, кубики, пни, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, паспорта, мастера, учителя, якоря, адреса - тем более, что их окончания являются нетипичными и поэтому важны для практического употребления детьми.

   В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знания и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

   Например, тема занятия - 'Предлог НА'. Дети составляют предложения по фронтальному (общему для всех) наглядному материалу, разбирают рассказ, картинки к которому выставлены на доске, и т.п. Но как проверить, все ли усвоили материал занятия, все ли могут правильно составить предложение с предлогом НА по незнакомой картинке, для всех ли понятны пространственные отношения, выраженные предлогом НА?

   Для этого на заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему.

   

Конспекты занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Тема: Развитие высших психических функций.

Цели: развивать речевое внимание и память детей, продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

   Ход занятия

   Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто заметит ошибку в словосочетаниях: синий помидор, зеленый огурец, квадратный огурец, желтый баклажан, синий кабачок, желтая репа и т.п.

   1.Логопед предупреждает, что сейчас будет давать трудное задание и объяснит его только один раз, поэтому слушать надо очень внимательно:

   - Кто сможет подойти к кукольному уголку, взять красную машинку из-под шкафа и поставить ее между пароходом и гаражом? (Логопед дает еще 3-4 аналогичные двухступенчатые инструкции с предлогами из-под, из-за, между.Так как эти предлоги еще не закреплены в самостоятельной речи детей, оречевление действий не проводится.)

   2. Игра 'Сравни картинки'.

   Логопед выставляет на доску 2 похожие картинки, отличающиеся несколькими деталями. Затем предлагает детям найти в картинках отличия и точно, полно рассказать о них.

   3. Игра 'Кто больше заметит?'.

   Логопед договаривается заранее с воспитателем и одним из детей о том, что они будут делать во время занятия. Затем просит этого ребенка (артиста) выйти и встать около доски. Дети смотрят и запоминают, как одет 'артист', который затем по просьбе логопеда выходит в спальню или за дверь, где воспитатель переодевает его или создает беспорядок в его одежде (расстегивает пуговицу, засучивает один рукав, спускает гольфы и пр.). Задача детей - заметить и подробно рассказать о том, что изменилось в облике товарища.

   4. Динамическая пауза.

   Дети встают около своих стульчиков. Логопед просит внимательно слушать и выполнять задание (действия не показываются!).

   - Правой рукой покажите левое колено. Левую руку вперед, правую на пояс. Левую руку за голову, правую в сторону. Левой рукой дотроньтесь до правого плеча и т.п. (в случаях затруднений логопед демонстрирует действие в зеркальном отображении).

   5. Рисование по инструкции.

   У детей на столах - по одному листу белой бумаги и набору цветных карандашей. Логопед предупреждает, что задание необходимо внимательно слушать и запоминать.

   Задание: нарисовать слева один синий квадрат, а справа - два зеленых кружка. Или: справа - три желтых палочки, а слева - два красных овала и т.п. (ошибки каждого ребенка лучше проанализировать и исправить после занятия, чтобы его не затягивать).

   6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

   

Тема: Составление 4-словных предложений, с введением, одного определения.

Цели: учить детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-словные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету количества слов в предложении.

   Ход занятия

   Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто скажет, какой (какая) день, стол, ваза, салфетка, штора (подбор определений проводится к тем предметам, которые дети могут видеть).

   1.Логопед выставляет на доску картинку (девочка покупает вазу) и просит составить по ней предложение из трех слов. Рядом с картинкой на доску логопед ставит 3 прямоугольника, обозначающие количество слов.

   Когда несколько детей произносят предложение, соотнося каждое слово с его схематическим изображением (прямоугольником), логопед предлагает подумать и подобрать слова о том, какая ваза.

   Дети называют слова-признаки (хрустальная, блестящая, синяя, красивая, хрупкая, тяжелая и пр.). При подборе определений логопед помогает детям посредством жестов, слов-антонимов, других подсказывающих слов.

   Логопед объясняет, что, если в короткое, простое предложение добавить одно слово о том, какой предмет, предложение сразу станет длиннее, интереснее, полнее. Он произносит предложение с одним (любым) определением и добавляет в схему (третьим по счету) красный прямоугольник, обозначающий слово-признак. Например: Девочка покупает красивую вазу. Обращая внимание детей на схему, логопед предлагает добавить в то же трехсловное предложение свое слово-признак (каждый раз уточняется место определения - перед определяемым словом)

   Опрашивавший 6-8 детей. Примеры предложении: Девочка покупает хрустальную вазу. Девочка покупает прозрачную вазу. Девочка покупает высокою вазу и т.д.

   2. Составление предложений с одним определением по схеме и индивидуальным картинкам.

   Логопед просит детей внимательно посмотреть на картинки, розданные им до начала занятия, и сначала составить по ним, предложение из трех слов, а затем добавить одно слово-признак и тем увеличить количество слов до четырех

   Примеры 3-словных предложений:

   Девочка гладит щенка. Мальчик несет стул. Мама варит суп. Бабушка вышивает салфетку. Мама подшивает юбку. Девочка ест яблоко. Носильщик несет чемодан.

   Логопед контролирует подбор наиболее точного из возможных определений, а также правильность порядка слов и их количества.

   3. Динамическая пауза.

   Логопед просит детей встать около своих стульчиков и показать столько пальцев на вытянутой правой руке, сколько слов они услышат в каждом предложении. Затем отчетливо, медленно произносит каждую фразу: Наступила золотая осень. Часто идет мелкий дождик. Земля покрыта листьями. Трава пожелтела. Солнце светит редко. Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц. (Значение незнакомых слов уточняется.

   4. Игра 'Исправьте Незнайкины ошибки'

   Логопед берет тетрадь и читает предложения, которые 'составил и написал' давний знакомый детей Незнайка. Дети изменяют порядок слов в предложениях.

   Испекла большой бабушка пирог. Красивого дети попугая увидели. Ежика котенок колючего испугался. Варенье вишневое варила мама. Змея воздушного Петя запускал. И т.п.

   5. Распространение предложений в рассказе.

   Логопед выставляет на доску сюжетную картину, на которой изображена семья, убирающая урожай в огороде, и объясняет, что надо составить по этой картине разные предложения из трех слов (показ схемы). Он просит детей помочь закончить каждое предложение:

   Осенью поспел...(урожай). Мама срезает... (капусту). Папа копает... (картошку). Петя срывает... (помидоры). Катя снимает... (огурцы).

   Затем логопед вставляет в схему (третьим по счету) прямоугольник красного цвета и просит детей добавить в каждое предложение слово-признак. Выбирая самые точные признаки из названных детьми, логопед читает получившийся (более интересный и полный) рассказ.

   6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

 

Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А.

Цели: учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать словарь детей.

   Ход занятия

   Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто назовет два разных действия (играть, петь; рисовать, мыть; заниматься, гулять и пр.).

   1. Объяснение нового материала.

   Логопед вызывает к доске двоих детей и на ушко дает им разные задания, например: одному - лепить шарик из пластилина, другому - рисовать дом на листке бумаги (необходимые пособия лежат на столе около доски).

   Два ребенка производят оговоренные действия. Логопед просит остальных детей составить об этих действиях отдельные предложения (Лена лепит шарик; Дима рисует дом). На доску логопед выкладывает схемы обоих предложений (3 синих прямоугольника) через промежуток.

   Затем логопед объясняет, что, если мы хотим сказать о Лене и Диме вместе, в одном предложении, для этого надо соединить два маленьких предложения словом А. Логопед ставит в промежуток между схемами предложений маленький красный прямоугольник, на котором написана буква А, и объясняет, что это не только один звук, а целое маленькое слово. Слово А соединяет два предложения тогда, когда действия в них разные.

   Сначала логопед сам произносит получившееся сложное предложение, а затем просит проговорить предложение нескольких детей группы.

   Если логопед чувствует, что необходимо закрепление материала на другой наглядности, он вызывает других двоих детей и дает им аналогичное задание (например, пить воду и строить дом).

   2. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам.

   Логопед выставляет на доску 2 картинки. На одной мама моет вазу, на другой девочка вытирает тарелку. Логопед просит составить предложения по каждой картинке, для чего использует те же схемы 3-словных предложений.

   Затем логопед предлагает детям самостоятельно объединить 2 простых предложения в одно сложное с помощью союза (маленькою слова) А. Для этого в схему добавляется красный прямоугольник. Дети, глядя на измененную схему, составляют сложное предложение. Здесь уместно объяснить, что предложения были маленькие, простые, а теперь получилось одно большое, сложное предложение со словом Ав середине.

   Для закрепления материала детьми составляются еще 2-3 сложных предложения по этой же схеме и с теми же субъектами (Мама моет пол. Девочка стелет постель и пр.).

   Затем в схеме сложного предложения прямоугольники, обозначающие в данном случае слова мама и девочка, заменяются на соответствующие картинки. Логопед просит детей по упрощенной схеме составить любые предложения про девочку и маму с разными действиями (Мама варит обед, а девочка качает куклу; Мама гладит белье, а девочка убирает игрушки). При составлении предложений обращается внимание на соответствие их схеме, еще раз уточняются понятия 'разные действия', 'сложное предложение'.

   3. Составление сложного предложения с союзом А по паре предметных картинок и упрощенной схеме.

   В этом упражнении логопед заменяет изображения мамы и девочки на изображения двух других субъектов: мальчик - папа, кошка - собака, бабушка - внук и т.д. Между картинками остается символ, изображающий противительный союз А, другие прямоугольники убираются, чтобы не сковывать словесный объем детских предложений.

   4. Динамическая пауза.

   Логопед предупреждает детей, что все задания сейчас будут с маленьким словом А.

   - Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед. Мальчики приседайте, а девочки - хлопайте. Девочки, кружитесь, а мальчики - прыгайте на месте. Дети первого ряда, делайте наклоны в стороны, а дети второго ряда - наклоны вперед. И пр.

   Работа с индивидуальным наглядным материалом.

   На доске схема сложного предложения: 3 синих прямоугольника, затем красный прямоугольник с буквой А и снова 3 синих. Перед каждым ребенком на столе картинка с изображением человека или животного. Задание логопеда двум детям, сидящим за общим столом: составить по паре картинок и схеме сложное предложение с маленьким словом А в середине.

   6. Итог занятия, оценка деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5-7 лет с ОНР. Малые  фольклорные   жанры,   как   средство

формирования правильного звукопроизношения.

         Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

            В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

            Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:

  • интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
  • развитие диалогической речи.

       Развитие речи детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.              

           Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего  полноценного  развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать  свои мысли, тем шире его  возможности  в  познании  окружающей  действительности, содержательнее и полноценнее отношение  со  сверстниками  и  взрослыми,  тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Одна  из  сторон  речи  – звукопроизношение,  которое  лежит  в   основе.  

       Воспитание  чистой  речи  у  детей  дошкольного  возраста   –   задача общественной значимости. Существует  много  средств  устранения  недостатков речи  (игры,  упражнения,  художественные  произведения  и  другие).   Малые фольклорные жанры  один  из  них.  Многозначность  народного  искусства  для развития личности раскрыли еще такие видные  педагоги  как  Ушинский  К.Д., Сорока – русинский  В.Н.  Главными  хранителями   фольклора  были  русские женщины –  крестьянки,  матери,  бабушки,  няни,  кормилицы,  гусляры,  люди, рассказывающие сказки. В защиту детского  фольклора  страстно  выступали  М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею  использования народной культуры в дошкольном образовании  активно  поддерживали  известные педагоги как Флерина,  Е.А.  Усова,  Е.И.  Тихеева,  Е.Н.  Водовозова.  

       В.П.Аникин высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом  воспитании, так как пение  песен  приучает  ухо  младенца  различать  тональность  слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих  песен.  Социально  бытовой  аспект  пословиц  и  поговорок  раскрыли  В.И.  Адрианова  –   Перец,   Н.А.Дмитриева,  С.Г.Лазутин,  В.И.  Чичепов,  Ю.Г.  Илларионова  во  всей  красе представляют  нам  развивающие  возможности  загадки,  рожденной  в   недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Л.Н. Павлова,  Н.Н.  Палагина столь высоко ценили  активизированные  воздействия  малых фольклорных  форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации  детей  дошкольного возраста. 

                   Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах  В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, Г.С. Виноградова, В.И. Даля, Л.И. Емельянова, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.А. Проппа и др.   Произведения малых фольклорных жанров изучаются с разных позиций и определяются как устойчивые словесные комплексы (Л.И. Ройзензон), паремиологические единицы языка, знаки определенных ситуаций, отношений между людьми (Л.А. Морозова, Г.Л. Пермяков, Ю.В. Рождественский), когнитивно-семантические суперкатегории (Р. Лангакер, Л. Талми),  концепты базового уровня категоризации в языке (Дж. Лакофф, Э. Рош). Закономерности развития ребенка как целостной личности в зависимости от усвоения им культурно-исторического опыта в процессе собственной деятельности и общения с окружающими отражены в работах Л.А.Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.            

           Актуальность проблемы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм, использование которых базируется на моделировании когнитивных и коммуникативных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка.

         Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в качестве материала коррекционно-логопедической работы произведений малых фольклорных жанров. Не определены условия и система специальных занятий, аспекты взаимодействия в деятельности специалистов, ориентированные на преодоление ОНР средствами малых фольклорных форм. Это подчеркивает актуальность проблемы и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР.

         Проблема  состояла в изучении особенностей понимания и употребления малых фольклорных форм у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении возможности использования малых фольклорных форм для повышения эффективности логопедического воздействия на дошкольников с ОНР.

         Цель моей работы является оптимизация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.

         Объект - малые фольклорные формы как средство оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

          Предмет  - процесс использования малых фольклорных форм в логопедической работе, как условие развития когнитивно-речевой деятельности детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

           В процессе использования малых фольклорных форм в свое работе, предполагала  о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР обнаруживаются особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленные недостаточной сформированностью когнитивных предпосылок речи и недостатками мыслительных операций. Данные особенности проявляются в трудностях актуализации словаря, нарушениях грамматического оформления высказывания,  недостаточной сформированностью связной речи, затруднениях при выделении фонетических, ритмических, интонационных, смысловых характеристик фольклорных текстов, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок; отсутствии при объяснениях обобщенных суждений и доказательной речи. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе, заложенная в них познавательная и коммуникативная направленность будут способствовать развитию когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, окажут влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, повысят эффективность коррекционно-логопедической работы в целом.

           Возможность и эффективность использования малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания и формы произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Использование малых фольклорных  форм  в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность логопедической работы.

                 Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5-7 лет с ОНР обеспечивает комплексность и оптимизацию коррекционно-педагогического процесса с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей способствует развитию когнитивно-речевой деятельности, успешному формированию процессов понимания и употребления малых фольклорных форм, осознанию категорий родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.

         Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит  с  ранних  лет.  Это колыбельные песни матери, игры –  забавы  с  маленькими   детьми  (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки,  сказки.  Фольклор  интересен своей  яркой,  доступной,  понятной  детям   формой.   Дети   с   интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить  его  действие.  Повторяя вместе  с  педагогом  стихи,  потешки,  чистоговорки  у  детей   развивается воображение, обогащается  речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.  Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что  у  детей  губы  служат  для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием  речи.  Другой греческий философ  Гиппократ  считал,  что  воздух  производит  звук,  голова резонирует, язык  артикулирует.  Большое  внимание  проблеме  развития  речи уделял Л. С. Выготский. Идеи  Выготского продолжают разрабатываться  многими психологами, его учениками  и  последователями  (Л.  М.  Леонтьевым,  А.  В.Запорожцем, Д. Б. Элькониным).

            Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

          Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера.

          С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

      Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку,  имели  вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали  спокойный,  размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

      Пестушки,  потешки,  поскакушки  побуждали  ребенка  к  бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

      Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако,  характер его иной – бодрый, веселый.

             Тра-та-та, тра-та-та

             Вышла кошка за кота…

             Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

             Большие ноги

             Шли по дороге:

             Топ-топ-топ,

             Топ-топ-топ.

             Маленькие ножки

             Бежали по дорожке:

             Топ-топ-топ-топ-топ,

             Топ-топ-топ-топ-топ.

      Среди  прибауток  особое  место  занимают  небылицы   –   перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их  установка  создать комические  ситуации  путем  нарочитого  смешения,  реальных   предметов   и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит,  он  правильно  понимает соотношение вещей  и  явлений.  Персонажи  небылиц  ведут  себя  несообразно действительности, на что может прямо указываться:

             Где это видано,

             Где это слыхано,

             Чтоб курочка бычка родила,

             Поросенок яичко снес… и т.д.

      Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с  его  первыми  движениями;

      поскакушки  –  с  подскакиванием  на  коленях  у  взрослого;

      потешки  –   с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”).  В  них появляются перечисления, диалоги.

      Прибаутки  –  это  песенки  или  стишки,  увлекающие   ребенка   своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое.  Прибаутки  содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками,  кисонька  -  мурысонька  не оставила маслица, чтобы угостить другого…

       Однако,  главная роль  прибауток  –  познавательная.  Ребенок  узнает  о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.  Часто  поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь,  быки выпивают воду и т.д.

       Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают  порядок  в  игре.   Это   лаконичные   произведения,   иногда рифмованные,  содержащие  обращение  к  маткам  (представителям  от   каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор.  Создавая  жеребьевки,  дети часто  импровизировали  на  основе  сказок,  песен,   пословиц,   поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?;  наливное  яблочко  или золотое блюдечко?).

      Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение  имеет  ритм.  Ведущий  произносит  считалку  ритмично,  монотонно, последовательно прикасаясь рукой  каждому  участнику  игры.  Считалки  имеют короткий стих (от 1  до  4  слогов).  Корни  считалок  уходят  в  древность.

      Заклички и проговорки – генетически  наиболее  древние  формы  детских словесных  игр.  По  происхождению  они  связаны  с  календарными   обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

      Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или  просьбу.  Дети  обращались  к  силам  природы  как  к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

             Дождик, дождик, пуще!

             Я вынесу гущи,

             Хлеба краюшку,

             Пирога горбушку.

      Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие  от  них,  приговорки произносились индивидуально и негромко. Они  содержали  просьбу  –  заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла  в  том,  чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

      Приговорки произносить также перед нырянием в реку;  для  того,  чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

      Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста  были  и  остаются скороговорки  –  быстрое   повторение   труднопроизносимых   слов. Ошибки   в произношении  вызывают  смех.  Играя,  дети  одновременно  развивают  органы артикуляции.  Молчанка  –  это  стихотворный  уговор   молчать.   Но   часто содержание ее настолько комическое,  что  уговор  выдержать  дети  долго  не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому  торжеству  остальных, засмеется.

      Загадки также  принадлежат  в  равной  степени  фольклору  взрослых  и детей: взрослые загадывали их  детям  для  развития  сообразительности.  Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в  земледельческий  и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу  загадок,  верили, что, отгадывая загадки, они  подчиняют  себе  природу,  животных,  растения.

Постепенно  загадки  теряли  магическое  значение  и  становились  одним  из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

       Несомненна педагогическая значимость  загадок:  они  помогают  ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать  красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

      По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора.

      В русском фольклоре самый распространенный тип загадок –  метафорический.  В таких загадках предмет загадывания  заменяется  другим.  Очень  часто,  если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка  поэтизирует  его  –  комар, например, превращается в царя птиц:

             Летела птица орел,

             Села на престол…

      Детей  привлекает  красочность  образов,  юмор  загадок.  Отгадка  без

сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие  от  “взрослой”  загадки, которой  посвящены  десятки  исследований,  детская   не   стала   предметом изучения.

      Детский репертуар  загадок  постоянно  обновляется,  появляются  новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы  правильно  отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы,  явления,  о  которых идет речь.

      Пословицы и поговорки заключают в  себе  богатство  смысла.  Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы, мудрые  высказывания  знаменитых  писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от  афоризма,  что,  кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл,  более  значительный по сравнению с тем,  который  в  них  прямо  выражен.  Содержание  пословицы раскрывается в речи.

      Поговорка сходна с пословицей,  но  поговорка  –  не  является  полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

      Народ отличил пословицу от поговорки:  поговорка  –  только  цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

      И  теоретики  –  педагоги,  и  воспитатели  –  практики   неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств  фольклора.

      Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе,  труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное  в  человеческих отношениях.

Содержание и методика работы по обучению детей правильному

звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе

“автоматизация звуков”

    Цель: улучшить,  сформировать  качество  звукопроизношения  при  помощи малых форм фольклора.

    На подготовительном  этапе  и  этапе  по  постановке  звука  была проведена работа по подготовке  речедвигательного  аппарата,  его  моторики, речевого слуха, дыхания. Я использовала различные игры  на  звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).

    Предлагала  детям  пожужжать,  “как  пчела”,  погудеть  “как  паровоз”,

пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму  ветра,  рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у  детей  высокая активность, в то время как  повторение  лишенных  смысла  слогов  (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей  работе мы  использовали  тексты  сказок  из  книги  Н.А.  Герман  и   М.Г.   Генинг “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В  книге  даются  в  интересной детям форме четкие указания  в  отношении  артикуляционного  уклада.  Так  в “Сказку веселого язычка”  включается  рассказ  о  звуке.  Знакомя  детей  со звуком, мы связывали его с конкретным образом  (з-з-з-песня  комара,  ж-ж-ж- жужжание жука). Например, когда мы  рассказывали  детям  сказку  “О  веселом ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас  и  повторять,  когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у  которого  было  три  сына

каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет  губы  вперед, как будто хочет потушить свечку, и  подует  и  т.д.  В  образной,  доступной детям форме сказка  дает  детям  представление  об  артикуляционном  укладе.

      Вытягивая губы,  растягивая  их  в  улыбку,  все  дети  старались  подражать правильно.  При  обучении  звукопроизношению  мы  опирались   на   различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).

    Систематически поясняя о положении органов  артикуляционного  аппарата, старалась выработать у детей привычку не только слушать, но  и  смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения  звуками

–  свистящими  и  шипящими  и  сонорными  звуками   объясняли   артикуляцию.

Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции  звука  активность детей  повышалась,  дети  старались   придать   нужное   положение   органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс  овладения  навыком.

Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух  формах:  в  форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон  звуковой  культуры  речи  вне занятий. Главную роль мы отводили специальным  занятиям,  сочетающим  показ- образец  произношения  с  активным  упражнением  детей.  Свои   занятия   мы дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.

    Для развития речевого дыхания проводили с детьми  игры  на  поддувание:

сдувание снежинок (кусочков ваты),  поддувание плавающих рыбок, лодочек.

    Не все  дети  сразу  справлялись  с  заданием.  Некоторые  напрягались,

раздували щеки и не могли  сдуть  лежащую  пушинку.  Дыхательные  упражнения помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий,  быстрый  вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на  то, чтобы дети не напрягались и  не  уставали.  Упражнения  проводили  сидя,  не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.).  Для  развития  речевого  слуха,  слухового внимания проводили с детьми  следующие  игры:  “Угадай,  как  надо  делать”. Произнося в разном темпе фразы: “Мелет  мельница  зерно”,  “Дети  плавали  в реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения.  “К  кому  пришел,  от кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с  различной  интонацией:  с испугом, с радостью,  с  удивлением.  Дети  определяют,  кто  это  сказал  – козлята,  волчата  или  охотник.  “Угадай,  кто  позвал”,  “Эхо”  и  д.р.  В индивидуальной работе использовали артикуляционную  гимнастику:  облизывание языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”,  учили  детей  делать  язык “жалом”, “широкой лопаткой”.

    В результате проведенной нами работы на Подготовительном этапе и  этапе по  Постановке  звука,  особое  внимание  мы  уделили  этапу  Закрепления  и автоматизации звуков.

    Для  работы  на  этом  этапе  мы  выбрали  15   детей   с   нарушениями

звукопроизношениями.

     При использовании разных  средств  (артикуляционная  гимнастика,  игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), я  активно подключала малые фольклорные жанры. А именно, хоровое  произношение  стихов, потешек, рифмованных  строк,  насыщенных  определенным  звуком,  отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

      “С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация  звука  есть введение  вновь  созданной  и  закрепленной  относительно  простой  связи  – речевого звука – в более сложные  последовательные  речевые  структуры  –  в слова  и  фразы,  в  которых  данный  звук  или  пропускается  совсем,   или произносится неправильно ”. (О.В. Правдина).

       Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:

             Маленький, да удаленький. Мал, да удал

             Выросла, как тополька.

             Ты моя баловушка.

             Идет, словно павушка плывет.

             Танина коса – всему городу краса.

             Растут детки, как грибки – дождевички.

             Ау, подай голосок через темный лесок!

             Сядем рядком да потолкуем латком.

             Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

             Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

             В качестве поучения и наставления:

             За правое дело стой смело.

             Для друга все не туго.

             Поспешишь – людей насмешишь.

             Спеши, не спеши, а поторапливайся.

             Скоро пойдешь- ногу зашибешь.

             Умел потерять, умей и найти.

             Умей шутить, умей и перестать.

             Умей сказать, умей и смолчать.

             Не сиди сложа руки, не будет скуки.

             Мороз не велик, а стоять не велит.

             В качестве порицания:

             Много шуму -  мало толку.

             Шумят, как воробьи на дождь.

             Весь дом вверх дном.

             Без проказ ни на час.

             Кто весел, а кто и нос повесил.

             Наш пострел везде поспел.

Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.

             Пели, пели, да есть захотели.

             Что поставят, то и кушай.

             Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

             Ешь больше, проживешь дольше.

             Остатки сладки.

             Пора спать, коли некого ждать.

             Милая подружка – подушка.

             Одним ухом спит, другим слышит.

             Спали, почивали, весело ль вставали?

             Мило не мыло, а беленькое личико.

Для владения  правильным  звукопроизношением  необходимо  развитие  речевого дыхания. Для этого мы использовали  следующие  игры  и  упражнения.  Следили чтобы дети не напрягались и не уставали.

   1. Сильно подуть на воду для образования брызг

   2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

   3. Игра “Пузырь”

   4. “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом  каждые  двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить  руками  взад  и вперед, произнося при этом слова:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

              Ж-ж-ж-ж…

 Треснула и стала,

Начинай сначала!

   5. “Насос”

   6. “У медведя во бору”

Дети гурьбой к месту,  где  находится  “медведь”  которого  изображает  один

ребенок, и говорят:

             У медведя во бору

             Грибы ягоды беру

             А медведь сидит

             И на нас рычит.

После слов медведь бросается ловить детей, а  они  убегают  в  дом  (заранее

отведенное место).

   7. “Два мороза”

Площадка делится на две  половины.  На  1  половине  –  гуляют  дети,  на  2

половине – сидят “2 мороза”. Дети подходят к ним: Морозы говорят:  Я  мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба  вместе:  Не  боимся  мы  угроз,  и  не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а  морозы  их ловя и уводят к себе.

   8. “Угадай, чего не стало?”

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии  которых  содержится  нужный звук (например,  кошка,  мишка,  мышка,  лошадка).  Ребенок  запоминает  эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола  или  закрыть  глаза.  В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий  должен сказать, что убрано.

   9. “Капитаны”

Цель: чередование длительного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание: Дети сидят полукругом. В центре  на  столе  стоит  таз  с  водой.

Детям предлагается покататься  на  кораблике  из  одного  города  в  другой,

обозначив города значками на кроях  таза.  Чтобы  кораблик  двигался,  нужно дуть не торопясь, сложив губы для звука “ф”.

  10. “Приятный запах”

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок, или фрукты  (мандарин, яблоко, лимон)

Описание: Дети по очереди подходят к вазочке с  цветком  и  нюхают  его.  На выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу: “хорошо;  очень хорошо”; “очень приятный запах”; “очень ароматный цветок”.

        Речь формируется под контролем слуха,  имеется  определенная  взаимосвязь  в деятельности   слухового   и   речедвигательного    анализаторов.    Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в  дош.  возрасте  является соответствующее развитие  слухового  анализатора  и  фонематического  слуха.

       Поэтому  начатую  работу  по  развитию  слухового  внимания,  мы  продолжали проводить на этапе автоматизации звуков:

В игре “Лягушка”

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание: дети стоят по кругу, а один с  завязанными  глазами  стоит  внутри

круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

                 Скачет, вытянувши ножки,

                 Увидала комара,

                 Закричала…

Тот, на кого указал водящий, в этот момент  говорит:  “Ква-ква”.  По  голосу

водящий должен определить, кто лягушка.

В игре “Путаница”

Цель: найти несоответствия  в  тексте,  назвать  нужные  звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.

             Замяукали котята:  “ Не желаем больше крякать!

             “Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать”

             Мы хотим, как поросята, хрюкать!” Свинки замяукали: Мяу, мяу!

             А за ними и утята:

       Для развития голосового аппарата предлагали  детям  прочитать  стихотворение “Тише,  жабы”  с   различной   громкостью   и   с   использованием   средств выразительности.

        Тише, жабы,         На лугу.

        Ни гугу –                Чтобы не было беды,

        Ходит цапля         Наберите в рот воды.

На этапе автоматизации мы продолжили работу по  артикуляционной  гимнастики.

Но, постепенно уже не было необходимости в показе и объяснении  артикуляции.

Дети сами способны были сказать, в каком положении должны быть  губы,  зубы, язык. Достаточно было назвать упражнение,  или  напомнить  (“Вспомните,  что нужно сделать, чтобы правильно сказать звук “ж”).

   1. “Лопаточка” выработать умение расслабив мышцы  языка,  удерживать  его широким.

   2. “Иголочка” выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

   3.  “Часики”  выработать  подвижность  языка,  укрепляя  его   мышцы,   и

      закреплять пространственную ориентировку правой, левой сторон.

   4. “Качели”  выработать  умение  менять  положение  языка  с  постепенным ускорением темпа.

   5. “Вкусное варенье” выработать движение  широкой  передней  части  языка  вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы.

   6.  “Грибок”  выработать  подъем  языка  вверх,  растягивая   подъязычную

      уздечку.

   7. “Лошадка” укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

   Исследователями института физиологии детей АПН установлено,  что  уровень развития речи находится в прямой  зависимости  от  степени  сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев  рук  также  явилась важной  частью  нашей   работы,   так   как   она   способствует   улучшению артикуляционной моторики, является подготовкой кисти руки к  письму.  Работу по развитию кистей рук мы проводили систематически по  3-5  минут  ежедневно на занятиях и вне занятий.

     Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):

     1. Сжимание пальцев в кулак и  разжимание:  ладонями  вверх,  ладонями

        вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

     2. Вращение кистями рук: в правую, затем  в  левую;  вовнутрь  (обеими

        кистями);  наружу.

     3. Выгибание кистей рук: одновременно; правой, левой по очереди.

     4. Прогибание кистей рук: одновременно; правой левой по очереди.

     5. Чередование прогибания и выгибания.

     6. “Пальчики здороваются” (соприкосновение подушечек пальцев.)

     7. “Коготки” – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

     8. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.

     9. “Ножницы” – разведение пальцев в стороны.

    10. “Замок” – ладони вмести, пальцы  переплетены,  сдавливание  ладоней

        силой.

    11. “Фонарики” – вращение свободными кистями рук.

    12. Потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены вниз.

   На формирование фонематического восприятия предлагали детям игры с  целью узнавания звука в слове  и  выделения  его  из  слов  разработанные  А.И. Максаковым:

            . Дети должны были посадить в машину  только  тех  животных,  в

              названиях которых есть звук с.

            . Из предложенных картинок с  изображениями  животных,  ребенок

              должен был отобрать те, в которых есть звук з.

            . Отгадывание детьми хорошо знакомых им  загадок  с  дальнейшим

              определением, есть ли в названии отгадки  заданный  звук  (“у

              кого из всех зверей хвост пушистей и длинней!  –  У  лисы  “В

              слове лиса есть звук с! А в слове зверь есть звук с!”).

      Игры были для детей интересны, вызывали соответствующий  эмоциональный настрой.

      Для развития общей и мелкой моторики,  проводили  с  детьми  различные упражнения, например: (“Три Егора”, “Веселый дождик”):

      Цель: закреплять артикуляцию звуков (р и рь), развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

      На горбушке

                          (руки поднять вверх, изобразить полукруг)

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные поднять вверх)

      Забора,

      (руки держать перед собой, пальцы развести в стороны).

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные поднять вверх).

      Избушки

      (соединить концы пальцев вместе, изобразить  крышу  избушки,  поднимая руки вверх.)

      Три

      (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные поднять вверх)

      Егора

      (руки опустить вниз вдоль туловища).

      Справа – дедушка Егор,

      (шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить и руки опустить).

      Слева – дядюшка Егор.

      (шаг  влево  и  руки  отвести  влево,  правую  ногу  приставить,  руки

опустить).

      А у среднего забора

      (полупоклон туловища вперед, руки от груди развести в стороны)

      Не Егор

      (поворачивать голову в стороны).

      А пол – Егора

      (руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз).

      Потому что он пока

      (походить на месте).

      От горшка два вершка

      (полупоклон туловища вперед, держать полусогнутые  в  локтях  руки  на

уровне пояса ладонями вниз).

      В  свободное  время  и  в  непроизвольной  беседе   учили   с   детьми

чистоговорки:

      На траве – трава, у тропинки – дрова.

      Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.

      Труба трубит, труба поет,

      Трубач по улице идет.

      У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

      Сначала  проговаривали  медленно,  затем  убыстряя  темп,   контролируя

дрожание кончика языка при звуках (р и рь).

      Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям  самим  придумать

загадки.

      Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

      Береги нос в сильный… (мороз).

      Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

      Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).

      Далеко от земли, ушли в море… (корабли).

      В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).

      Иногда из ручейка растекается… (река).

      Развивающие  возможности  загадки  во  всей  красе   предлагала   Ю.Г.

Илларионова.

      Социально  –  бытовой  аспект  пословиц  и  поговорок  раскрыли   В.П.

Андрианова – Перетц, Н.А. Дмитриева, Ю.Г. Круглов.

      Использовав в работе с детьми индивидуальные и  подгрупповые  занятия, заметили  что  в  подгрупповых   занятиях   продуктивность   повышается,   а утомляемость уменьшается. Коллектив  является  для  детей  сильным  фактором взаимного влияния.

      В   своей   работе   мы   руководствовались   следующими   принципами:

всесторонние развитие личности ребенка, сознательность и  активность  детей, учет возрастных особенностей ребенка,  индивидуальный  подход,  наглядность, научность и системность, решающая роль педагога.

      Материал специальных занятий закрепляли  и  вне  занятий,  в  режимных

моментах. Использовали в работе с детьми  комплекс  пальчиковой  гимнастики, игры по развитию мелкой и общей моторики, малые различные формы фольклора.

      Используя подражательные способности детей и  игровую  ситуацию  легче добиться того или иного звука. Дети  с  большим  желанием  изображали  птиц, животных,  подражали  им.  Подражание  является  основой  для   формирования звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

      “Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию  звуков и тем самым уточнять свои собственные движения”. (Ф.Ф. Рау).

      В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые  собрания, оформление папки – передвижки “Говорят  наши  дети”,  “Роль  малых фольклорных  форм  для  развития  звукопроизношения”.  Обновили  уголок  для родителей, поместили таблицу звукопроизношения  детей,  расписание  занятий, рекомендации, литературу для ознакомления.

      Используя в практической  деятельности  разные  средства  формирования правильного   звукопроизношения   –   артикуляционную   гимнастику,    игры, упражнения для мелкой и общей маторики и т.д. Мы  убедились,  что  не  менее эффективными  средствами  воздействия   являются   малые   формы   фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

      Привлекая   детей   своей   формой,   яркими   поэтическими   образами

художественные средства  вызывают  у  детей  положительные  эмоции,  которые повышают эффективность  работы,  направленной  на  формирование  правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

      Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных  задач  в

общей системе работы по родному языку.

      Осознавать значимость и серьезность проблемы  воспитания  чистой  речи должны и педагоги и родители.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

        Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

        Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

- логоритмические занятия.

         Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

        Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап - накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап - обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 

                           В логопедической работе детский фольклор привлекает многообразием лексики с пространственным значением: предлоги, наречия, приставочные глаголы движения. Фольклор использовался специалистами предметниками на подгрупповых занятиях, в индивидуальных занятиях, комплексных и досуговых мероприятиях. Малые фольклорные жанры использовались в работе с детьми как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, как прием обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой, занимательный материал, отвечающий возрастным потребностям детей. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, снижают утомляемость, делают речь детей более выразительной, яркой                  

                  Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру.

         Проведенные с детьми вечера загадок, посиделки, фольклорные праздники, где детям предлагалось самим придумать загадки, чистоговорки, подключение к этой работе родителей – неизменно подтверждали успешность применения данного материала.

            Использование малых форм фольклора в логопедической работе и, в частности, в работе по формированию пространственных представлений имеет стабильную востребованность, удачно сочетается с другими методами работы. Данный блок внедрен в работу всех участников педагогического процесса, начиная с раннего возраста, как коррекционно-развивающий, пропедевтический.

              Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в формировании пространственных представлений в образовательном процессе детского сада.

          Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели объединяют свои действия. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность в вопросах педагогики, психологии необходимы на всех стадиях работы. С целью оптимизации коррекционного процесса на 1 этапе работы идет взаимообмен данными диагностик. На следующем этапе проводятся ПМПк и ПМПК.

Мы используем индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями:

-изучение опыта семейного воспитания, анализ социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов) (анкетирование);
- сбор анамнеза;
- индивидуальные консультации;
-индивидуальные разъяснительные беседы;
-показательные индивидуальные занятия;
-групповые и общие родительские собрания;
- сообщения об особенностях речевого развития детей;
- Круглый стол родительского Комитета;
- Клуб «Молодая семья»;
-Родительский университет;
-показательные групповые занятия;
-вечера вопросов и ответов;
-коллективные консультации;
-практикум для родителей, который проводится ежемесячно с целью обучения элементарным методическим приемам работы;
-дни открытых дверей;
-библиотека для родителей;
-игротека для родителей и детей ;
-устройство выставок;
-информационные стенды ("уголки для родителей");
-папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера



Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса

        Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

         И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет  расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения,  и другие интересующие  ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать  и называть  не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

          Ребенку надо помочь  понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно  употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе  и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

         Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

          И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.

         Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или  твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится  с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.

          Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит от того, что он переполнен впечатлениями и мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него.

         Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами: изысканный, банальный и пр. Это слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как  дети  с легкостью «жонглируют»  умными словами, то у ребенка появляется привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм).

         Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Подбери определения» -  например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить) и т.п.

          Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать  при этом законченной. Очень нужна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается  целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках
  • договаривание предложений с антонимами
  • составление предложений со словами-синонимами
  • объяснение и сравнение значений слов
  • рисование на тему многозначного слова
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...