Дифференциации звуков «Ш» и «Ж»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Дифференциации звуков «Ш» и «Ж» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД   по дифференциации звуков «Ш» и «Ж»

в средней логопедической группе «Непоседы»

Выполнила: учитель-логопед средней логопедической группы

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» г. Сорск РХ

Светлана Евгеньевна Козлова

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш, через заучивание потешки, с помощью составления мнемотаблицы.

Задачи:

1. Использование фольклорного материала для формирования основных компонентов речевой системы – звуковая культура речи, лексико-грамматический строй речи, связная речь:

- артикуляционная гимнастика;

- автоматизация и дифференциация звуков.

- заучивание русской народной потешки.

2. Использование фольклорного материала для развития моторной и эмоционально-волевой сферы:

-  развитие мелкой моторики рук;

-  развитие общей моторики, координации речи и движений, темпа и ритма речи;

- подвижные игры.

Учитель-логопед: входит в группу и привлекает внимание детей к себе -

Игровой самомассаж (движения выполняются соответственно тексту):

                Приходи ко мне дружок!

                Становись скорей в кружок!

                Ушки ты свои найди

                И скорее покажи.

                Ловко с ними мы играем,

                Вот так хлопаем ушами.

                А сейчас все тянем вниз,

                Ушко, ты не оторвись.

                А потом, а потом 

                Покрутите козелком.

                Ушко, кажется, замерзло.

                Отогреть его так можно.

                Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

Учитель-логопед: Ребята, а что наши ушки слышат?  

(СЛАЙД 1) Это шмель - он шуршит…, а это жук – он жужжит….

Давайте пожжужим с жуком? А теперь….

(СЛАЙД 2) Кто шумит? (шмель шуми ШШШШ Как шумит?

(СЛАЙД 3)  Кто жжужжит? (жук жужжит) Как жжужжит?

Дыхательная гимнастика «Сдуй жука» (у каждого ребёнка цветок на котором «сидят» либо шмель… либо жук – дети дуют -  Вытягивая губы трубочкой и с силой дуя жука или шмеля, которые сидят на цветках. Где сидели наши шмель с жуком (на цветах). А потом они улетели.. С чего?

Учитель-логопед: И шмель и жук любят слушать разные потешки и прибаутки, давайте им их почитаем?

Артиккляционная гимнастика (развитие подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи):

1 Ребёнок (вспоминает и рассказывает потешку (СЛАЙД подсказка 4):

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

(Вытянуть губы вперед трубочкой).

2 Ребёнок (СЛАЙД 5)

 «Грибок»

Гриб-грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Гриб на грибу,

А мой наверху!

(Присосать широкий язык к твердому небу).

3 Ребёнок (СЛАЙД 6)

«Лошадка»

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

 (Щелкать языком в быстром и медленном темпе).

4 Ребёнок (СЛАЙД 7)

«Дождик»

Дождик, дождик, дождик лей -

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

(Кончик языка ударяем о твердое небо и произносим Д-Д-Д-Д). (с ложками ритм)

Ритм «Игра на ложках – Как Стучит дождик»» - учитель-логопед задаёт ритм и последовательность игры на ложках, а дети повторяют…

 

Уч.-логопед: Наши пальчики играли немножечко устали….

Пальчиковая игра «Идут четыре братца» (СЛАЙД 8)

Идут четыре брата. (Показать четыре пальца, большой прижат к ладони).
Навстречу им старшой. 
(Показать большой палец) .
-Здорово, большак!
-Здорово, Васька-указка, (
Большой палец соединяется с указательным в колечко).
Миша-серёдка, (
Большой палец соединяется со средним пальцем).
Гришка – сиротка 
 (Большой палец соединяется с безымянным пальцем).
И крошка - Тимошка. (
Большой палец соединяется с мизинцем)

Учитель-логопед: После дождика, что мы всегда ждём? (солнышка)

 

«После дождика будет солнышко» 

Учитель-логопед: просит каждого из детей проговорить поговорку, чётко поговаривая звуки «Ш» и «Ж».

  • Прохлопать ритм скороговорку.
  • Произнести скороговорку хором, индивидуально.
  • Послушать какие звуки голосом я выделила.
  • Повторить эти звуки, четко артикулируя.
  • Произнести звуки (ш) и (ж) хором и по одному.
  • В каких словах слышится звук (ж), а в каких звук (ш).
  • Произнести скороговорку тихо громко.
  • Произнести скороговорку грустно, весело.

Заучивание русской народной потешки по мнемотаблице с помощью картинок ассоциаций к словам потешки (картинный материал):

Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко!    (…использовать как считалку для игры см. ниже)

Учитель-логопед: А теперь мы отдохнём дружно все играть пойдём!

Подвижная игра «Кот и мыши» (СЛАЙД 9)

Мыши водят хоровод, у печурки дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

Как проснётся Васька – кот, разобьёт ваш хоровод.

Вот проснулся Васька – кот –разбежался хоровод.

Учитель-логопед: Ой смотрите за нашими гостями прилетел самолёт…(«Ш» и «Ж» улетают на самолёте). («звездопад» из букв Ш и Ж в подарок детям для штриховки)

Итог: Кто у нас сегодня побывал в гостях? Какие звуки мы с ними правильно проговаривали? Какую потешку выучили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...