Мастер класс "Нейрогимнастика в работе с детьми с ТНР"
материал по логопедии (старшая группа)

В настоящее время в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, то есть наблюдается вялость мышц, дети плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина – это малоподвижный образ жизни наших детей. Современное поколение ведет малоподвижный образ жизни, дети сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютеров. Как следствие, происходит недостаточное снабжение головного мозга кислородом.  Правое и левое полушарие неспособны к интеграции, полноценному взаимодействию. А это одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейрогимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_neyrogimnastika_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Нейрогимнастика в работе с детьми с ТНР»

В настоящее время в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, то есть наблюдается вялость мышц, дети плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина – это малоподвижный образ жизни наших детей. Современное поколение ведет малоподвижный образ жизни, дети сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютеров. Как следствие, происходит недостаточное снабжение головного мозга кислородом. Правое и левое полушарие неспособны к интеграции, полноценному взаимодействию. А это одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейрогимнастики.

Применение нейрогимнастики позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование нейрогимнастики в логопедических группах с детьми с ТНР способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углубленным изучением точных наук не получится: нейропсихологии утверждают, что развитие межполушарных связей – ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Мозг человека уникален, представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой для мозга». Гимнастика для мозга или нейрогимнастика – это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность мозга достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий, тем лучше у них будет успеваемость. Суть заданий заключается в идее взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

К выполнению гимнастики для мозга необходимо приступать в среднем дошкольном возрасте, то есть в 5-6 лет. Выполнение упражнений начинают с медленного темпа и показа воспитателем: сначала ведущей рукой, затем включают обе руки. Движения выполняются синхронно, направляют детей на ритмичность выполнения упражнений.

Следует выполнять ряд несложных правил:

Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.

Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.

Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.

Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.

Важно следить за правильностью выполнения упражнений.

Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, у ребенка исчезают явления дислексии, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков.

Вот некоторые упражнения:

  1. «Зонтики» - Зонтики крутим между большим и указательным пальцами, при этом одна рука идет вверх, другая вниз. Меняем положение рук.
  2. «Соломенки» - Коктейльные палочки вставляем между пальцев и поочередно их отпускаем (работа с одной рукой, потом с другой)
  3. «Хлопки» - На столе лежат дорожки из геометрических фигур (квадраты и круги). Задание: нужно на круг хлопнуть два раза в ладоши, на квадрат хлопнуть три раза по столу.
  4. «Комочки» - Лист бумаги нужно смять одной рукой. Делаем двумя руками одновременно. Смяли – теперь расправляем.
  5. «Зеркальное рисование» - Начинаем одновременно двумя руками выкладывать одной рукой круг, другой рукой треугольник.
  6. «Дорожки» - На листе бумаги, взяв в обе руки фломастер, начинаем одновременно рисовать – одна рука волнистую линию, другая – зигзаг.
  7. Упражнение «Голова – живот». По голове одной рукой мы стучим, по животу – другой рукой мы гладим. Потом поменяли руки.
  8. «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
  9. «Палец – ладошка» Выполняется двумя руками одновременно. Одна рука показывает указательный палец, другая – ладошку. Потом руки меняются.
  10. «Зайчик морковка» Одной рукой показываем зайчика, а другой морковку, затем прячем зайчика и морковку и показываем наоборот.
  11. «Лезгинка»
  12. «Капитан» - одна рука отдает честь, а другая показывает в верх большой палец.

Список литературы:

  1. Михеева Е.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: Аркти, 2008.

4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-32с.

5. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика: раскраска с заданиями .-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-31с

6.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

Мастер-класс. Мастер-класс по изготовлению с детьми поделки и коллективной работы «Птицы мира» к празднику День Победы (возраст детей 3–4 года)

9 мая  Великий праздник - День Победы. В этот день мы говорим "спасибо" всем ветеранам за Победу, за Мир, за Жизнь. С большой благодарностью мы поздравляем наших ветеранов с праздником, низко кла...

Мастер-класс по работе с детьми подготовительной группы "Веселая ярмарка" 2018г.

Мастер-класс по работе с детьми в подготовительной группе "Веселая ярмарка". Цель. Показать способы взаимодействия с детьми  в подготовительной группе....

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...

Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей   на основе использования технологии лэпбук....

Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов

Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов...