Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей ДОУ «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и      выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании      психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не      исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее      психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в      зависимости от их характера.

 

                                    Причины нарушений речи:

 

-соматическая ослабленность;

-замедленное психофизическое развитие;

-отягощенная наследственность, травмы;

-неправильное строение органов речевого аппарата;

-невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте; -двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

 

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

 

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  1. заменой звуков более простыми по артикуляции;
  2. трудностями различения звуков;
  3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

     Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

 

  1. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексикограмматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

 

  1. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

 

Как вести себя с заикающимся ребенком:

-Не стоит обращать особое внимание ребенка на      речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

-Ни в коем случае не      связывайте неудачи ребёнка с его речевым  дефектом;                                                                        

-Объективно подчеркивайте достоинства       ребенка; -Поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о      психических травмах и неприятных переживаниях;

-Обратите внимание на чередование      периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку,      в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

     Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. В нашем посёлке нет специализированных детских садов, поэтому эти дети посещают  наши два  детских сада, где в настоящее время организованы логопедические пункты. Дети посещают индивидуальные занятия с логопедом два-три раза в неделю. Кроме того, логопед записывает в специальной тетради домашнее задание, которое ребёнок должен выполнять ежедневно дома с родителями.

Также родители (дома) и воспитатели (в детском саду) должны ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.pdf.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и      выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании      психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не      исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее      психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в      зависимости от их характера.

 

                                    Причины нарушений речи:

 

-соматическая ослабленность;

-замедленное психофизическое развитие;

-отягощенная наследственность, травмы;

-неправильное строение органов речевого аппарата;

-невнимание к речевому развитию детей в младшем       возрасте; -двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

 

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

 

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  1. заменой звуков более простыми по артикуляции;
  2. трудностями различения звуков;
  3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 

     Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

 

  1. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексикограмматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

 

  1. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

 

Как вести себя с заикающимся ребенком:

-Не стоит обращать особое внимание ребенка на      речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация      на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

-Ни в коем случае не      связывайте неудачи ребёнка с его речевым  дефектом;                                                                        

-Объективно подчеркивайте достоинства       ребенка; -Поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о      психических травмах и неприятных переживаниях;

-Обратите внимание на чередование      периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку,      в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

     Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. В нашем посёлке нет специализированных детских садов, поэтому эти дети посещают  наши два  детских сада, где в настоящее время организованы логопедические пункты. Дети посещают индивидуальные занятия с логопедом два-три раза в неделю. Кроме того, логопед записывает в специальной тетради домашнее задание, которое ребёнок должен выполнять ежедневно дома с родителями.

Также родители (дома) и воспитатели (в детском саду) должны ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....