Конспект занятия " В мире звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Порошкова Елена Леонидовна

Конспект занятия в старшей группе  " В мире звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема: «В мире звуков»

Цель: формировать фонетико-фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умение дифференцировать на слух речевой материал.

Задачи: 1 Образовательные

  • Учить детей в игровой форме классифицировать и обобщать накопленные знания и умения по звуковой культуре речи.
  • Учить детей организованности, собранности, ответственности на пути решения поставленных задач.
  • Учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.

2 Коррекционные

  • Развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать умение на слух дифференцировать звуки, различать гласные т согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
  • Развивать у детей способность правильно и грамотно программировать свой ответ на поставленный вопрос.

3 Воспитательные

  • Воспитывать в детях чувство коллективизма, соревнования, сопереживания за своих товарищей.
  • Воспитывать у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе.

Оборудование: звуковые фонарики (красный, синий, зеленый) колокольчики.

Ход занятия

1 Организационный момент

Логопед (Л) – Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю вас побывать в волшебной стране звуков. Многие живые существа (животные, птицы) издают звуки. Но только люди умеют говорить и наши звуки называют речевыми. Какими бывают звуки?

Дети (Д): гласные и согласные звуки.

Л -  Правильно.

2. Основная часть

Л -  Назовите гласные звуки.

Д -  А…О…У..И…Ы…Э.

Л - Правильно. А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Д -  Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Л -  Правильно, гласные звуки живут в красном домике. Они очень любят петь. Когда мы произносим гласный звук, то воздух во рту не встречает преграду.

3. Игра «Узнай гласные звук»

Л -  давайте поиграем. Я беззвучно буду произносить звук гласный. А вы должны его отгадать. Узнали – поднимите красный фонарик.

Далее, логопед произносит со звуком, закрывая рот ладонью.

Дети угадывают гласные звуки.

4. Л -  Ребята, а теперь я хочу пригласить вас в синий и зеленый замки. В синем живут твердые согласные, а в зеленом мягкие согласные. У твердых согласных твердый характер и произносятся они твердо.

Пример: Д…Т…К…М…. Обозначаем их каким цветом?

Д -  Синим.

Л - Правильно. Твердые согласные обозначаем синим цветом.

5. Игра «Какая преграда»

Л - Когда мы произносим согласный звук, то воздух встречает преграду ( зуби, губы, язык). Сейчас я буду произносить твердые согласные звуки, а вы скажите какая преграда встретилась при произнесении данного звука:

Л -  Г…П…Р…С…В…

6. Игра «Какой звук?»

Л -  а у мягких согласных мягкий характер и произносятся они мягко: Ль, Мь, Пь, Ть…

Они как мягкая зеленая травка и обозначаются они каким цветом?

Д - зеленым

Физкультминутка

.Облако 

Беленькое облако

Поднялось над крышей.

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В дождевую тучу.

(руками описать через стороны вниз большой круг и опустить,

присесть).

7.Игра «Фонарики»

Логопед называет звуки вперемешку (гласные, согласные твердые, согласные мягкие), а дети должны поднять фонарик нужного цвета.

Л -  А…П…Т…Мь…У…С…Нь…Э...

8. Игра «Волшебный колокольчик»

Л -  Согласные звуки в сказочной стране были не только твердые и мягкие. Они были еще звонкие и глухие. Глухие согласные не любят шума и голоса и разговаривают глухо.

Звонкие звуки любят звучать, шуметь, чтобы их все услышали. Прием: рука к горлу.

Возьмете колокольчик в руку. Я буду произносить согласные звуки, если услышите звонкий согласный звук, то позвоните в волшебный колокольчик.

9. Итог занятия

Л - Итак, ребята, мы с вами побывали в волшебной стране звуков.

Речевые звуки бывают гласные и

Д -  Согласные.

Л -  Правильно. А согласные звуки бывают твердые и

Д - Мягкие.

Л - Глухие и

Д - Звонкие

Л - Правильно. Молодцы ребята, вы хорошо работали, внимательно слушали и хорошо отвечали.

Используемая литература

  1. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985
  2. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи», М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое групповое логопедическое занятие "В мире звуков"

Это собственная разработка. Занятие позволяет систематизировать и закрепить знания детей о звуках речи, об их основных характеристиках и отличиях. Развиваем фонематический слух и речь, внимание и анал...

Подгрупповое логопедическое занятие "В мире звуков" для детей подготовительной группы.

Цель:  формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...

конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста

конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....

Конспект подгруппового логопедического занятия "В мире звуков"

Конспект   открытого логопедического занятия в подготовительной группеТема: «В мире звуков» Цели:Коррекционно-образовательные:  Знакомство с терминами «неречевой звук» и «ре...

Конспект открытого занятия "В мире звуков"

Программное содержание:Речевые задачи:Закрепить с детьми правильное произношение согласных звуков С и З;Развивать фонематический слух: учить детей звуковому анализу слов;Закреплять навыки дифференциац...

Конспект занятия "В мире звуков".

Тема: Формирование представления о звуках.В мире звуков.Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Обучающие задачи.1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.2...

Конспект логопедического занятия «В мире звуков и букв»

Конспект логопедического занятия "В мире звуков и букв"...