Логопедический конспект подгруппового занятия "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [P]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дмитриевская Надежда Александровна

Логопедический конспект подгруппового занятия "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [P]"(подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

с детьми подготовительной группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]»

учителя-логопеда Дмитриевской Н. А.

г. о. Красногорск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»

Учитель-логопед: Дмитриевская Надежда Александровна

Цели занятия:

1) Развитие произносительных умений и навыков, развитие звукопроизношения детей - на материале автоматизации звука [Р].

2) Развитие лексико-грамматических категорий речи детей – на материале темы «Транспорт».

3) Развитие коммуникативных умений и навыков детей.

Задачи занятия:

образовательные:

- развивать звуко-произносительные умения и навыки детей;

- закреплять знания о механизме образования звука;

- закреплять знания об акустических характеристиках звука [Р] (согласный, звонкий, твердый);

- обогащать и развивать лексику и грамматику (словообразование, словоизменение и т. п.) детей по теме: «Транспорт».

- обучать звуко-слоговому анализу;

коррекционные:

- развивать и укреплять речевую моторику;

- закреплять условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад;

- закреплять навык правильного произношения фонемы [Р] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте;

- развивать фонематический слух и восприятие на акустический образ данной фонемы;

воспитательные:

- воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, карточка с профилем [р], слоговые дорожки с картинками, предметные картинки, кукла, тетрадь для домашнего задания, простые карандаши…………..

ХОД ЗАНЯТИЯ

1) Организационный момент (пальчиковая гимнастика):

Дети заходят, здороваются.

Педагог: - «Ребята, давайте, перед тем, как сесть на стульчики, улыбнемся друг другу и поздороваемся пальчиками». (Соединяем поочередно пальцы правой и левой рук).

После выполнения дети садятся.

2) Объявление темы занятия:

Педагог: - «Ребята, сегодня мы продолжим закреплять звук «Р», а тема нашего занятия «Транспорт».

3) Характеристика звука:

Педагог кладет схему звука перед детьми.

- «Ребята, расскажите нам, пожалуйста, о звуке «Р». Какой он? гласный или согласный? Как нужно поставить язычок, чтобы сказать «Р»? Звонкий он или глухой? Твердый или мягкий?

Дети дают характеристику звуку: «Звук «Р» согласный, т.к. он говорится с помощью языка и воздуха, язык нужно поднять за верхние зубы, и сильно подуть на кончик языка. Звук «Р» – звонкий, твердый».

4) Артикуляционная гимнастика:

Дети выполняют упражнения «Лошадка», «Грибок», «Барабан», «Гармошка».

На лошадке я скачу, обогнать я всех хочу,

Но, лошадка, побыстрей, догони моих друзей.

На полянку прискакали и пенечек увидали,

А на нем растут грибы небывалой высоты,

Раз грибок и два грибок, полезайте в кузовок!

Дальше, отдохнув немножко, поиграем на гармошке,

Ты, гармошечка, тянись, и тянуться не ленись!

Что за звук и тут, и там,

Это друг наш барабан,

Помогает нам рычать,

Барабанить, не скучать!

5) Автоматизация звука «Р» в слогах и словах:

Педагог : « Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинку. На ней изображено дерево с символами, которые подсказывают гласный звук. Давайте попробуем расшифровать то, что зашифровано на дереве, добавляя к каждому гласному звук [p].» (ар, ур, ир, ор и т. д.)

Педагог : « Ребята, прочитайте, пожалуйста, слоги на этой картинке и назовите слова» ( ра-ра-ра- радуга-ракушка-ракетка, ро-ро-ро-…., ру-ру-ру-…, ры-ры-ры…)

6) Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях (словоизменение): (Игра «Назови ласково»)

Педагог предлагает поиграть в игру «Назови ласково». Например: «красивый корабль - красивенький кораблик». ( огромный грузовик, черный вертолет, быстроходный катер, старый паровоз, красный трамвай, быстрый троллейбус и т.д.)

7) Развитие фонематических процессов

Физминутка:

Педагог: - «А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и проверим заодно, хорошо ли слышат ваши уши». Детям предлагается встать и дается следующая инструкция: - «Руки на пояс, когда услышите звук «Р», подпрыгните». Педагог медленно диктует ряд звуков, ряд слогов, ряд слов, среди которых есть как со звуком «Р», так и без него:

- Р, К, Т, Р, М, Л, Р. РА, МА, ЛА, РО, ВО, ЛУ, РУ. Рак, мак, рога, вата, лапа, пир, пил, танк, осел, топор, Мила, гора, класс, краб.

Игра « Исправь малышку»

Педагог:- « Дети, у меня есть малышка (показывает куклу), она еще не умеет выговаривать звук [p]. Послушайте, как у нее получается. Скажите правильно»

  1. Лома покупает лозы. 4. Лая пишет лучкой.
  2. Ламашки ластут в тлаве. 5. Нюла ест албуз.
  3. Алтем иглает с лакетой. 6. Малуся собилает уложай.

8. Словообразование

Педагог: - «Ребята, послушайте внимательно, и назовите, какое слово получится, если соединить два слова в одно. Например: она кофе варит- кофеварка.» ( они сухие фрукты-, она мясо рубит-, она газом сваривает-, он на пару возит-, он мусор возит-). « Покажите на картинке этот предмет».

8) Автоматизация звука «Р» в предложениях: (Игра « Что в ракете?»):

Педагог: - Дети, давайте поиграем в игру. Надо разобраться из каких частей состоит ракета и что у героев в ракете.

Дети должны правильно подобрать карточки, сопоставляя геометрические фигуры и их цвет, а уже затем назвать, что у кого в ракете.

Например: У тигра в ракете помидор, краб и воробей. и т.д.

9) Звуковой анализ слов (где звук «Р»: в начале, середине, конце слова):

Педагог раздает детям по листу, где изображены 3 схемы (звук «Р» в начале слова, в середине, и в конце) и картинки со звуком «Р», и простые карандаши. Педагог предлагает детям выполнить работу письменно:

- «Вам нужно назвать картинку, услышать в какой части слова находится «Р» и провести линию от картинки к нужной схеме со звуком «Р». Работайте самостоятельно».

10) Автоматизация звука «Р» в тексте/в стихотворении:

Педагог: - «В завершении нашего занятия, давайте, ребята, проговорим считалку (повторяем 2 раза)»:

-Трактор по полю катался,

В лес заехал – потерялся,

Раз, два, три, четыре, пять,

Трактор я иду искать,

Громко-громко тарахчу

И водить я не хочу,

Раз, два , три, четыре, пять,

Надо воду выбирать!

11) Домашнее задание:

Педагог: - «В качестве д/з я даю вам выучить эту считалочку со звуком «Р». Педагог вкладывает листы с д/з в папки детей для д/з.

12) Итог занятия. Оценка работы детей на занятии:

- Педагог: - «Давайте подведем итог занятия. О чем мы говорили сегодня? (ответы детей) - Скажите, что вам больше всего запомнилось, что понравилось? (ответы детей). – Вы большие молодцы, очень старались. Наше занятие закончено».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "...

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "...

Конспект подгруппового занятия "Звук П"

Знакомство со звуком П. Расширение словаря, развитие грамматического строя речи по лексической теме "Посуда". Буква П....

План-конспект подгрупповой НОД Звук и буква З

Подгрупповое занятие в подготовительной  по закреплению звука З...

Конспект подгруппового занятия "Звуки [л-л\'] правильно называй и различай"

Конспект подгруппового занятия с элементами Су-Джок терапии "Звуки [л-л'] правильно называй и различай" с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового занятия "Звук У. Буква У"

Разработан для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР, РАС) по водготовке к обучению грамоте....

Конспект подгруппового занятия "Звук [Р]"

План конспект по формированию звуковой стороны речи в подготовительной группе (подгрупповая форма работы)Тема: «Постановка звука [Р]»...