Конспект логопедического занятия для детей старшей группы (6-7 лет) (ФФНР, стертая дизартрия) «Мишкин урок» по материалам лэпбука "Мишкина книжка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кукушкина Юлия Николаевна

Цель: Автоматизация и дифференциация шипящих звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx280.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учереждение

«Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Конспект логопедического занятия

для детей старшей группы (6-7 лет)

(ФФНР, стертая дизартрия)

«Мишкин урок»

Цель: Автоматизация и дифференциация шипящих звуков

По материалам лэпбука «Мишкина книжка»

Учитель-логопед:  Кукушкина

Юлия Николаевна

Семибратово,  2021

Я читаю книжку Мишке,

Как любимому сынишке:

Слушай, Мишка, мой рассказ

И не будет бед у нас!

Мишка слушал, сидя в кресле

Я подумала, а если,

Мишка станет мой живой

И поговорит со мной!

Будет Мишка лучший самый,

Я тогда на радость маме,

Научу его читать,

А сама пойду гулять!

Косарев В.

        Здравствуйте, ребята!  Сегодня к нам в гости пришли воспитатели нашего детского сада. Я много раз рассказывала им о том, чему мы с вами научились и в какие игры любим играть и они, конечно же, очень захотели прийти к нам на занятие.

А начнём мы как всегда с разминки:

Упражнения на развитие межполушарных комиссур: «Кулак-ладонь», «Рыбы-ВО!», «Заяц-коза» (впервые).

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.

Такие игры не только полезны, но и помогают настроить общение на дружелюбный лад.

- Ребята, вы научились хорошо выполнять знакомые вам упражнения и не плохо справились с новым для вас заданием. А теперь я предлагаю вам открыть первую страницу «Мишкиной книжки». (Данный ЛЭПБУК «Мишкина книжка»  является сборником дидактических игр и заданий на автоматизацию и дифференциацию шипящих звуков.

Не для кого не секрет, что самой кропотливой и длительной  работой по становлению звуков в речи является этап автоматизации. На данном этапе работы также необходимо обязательное привлечение родителей, чего добиться не всегда просто. Каждый специалист-логопед ищет свой путь к сотрудничеству.

Цель создания пособия «Мишкина книжка»:

- Сделать работу по автоматизации и диффернциации шипящих  звуков интересной и занимательной для ребенка, понятной и удобной для использования родителями.

В пособии собраны и поэтапно размещены задания по подготовке к постановке и автоматизации звуков. В отличии от Домашних тетрадей для атвоматизации звуков пособие интересно тем, что все карточки и картинки находятся в доступе для детей. Каждая игра может быть использована по разному в зависимости от поставленной взрослым целью.

Пособие не является   завершенным, благодаря пружинному креплению  в дальнейшем планируется дополнение его страницами с новыми заданиями. )

Надеюсь, что мои коллеги так же найдут его заниматиельным

и эффективным в использовании.

Стр. 3 Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.

Медведь Мишка утром встал,

Чистить зубки побежал:

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело,

Пополощем ротик

И не капнем на животик.

Цель : укрепление и фиксация кончика языка за верхними зубками, укрепление мышц языка.

Инструкция:

1) улыбаемся, открываем рот, показываем верхние зубы.

2) кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, двигая кончиком языка из стороны в сторону (вправо и влево).

3) так же "чистим" наши зубки и с внешней стороны.

Мишенька расчёску взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаём

Всё покажем языком

Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Инструкция: «причесывать» зубами язык. 

Дальше по порядку

Делаем зарядку.

Вот и завтракать пора:

Мишка нам испёк блины,

Со сметаною они.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.

Инструкция: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. 

Знает это весь народ-

Любит Мишка сладкий мёд.

Языком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку».

А теперь чаёк попьём

Чай мы в чашечку нальём.

Мишка сыт и Мишка рад,

Любит Мишка всех ребят.

Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.

Инструкция: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Следим за тем, чтобы язык не дрожал.

А теперь язык наш-мяч

Начался футбольный матч.

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю, идущую по середине языка.

Инструкция: Язык положении «Блинчик», Сдувать со стола лёгкие предметы (вата, карандаш и т.д.)

Произнесение изолированного звука Ш , Ж  и слогов с использованием «Дорожек» (рисуем пальцами обеих рук по очереди и одновременно)

Задача: Активизация работы мозга, автоматизация звуков Ш, Ж (карточки типа..)

Стр. 5  

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

-Нет, нельзя, вздохнул он грустно,

Только очень, очень вкусно.

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой

На странице книги картинки:  миски с кашей.

Тренируемся, в образовании названия каши по названию крупы. Из риса- каша рисовая, из пшена -…

Задача: Образование прилагательных от существительных, автоматизация шипящих звуков в предложении.

Перед детьми баночки с крупами.

Игра  «Узнай, что звучит»

Задачи:  Развитие слухового восприятия на материалах неречевых звуков;

Знакомство с крупами, развитие тактильных ощущений

- Мишка съел всю кашу и захотел пить, взял свою чашку, а в ней…..

Дидактическое  пособие «У Мишки на чашке….»

Задача: Автоматизация звуков Ш, Ж в предложении.

Дети из кармашка  «Мишкиной книжки»  достают карточки в виде чашки (Игра с фонариком).

Подсветив снизу чашку фонариком можно увидеть изображение и составить предложение:

У Мишки на чашке жук.

У Мишки на чашке кошка и т.д.

Стр. 6  Мишка предлагает поиграть в игру «Прятки»

Задачи: Развитие зрительного восприятия и памяти.

На круглом диске размещены картинки (8-10 штук). Ребёнок называет их, затем по команде логопеда  «Раз, два, три не смотри» закрывает глаза. Логопед накрывает одну или две картинки кругами картона синего и зеленого цвета. «Раз, два, три – смотри». Ребенок открывает глаза и называет по памяти, что спрятано под кругом.

Под синим кругом спрятан шкаф.

Под синим кругом спрятана мышь, а под зелёным - шапка и т.п.

Стр. 8 «У Мишки подружки- маленькие мышки»

Задачи: Развитие зрительной памяти;

Ориентация на листе бумаги.

На странице «Мишкиной книжки» изображен шкаф с полками на которых нарисованы мышки и предмет в названии которого есть звук Ш или Ж. Ребенок называет , что видит на полках : На полке мышка и шишка, Мышка и подушка..

Логопед  накрывает одну из ячеек шкафа прямоугольником картона в виде сыра.

Ребенок должен назвать где и что находится  под «кусочком сыра».

В правом верхнем углу шкафа под сыром – мышка и чашка и т.п.\

Стр. 9  Игра «Кто на чем летит»

Задачи: Развите фонематического восприятия;

Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в слове;

Логопед раздаёт детям карточки и называет слова. Если в слове есть звук Ш –ребенок поднимает карточку с нарисованным на ней воздушным шаром, если звук С – карточку, с нарисованным на ней самолётом.

Далее детям даются картинки и они самостоятельно называют их и выкладывают напротив нужной карточки.

Стр. 13  «Мишка собирает шишки»

Задачи: Развитие звукового анализа слова.

Перед детьми на столе «звуковые линейки» фишки и карточки в виде шишек, на которыз изображены предметы со звуком  Ш.

Ребенок берет карточку, определяет наличие и место звука Ш в слове, отображая это фишкой синего цвета на «звуковой» линейке.

Стр. 14 « Пчёлы гонятся за Мишкой»

Задача: Составление предложений с использованием предлогов  на, в, за, перед, около, под.

Пчелы гонятся за Мишкой
«Жу-Жу-Жу, не будь воришкой!

Мёда нашего не трогай, проходи своей дорогой!»

Мишка мчится без оглядки,

Лишь в траве мелькают пятки.

Вместо мёда будут шишки

На носу воришки Мишки.  (М.Пляцковский)

На станице «Мишкиной книжки» цветок из пчелиных сот. Отогнув лепестоц цветка ребёнок видит картинку и должен правильно составить предложение, используя предлог.

Мишка прячется под столом.

Мишка спрятался за столом и т. п.

 

Стр. 21 «Буквы потерялись»

Задача: Развитие фонематического слуха.

 

Мишка очень любит читать. Но буквы в книжке то же играют с Мишкой в прятки. Помогите Мишке найти нужные буквы, добавив звук С или Ш произнесите получившиеся слова.

Логопед читает слова, опустив звуки С или Ш. Дети должны угадать и назвать слово.

Например: …апка – Шапка;   анана… - ананаС и т.п.

Ребята, вы очень помогли Мишке и показали нашим педагогам в какие игры можно играть.  В «Мишкиной книжке» осталось ещё не мало игр, с ними мы познакомимся на следующих занятиях. А сегодня Мишка благодарит вас, что вы посмотрели его книжку  и дарит вам вот такие картинки и карандаши («Рисуем по клеткам»). Вы можете дополнить картинку по клеткам в своё свободное  время и узнаете, с кем дружит наш Мишка.

Итог занятия:

Понравилась ли вам «Мишкина книжка»?

Какие задания были особенно интересны, а какие вызвали затруднения ?

                       Медведица ласково сына качает.

                                 Малыш веселится.

                                 Малыш не скучает.

                         Он думает, это смешная игра,

                   Не зная, что спать медвежатам пора.

Спасибо, до новых встреч!!!

С уважением Ю.Н.Кукушина  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....

Конспект занятия для детей старшей группы "Урок Добра"

Конспект занятия для детей старшей группы  по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий....

Конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (объемная аппликация из нетрадиционных материалов) Тема: «Последний лист»

Предлагаю вниманию коллег свою разработку мероприятия НОД с использованием здоровьесберегающей технологии «Физкультурные минутки»....

Конспект занятия для детей старшей группы Тема: «Озорные корешки» (работа с природным материалом)

Данный материал поможет научить детей анализировать природный материал как основу будущей поделки (ориентироваться в материале, называть детали и их пространственные признаки, видеть в нем различные о...