Семинар для педагогов "Методы и приемы развития связной речи"
методическая разработка по логопедии
семинар для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_metody_i_priemyrazvitiya_svyaznoy_rechi.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Современные приемы и методы развития связной речи у дошкольников»
Цель: обобщение знаний педагогов по применению различных методов и приёмов в работе с детьми по формированию связной речи у дошкольников.
Задачи:
1) систематизировать знания педагогов по теме;
2) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
3) закрепить знания педагогов в работе над пересказом в разных возрастных группах.
Организационный момент: Педагоги заходят в зал и рассаживаются по командам методом жеребьевки.
Ведущий: Приветствие.
1 часть: Деловая игра «Блиц-опрос»
На дереве висят листья с вопросами. Представители команды (по 2 человека от команды) по очереди подходят к дереву, берут листья с вопросами и отвечают на них.
#1057;вязная речь это – (это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей)
#1057;вязное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
#1048;зложение прослушанного произведения (пересказ)
#1050;акие формы (виды) связной речи существуют? (монолог и диалог)
#1055;равильное, разборчивое и четкое произношение звуков, слогов, слов, фраз (дикция)
#1052;етодический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
#1057;ообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).
#1055;риём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).
9. Беседа нескольких людей, не меньше двух - это (диалог)
10. Связная речь одного лица – это (монолог)
11. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: (в свободном речевом общении, на специальных занятиях).
12. Назови авторов ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова,
В. П. Глухов, В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.И. Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
#1057;вязное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
14 Словесный метод активизации словаря (беседа)уто
2 часть:
2-й Ведущий: Давайте вспомним, какие методы и приемы развития связной речи вы знаете?
Методы и приемы развития связной речи
Наглядные | Словесные | Практические |
Наблюдения Экскурсии Рассматривание Моделирование Показы Алгоритм Просмотр видеофильмов Организация выставок Схемы План | Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Беседа Вопрос Указание Напоминание Подсказка Рассказывание без опоры на наглядный материал | Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Пластические этюды Элементы инсценировки. Использование разных видов театра. Игровая деятельность. |
2 –й Ведущий: а сейчас все внимание экран:
2-й Ведущий: вы видите, что методов и приемов развития связной речи очень много.
На сегодняшнем семинаре мы остановимся только на словесном методе. Предлагаю вам выбрать приемы для развития связной речи в вашей возрастной группе.
Игра: «Цветок»: Написать на лепестках цветка приемы, применяемые в данной возрастной группе. (словесного метода)
Работа в командах, время работы 3 минуты.
Воспитатели зачитывают приемы работы в каждой возрастной группе (проверка на слайдах)
2 –й Ведущий: обратите внимание, что некоторые приемы встречаются во всех возрастных группах.
Над каким приемом мы сегодня поработаем, более подробно, вы ответите сами:
Осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Что это за прием? (Пересказ)
2 –й Ведущий: Вот об этом приеме поговорим более подробно.
3 часть:
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Ведущий:
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:
- Тексты для пересказов должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
- Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
- Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Язык произведения должен быть выразительным с присутствием богатых, точных определений и сравнений, также желательно наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
- Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их необходимо подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти.
- Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия).
Требования к пересказам детей
- Осмысленность, (полное понимание текста, является главным в обучении).
- Полнота передачи произведения, (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения).
- Последовательность и связность пересказа.
- Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
- Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
- Выразительность и фонетическая правильность речи.
4 часть:
2 –й Ведущий: Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
Переходим к практической части семинара «Особенности работы»
Задание для команд: определить особенности обучению пересказу в каждой возрастной группе.
Работа в командах, время работы 7-10 мин.
Представители каждой команд презентуют свою работу и соотносят с методикой (на слайдах) – параллельно. Ведущий: Внимание на экран
5 часть: Заключение
Ведущий: Благодарим всех педагогов за участие в работе семинара. Остальные приемы словесного метода – на самообразование. Наглядные и практические методы и приемы будут изучены на следующих семинарах.
Рефлексия – метод 3 вопросов
- Я поняла…
- Я узнала…
- Я запомнила…
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), с помощью воспитателя. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе). | Учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. | Дети пересказывают русские народные сказки; рассказы | Значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Повышаются требования к пересказам. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. |
Приложение.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
Вариант 1
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы.
Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).
Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.
Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой).
В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.
Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. Ребенок повторяет фразу вслед за ним. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.
Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети.
В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок» и др.
Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.
Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.
К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.
В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат».
Повышаются требования к пересказам.
Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.
В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными
Вариант 2
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. На занятиях по пересказу, дети закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Вариант 3
На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесённой самим воспитателем). Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребёнок повторил этот ответ. От речевого развития ребёнка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, чтобы он смог договаривать концы фраз.
Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами.
При пересказе произведений повествовательного и описательного типа дети четвёртого года жизни получают от воспитателя помощь словесными приёмами (вопросами).
Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающихтему, т.е. составляет простой план пересказа. Сначала план может состоять всего из 2 – 3 вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты), научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.
Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т.е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? Зачем? Для чего? как? Каким образом? Вопреки чему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы развития связной речи дошкольников
Развитие связной речи дошкольников является приоритетной задачей в условиях реализации ФГОС ДО...
Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
Семинар «Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....
Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
«Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....
Методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста (материалы педагогического совета)
Памятка для педагогов...
Приемы развития связной речи в театрализованной игре
В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужноясно...
Презентация "Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников"
Презентация по развитию речи....