Конспект логопедического занятия во 2 классе ЗПР, тема "Разделительный мягкий знак"
план-конспект занятия по логопедии

Cоловетская Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия во 2 класса ЗПР, тема "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему:   « РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»

(2 класс с ЗПР)

Цели:

I Образовательные: развивать  орфографическую  зоркость, выработать умение на слух (в устной речи) определить слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак;

закрепить навыки обозначения раздельного звучания согласного и гласного

с помощью буквы «мягкий знак»;

II Коррекционно -развивающие: формировать кинестетическое чувство

ощущения разницы в работе речевого аппарата при слитном и раздельном произношении согласного и гласного;

развивать фонематический слух посредством заданий на различение на

слух паузы между согласным и гласным;

развивать  зрительное и слуховое внимание, речеслуховую память

посредством запоминания и воспроизведения слоговых структур с

раздельным и слитным написанием гласного и согласного;

совершенствовать грамматический строй речи с помощью составления

словосочетаний, предложений, развития  навыков формоизменения слов;

Ш. Воспитательные: способствовать повышению самооценки, самоконтроля;

повышать  интерес и мотивацию к изучению родного языка и занятиям

посредством создания игровой ситуации, использования  современных

компьютерных технологий.

формировать умение давать  чёткие развёрнутые ответы;

Оборудование:

Графические схемы; карточки со слогами, словами, предложениями;

предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.  

Артикуляционная гимнастика: «Окошечко», «Блинчик», «Кошка сердится», «Маляр», «Обезьянка»

  Игра: «Гласные -хлопок, согласная – кулачки на стол»

 Слайд № 2 (Прочитайте гласные наэкране)

Психологическая подготовка к занятию.

Ребята, к нам сегодня на занятие придёт необычная гостья.

Вот что она пишет о себе

   Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

 Слайд № 3. Догадались,  кто это? Конечно, это обезьяна. Вот и её фотография.

Психогимнастика

Демонстрируются  картинки  с  изображением  обезьянки, на  которых

схематично  показаны  различные  эмоциональные  состояния  (улыбка,

недовольство, грусть).

Смотрите, как она улыбается, рада нам. Она удивилась, какой огромный банан!

А теперь она недовольна чем-то.

Наверное, потеряла банан.  Загрустила. Нашла!

И снова улыбнулась!  У неё опять  отличное настроение. Давайте и мы улыбнёмся ей и  постараемся всё занятие быть в хорошем настроении.

III Основная часть:

Обезьянка хитренькая и любопытная и пришла к нам не просто так, а принесла для вас задания. Вот первое, называется «Заколдованные слова»

 Посмотрите  и прочитает на доске слова, которые спрятались среди букв.

 Слайд № 8. 1.АНПРСВИНЬЯИ     АЛВЬЮГАЛ  ХЪТСА МУРАВЬИЛ     ЛИСТЬЯППР

ХДРУЗЬЯ        ХВОРОБЬИРП

(запишите в тетрадь)

Что общего в этих словах?   Вы догадались, про что хочет узнать у вас обезьянка? Как называется этот знак?

 (Подсказка) Упражнение « загадка»

Безголосый он добряк,

В словах всё смягчает,

а ещё он разделяет…

Слайд № 9. ( мягкий знак)

Какое правило вы знаете про этот знак?

Правило:

Разделительный мягкий знак пишется:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова.

Гласные  какого ряда? ( II)

2. Дидактическая игра « Эхо»

 Слайд № 11.Ребята, обезьянка съела банан, а нам  оставила кожуру от него! Да здесь

Что то написано!

Какие-то слоги. Обезьянка просит, чтобы вы послушали и повторили

их правильно.

Ся – сья      мя – мья    Ля - лья     бя – бья     Пя - пья   ря – рья

В чём разница звучания каждой пары слогов? В одних слогах

согласный и гласный произносятся слитно, в других мы делаем между

ними паузу. Ребята, как вы думаете, какая буква помогает передать  на письме паузу между согласным и гласным?  

Объяснение материала.

Чтение грамматической сказки.

Смотрите, обезьянка прислала нам какой -то  конверт. Что же здесь?  

«Сказка о букве мягкий знак»

Сказка о  “Мягком Знаке и его родном брате”

В стране Грамматике жил -был дед Всевед, и было у него два внука, два

Брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого Разделительный  Мягкий  Знак.  Они  были  ужасными  шалунами  и  все  время спорили, кто из них главнее. Я! говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

Подумаешь,  я  тоже  обозначаю  мягкость  согласных.  А  ещё  я

показываю, что...  (Как  вы  думаете,  ребята,  что  показывает

разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются

с гласными. Зато я, возражал ему брат, пишусь и в конце слова, и в середине.

Ну и что? спорил с ним Разделительный Мягкий Знак.

Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными.

С какими? Подскажите, ребята!

И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед.

Внуки мои дорогие, не спорьте, послушайте, что я вам скажу, он наклонился к ним и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.

Так что же мог им сказать их дедушка Всевед?

(Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так

как без них было бы невозможно грамотно писать слова).

О каких двух работах  «мягкого знака» говорится в сказке?

Верно, в одних случаях  он показывает  мягкость предшествующего согласного, в других случаях  разделяет согласный и гласный II ряда Я, Ё, Е. Ю, И, не давая им сливаться, как бы ссорит их.

Закрепление материала.

 3.Дидактическая игра  « Кто самый внимательный?»

Хлопните в ладоши, когда услышите слог или слово, в котором пишется

разделительный мягкий знак. МЯ -МЬЯ

семя                     семья

пламя                   скамья                                                    

НЯ  - НЬЯ

няня                     звенья

понять                 поленья

ЛЯ  - ЛЬЯ

Валя                   Наталья

Коля                       колья

ЗЯ  - ЗЬЯ

хозяин                       козья (шерсть)

Кузя                        друзья

Физминутка:

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок!

Улыбнись, давай дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

Слайд №13.  4.Дидактическая игра  « Один - много»

Нашей  обезьянке в школе дали задание, но она никак не может

выполнить его. Поможем? Слово, которое обозначает один предмет, измените так, чтобы оно обозначало много таких предметов.  

Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните слог с разделительным мягким знаком. Мягкий знак выделите зелёным цветом.

Стул  - стулья.              

Звено

Прут  

Крыло

Брат  

Перо

Воробей

Муравей

Молодцы, смотрите, обезьянка рада вашим ответам, улыбается.

5.Чтение таблицы

Цель: развить умение передавать раздельность согласного и гласного

II ряда с помощью небольшой паузы.

МЬЯ              ТЬЯ              ЛЬЯ           ЧЬЯ             НЬЯ

семья             листья          стулья       волчья        свинья

скамья           статья           колья        заячья         звенья

комья            братья           Илья         кошачья     полынья

СЬЯ                            ВЬЯ                  РЬЯ              ДЬЯ

лисья (шапка)           деревья           перья           дьякон

колосья                      коровья           Марья          ладья

 брусья                       слоновья          Дарья          дьявол

6.Упражнение  «Составь словосочетание»

Обезьянка приготовила  карточки в конверте для вас.

Ученики получают карточки с написанными на них словосочетаниями,

включающими  существительное    в  форме  Им.  П.  ед.  или  мн.  ч.  +

существительное  в  Р.  П.  ед.  ч

Даётся  задание: заменить  данное словосочетание на соответствующее ему притяжательное прилагательное  с опорой на вопрос.

Например:

НОРА БАРСУКА  (Чья?)________________________________    

СЛЕДЫ   ЗАЙЦА (Чьи?)________________________________

ШЕРСТЬ СОБАКИ   (Чья?)______________________________                                     ЛАПКА    КОШКИ (Чья?)_______________________________

КОРМУШКА ПТИЦЫ (Чья?)____________________________

Получившиеся  словосочетания  дети  вписывают  фломастерами  в

карточку.  После  этого  придумывают    предложения,  используя

притяжательные  прилагательные,  и  записывают  их  в  тетрадь.  Например:

Ребята насыпали в птичью кормушку зерна. Охотник заметил на снегу заячьи

следы.

Молодцы, ребята! Теперь пираты точно освободят обезьянку

V. Подведение итогов занятия.

Какая буква показывает, что согласный не сливается с гласным?

Когда пишется разделительный мягкий знак?

Вывод:

разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, я, ю и показывает, что они не сливаются, произносятся раздельно, с паузой.

Рефлексия.

Оцените свою работу на занятии. Вам в этом поможет наша

сегодняшняя гостья, обезьянка. Если вам на занятии было всё понятно,

покажите улыбающуюся обезьянку. Если были трудности, покажите

печальную обезьянку, а если все задания были вам непонятны, покажите

недовольную обезьянку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия "Мягкий знак в конце слова" (2 класс)

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Я", 1 класс

Конспект к презентации "Звук и буква Я", 1 класс для детей с ЗПР...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...