АООП РАС ребенка 6-7 лет
рабочая программа по логопедии

Светлана Степановна Яроцкая

АООП РАС ребенка 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ras.docx100.94 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования

для ребенка 6-7 лет с расстройством аутистического спектра,

на 2019 - 2020 учебный год

г. Дудинка

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение и назначение адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП ДО с РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

АОП ДО с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей:

-обязательной части;

-части, формируемой участниками образовательных отношений.

Соотношение частей и их объем определяется ФГОС дошкольного образования детей с РАС.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО обучающихся с РАС образовательная организация может создавать варианты АОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В структуре примерной вариативной АОП ДО детей с РАС представлены:

#1062;елевой раздел, включающий:

- пояснительную записку, в которой раскрываются:

  • цель и задачи реализации АОП ДО;
  • принципы и подходы к формированию АОП;
  • психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС;
  • особые образовательные потребности обучающихся с РАС
  • значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка

- планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП ДО.

2. Содержательный раздел, включающий:

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

- описание форм, методов, средств работы с ребенком:

  • методы развития познавательных процессов;
  • современные педагогические технологии в образовательном процессе;

- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся с РАС:

  • коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем – дефектологом;
  • коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем – логопедом;
  • коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогом – психологом;

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

3. Организационный раздел, содержащий:

- описание материально-технического обеспечения Программы

-описание методического обеспечения Программы и средств обучения

- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

- режим основной образовательной деятельности на 2018-2019 учебный год (учебный план)

- расписание основной образовательной деятельности на 2018-2019 учебного года

- индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Целевой раздел

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) разработана для дошкольной группы комбинированной направленности (для ребёнка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), имеющим задержку психического развития (далее – ЗПР) в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26 «Об утверждении СанПиН ;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 301-52-22/05-382;
  • Комментариями к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249;
  • Уставом ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка».

По адаптированной программе обучаются воспитанники с обучение в развитии (РАС, ЗПР) в группе комбинированной направленности для реализации которой имеется кадровый потенциал.

Основанием для приёма ребёнка в такую группу является заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и письменного согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

Данная программа направлена

  • на создание условий для развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В данной Программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования и развития психических процессов и познавательных способностей.

Программа разработана педагогом-психологом Васильевой Г.В., учителем-логопедом Яроцкой С.С., воспитателем Овсянниковой Н.Е., заместителем заведующего по ВМР Беда А.В.

  1. 1. Цели и задачи реализации Программы

Целью АООП ДОО является проектирование социальных ситуаций развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Цель АОП достигается путем решения следующих задач в соответствии с ФГОС ДО:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей с РАС, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с РАС;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с РАС;

– разработка и реализация адаптированной образовательной АООП для ребенка с РАС;

– обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении содержания образования;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для обеспечения освоения АОП может быть реализована сетевая форма взаимодействия, с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

В соответствии со ФГОС ДО АОП базируется на следующих принципах:

1) Общие принципы и подходы к формированию АОП:

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка.

Дифференцированный подход к построению АОП для детей, учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Реализация АООП в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

2) Специфические принципы и подходы к формированию АОП:

Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.

Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач обеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при моделировании реальных жизненных ситуаций.

Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики и специальной психологии при реализации АООП для детей с РАС.

Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать АООП на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей.

Учет объема, степени разнообразия, эмоциональной сложности материала обеспечивает постепенное увеличение объема программного материала и его разнообразие.

Принцип сочетания различных видов обучения: объяснительно-иллюстративного, программированного и проблемного обучения способствует развитию самостоятельности, активности и инициативности ребенка.

Принцип интеграции образовательных областей. Каждая из образовательных областей, выделенных в образовательной программе (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), осваивается при интеграции с другими областями.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в реализации АООП. Система отношений ребенка с РАС с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления являются важной составляющей в ситуации развития ребенка. Поэтому, приступая к разработке АООП, следует учитывать, что ее реализация будет значительно эффективней при участии в ее реализации ближайшего социального окружения ребенка.

Принцип междисциплинарного взаимодействия специалистов заключается в обеспечении широкого видения проблем ребенка командой специалистов, в которую входят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др., их способности обсуждать проблемы при соблюдении профессиональной этики в единстве профессиональных ценностей и целей.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

Особые образовательные потребности обучающегося с РАС

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период дошкольного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

• в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в группе. Посещение ДОО должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;

• выбор деятельности, которой заинтересуется ребенок, должна начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;

• большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в ДОО обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;

• необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в группе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, согласие или отказ;

• может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в ДОО и его поведения; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка дошкольной жизни, правил поведения в детском саду и на занятиях, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

• в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением группы, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогом, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

• периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном поведении для контроля за освоением им нового материала в группе и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы.

• необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятий и всего пребывания ребенка в ДОО, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

• необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на занятиях: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес сверстников;

• в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;

• необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

• необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

• ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

• ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации самостоятельной деятельности, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;

• ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса педагога в отношении любого воспитанника группы), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

• необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

• педагог должен стараться транслировать эту установку сверстникам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;

• необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и сверстников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

• для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;

• процесс его обучения в ДОО должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и сверстниками, семьи и ДОО;

• ребенок с РАС уже в период дошкольного образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка

Территориальные особенности региона

В целом, условия г. Дудинки расположенного на Крайнем Севере, представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм. Эти факторы и особенности условий проживания учитываются при проектировании содержания Программы.

Особенности условий проживания

Природно-климатические и географические:

- город расположен за Северным полярным кругом;

- продолжительная суровая зима;

- короткое лето;

- высокая влажность воздуха;

- «кислородное голодание»;

- обилие сильных ветров круглогодично;

- полярный день и полярная ночь;

- монотонность окружающей внешней среды;

- специфичность питания.

Демографические:

- увеличение роста рождаемости;

- миграция населения на территорию Таймыра;

-миграция коренного населения Таймыра из поселков в город Дудинка.

Национально-культурные:

- значительно меняется состав контингента воспитанников ДО, за счет увеличения представителей коренных народов Таймыра (долгане, ненцы, эвенки, энцы, нганасане), а так же бывших граждан СНГ.

Социальные:

- партнерство с различными учреждениями образования, культуры и спорта.

Природно-климатические особенности условий проживания на Таймыре определяют:

  • организацию режима пребывания детей в детском саду с учетом сезонных биоритмов;
  • повышенное внимание к оздоровительно-профилактической работе с детьми, закаливающим мероприятиям;
  • пересмотр физических нагрузок при организации двигательной активности воспитанников ДОУ;
  • особый режим прогулок на свежем воздухе, в зависимости от сезона и фактических погодных условий.

Процесс образования в ДОУ является непрерывным, график образовательного процесса составляется в соответствии с двумя периодами: холодный (сентябрь-май) и летний (июнь-август). Во время зимних каникул (с 22 декабря по 15 января) и в летний оздоровительный период образовательная деятельность не планируется, а режим составляется с учетом увеличения двигательной активности воспитанников.

Демографические особенности влияют на наполняемость групп (увеличение количества воспитанников).

Национально-культурные особенности. Характерной чертой последних лет являются миграционные процессы, с каждым годом растет количество воспитанников из числа коренных народов Севера. Поэтому образовательный процесс в ДОУ строится с учетом национально-регионального компонента и интеграции краеведческого материала в содержание образовательных областей и направлен на формирование у воспитанников представлений о природе Таймыра, коренных жителях, истории и культуре родного края. В ДОУ создан этнический мини-музей, на базе которого ведется работа по знакомству детей с народными играми, приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента организуется с помощью современных форм организации детских видов деятельности: экскурсии, квест-путешествия, музыкально-литературные вечера, продуктивная деятельность, досуги-путешествия, выставки творческих работ детей и родителей, детско-родительские проекты, интерактивные постановки.

Педагогами используется учебно–методический комплекс «Истоки» для детей дошкольного возраста (В.И. Трухина, Е.А. Вовченко, Л.А. Лалетина), Издательство «Дрофа», Санкт – Петербург, 2004 г.

Социальные особенности. Коллективом ДОУ организовано взаимодействие с социокультурными учреждениями города: ДОУ, СОШ №4, Таймырский краеведческий музей, библиотека семейного чтения, детская школа искусств им Б.Н. Молчанова, ГДК, Таймырский Дом народного творчества, Городской центр народного творчества, ДЮСШ им. А.Г. Кизима. Все эти объекты воспитанники ДОУ посещают с экскурсиями, гостевыми визитами. Многие дети занимаются в школе искусств и ДЮСШ.

Вовлечение в образовательный процесс перечисленных организаций расширяет возможности социализации дошкольников, обогащает познавательную сферу и позволяет развивать коммуникативные способности детей.

#1055;ланируемые результаты.

При планировании результатов освоения АОП ДОО детьми с РАС следует учитывать индивидуальные особенности развития конкретного ребенка и особенности его взаимодействия с окружающей средой.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

Дети с РАС представляют собой неоднородную группу. Поэтому, в данном разделе описаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенком с РАС с интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития и с развитием в пределах возрастной нормы.

На этапе завершения дошкольного образования специалисты, работающие с ребенком с РАС с интеллектуальным развитием, находящимся в пределах возрастной нормы, должны стремиться к тому, чтобы ребенок мог:

– владеть альтернативными способами коммуникации (при необходимости);

– замечать других детей, проявлять к ним интерес, принимать участие в совместной деятельности, некоторых общих играх;

– здороваться и прощаться, благодарить доступным способом;

– ждать своей очереди, откладывать на некоторое время выполнение собственного желания;

– адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

– сообщать о своих желаниях доступным способом;

– не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное поведение по просьбе взрослого;

– выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие – в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;

– устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе (карточка, фотография, символ и т.д.);

– замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

– обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);

– владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.);

– вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении материала и регуляции собственного поведения, может к нему обратиться c вопросом и просьбой, привлечь внимание адекватными способами, когда это необходимо; регулировать свое поведение в соответствии с просьбами взрослого;

– уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия (при необходимости – с помощью сигнала);

– проявлять интерес к занятиям, выполнять инструкции взрослого (при необходимости – с использованием визуальной поддержки), слушать, когда взрослый начинает говорить, реагировать на замечания и похвалу социально приемлемыми способами;

– использовать речь или другие методы коммуникации для ответа на вопрос, выбора общих свойств предметов, материалов, отличий; составлять предложения и короткие рассказы (умеет использовать схемы); поддерживать элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях;

– владеть основными навыками самообслуживания;

– контролировать равновесие, силу прыжка, гибкость, координацию движений, участвовать в спортивных играх с элементарными правилами;

– уметь обращаться с бумагой и письменными принадлежностями;

– проявлять элементарную оценку своих поступков и действий;

– переносить некоторые приобретенные навыки в другую ситуацию.

  1. Система оценки достижения обучающегося планируемых результатов освоения АОП ДОО.

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании детей с РАС направлено, в первую очередь, на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми с РАС планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с РАС;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с РАС;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с РАС, его семья и педагогический коллектив Организации.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над АОП которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.

На этапе завершения ребенком обучения по адаптированной образовательной программы дошкольного образования учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог, инструктор по ФК проводят комплексное обследование ребенка, заполняют карты оценки развития ребенка, представляют результаты освоения программы на ПМПК.

II. Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание образовательной деятельности с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на культурные практики, на освоение новых способов и форм деятельности, на развитие инициативы, осмысление повседневного опыта, создание собственных продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

1. Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности. Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.

2. Развитие способности выражать свое настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения.

3. Развитие умения наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

4. Развитие умения обыгрывать игрушки.

5. Стимуляция интереса к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым. Формирование потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым.

6. Обучение совместным действиям ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражанию действиям взрослого.

7. Формирование эмоционального отношения к обыгрываемому предмету или игрушке.

8. Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.

9. Развитие умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.

Познавательное развитие

Задачи:

1. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия объектов окружающего мира в совокупности их свойств.

2. Развитие внимания.

3. Развитие памяти.

4. Обучение дифференцированию легко вычленяемых зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых свойств предметов.

5. Знакомство с проблемно-практическими ситуациями и проблемно- практическими задачами.

6. Формирование способов ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

7. Создание предпосылок развития наглядно-образного мышления.

8. Формирование умения выполнять операции сравнения, обобщения.

9. Развитие простых логических операций, умения определять последовательность событий, изображенных на картинках, раскладывать их по порядку

10. Развитие познавательной активности и коррекция недостатков познавательной деятельности.

11. Предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Речевое развитие

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребѐнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи:

#1044;емонстрировать детям процесс выполнения изображения в рисунке, поделке, аппликации с целью пробуждения их интереса к разным видам изобразительной деятельности и еѐ результатам.

#1042; совместной деятельности со взрослым знакомить детей с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для рисования, аппликации, лепки.

#1060;ормировать у детей двигательные умения создавать графические следы (штрихи, каракули, черкание) на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, кисти и т.п..

#1042; совместной деятельности со взрослым знакомить детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру, ощупывание двумя руками).

5. Знакомить детей с основными цветами, учить идентифицировать цвет по подражанию взрослому: «Дай такой же по цвету».

6. Формировать представление о величине (большой – маленький).

#1060;ормировать у детей координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд – рука», развивать зрительно-моторную координацию, развивать пальцевую моторику.

8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на звучание музыки.

9. Учить детей ориентироваться в пространстве групповой комнаты, идти навстречу взрослому по указательному движению его рук, по звуковому сигналу, по приглашению.

10. Развивать у детей слуховое внимание и сосредоточение, учить определять источник звука.

11. Развивать у детей чувство ритма, учить их передавать ритм в движении (вместе со взрослым и по подражанию ему).

Физическое развитие.

1. Развитие общей моторики.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие графических навыков.

Описание форм, методов, средств работы с ребенком

Методы развития познавательных процессов

Методы развития познавательных процессов

Словесные:

Наглядные:

Игровые:

Речевой образец

Повторение

Указания

Оценка детской деятельности

Показ иллюстративного материала, предметов.

Имитационно-моделирующие игры.

Дидактические игры

  1. Современные педагогические технологии в образовательном процессе

Название

Описание

Технология проблемно-игрового обучения

Создавая проблемные ситуации, побуждаю ребенка выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Технология способствует развитию мыслительных способностей и личностных качеств ребенка в условиях эмоционального комфорта.

Игровые технологии

Методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами. В игре создаются благоприятные условия для развития воображения, речи, формирования способностей производить действия в умственном плане. Эти технологии — одни из самых эффективных в развитии детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают ребенку сохранение физического и психического здоровья.

  1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающегося с РАС

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с РАС в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

- в создании оптимальных условий введения ребенка в группу учреждения;

- помощи в формировании адекватного социального поведения в условиях работы в группе;

- в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, парадоксальности в освоении «простого» и сложного», специфики овладения учебными навыками.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание:

Диагностическая работа

- обеспечивает проведение комплексных обследований детей с РАС;

- рекомендации по образовательному маршруту ребенка с РАС;

- контроль и анализ результатов коррекционной работы.

Диагностическую работу осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Коррекционно-развивающая работа включает:

- подбор оптимальных для развития ребѐнка с РАС коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами ПМПк индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития и трудностей обучения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие и коррекцию социально-эмоциональных и коммуникативных навыков, социально-бытовых компетенций ребёнка с РАС;

- устранение нежелательных форм поведения детей с РАС.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с воспитанниками;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов обучения ребѐнка с РАС;

- консультирование родителей (законных представителей) по результатам проводимой коррекционно-развивающей работы.

Информационно-просветительская работа направлена:

- на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса;

- проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей развития детей с РАС.

Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе дефектолога, логопеда, педагога-психолога, родителей, воспитателей и других специалистов.

Работа с ребенком с РАС начинается с момента зачисления его в группу комбинированной направленности ДОУ.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Содержание Программы предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

- Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление.

- Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

- Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

- Треннинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия с ребенком и формам обращения к нему; выбирают более удачные; заменяют нежелательные конструктивными

- Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

- Обращение к опыту родителей. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

- Индивидуальные практикумы, где родители играют вместе с ребенком, тем самым, обучаясь правильному деловому взаимодействию с ним в решении разных познавательных задач.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФК привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме еженедельно.

Этапы работы специалистов с родителями воспитанника с РАС

Подготовительный:

  1. Сообщение данных о специфических нарушениях в познавательном и психическом ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях развития.
  2. Формирование представлений о содержании и формах взаимодействия со специалистами.

Основной – обеспечивает преемственность педагогической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно – педагогический процесс с использованием следующих форм:

  1. Включение родителей в проведение занятий.
  2. Информирование родителей о динамике развития ребенка в процессе педагогической коррекции.
  3. Обучение приемам педагогической коррекции.
  4. Отслеживание динамики процесса педагогической коррекции в семье.
  5. Содействие в создании развивающей среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

Завершающий:

  1. Анализ эффективности взаимодействия с родителями за период педагогической коррекции.
  2. Разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов педагогической коррекции.

Основные направления и формы взаимодействия:

  • взаимопонимание и взаимоинформирование;
  • совместная деятельность (участник коррекционного процесса);

Основными задачами для родителей должны стать закрепление навыков, усвоенных в процессе коррекционно-развивающей работы, создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения.

3. Организационный раздел

Описание материально-технического обеспечения Программы

Методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Методические рекомендации С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»

Перечень пособий

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии»/ Издательство КАРО, 2015 год.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н.В.Серебряковой, С-П. 2005, «Каро»

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Комплексные занятия с детьми раннего возраста», СПб.: Издательство «Паритет», 2004г.

Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. Г.А.Волкова, С-П. «Детство- пресс», 2009 г.

Павлова Н.Н. «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду»/Издательство «Генезис», 2016 г.

Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. «Развитие познавательных способностей у дошкольников с ЗПР»/ Издательство «АРКТИ»

#1054;собенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Образовательная среда для детей с РАС предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно - развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Режим основной образовательной деятельности на 2019-2020 учебный год (учебный план)

Режим дня ДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Организация пребывания детей в ТМБДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад «Белоснежка» предусматривает строгое выполнение режима. Для достижения оздоровительного эффекта детей в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей в ДОУ используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований. Работа с детьми осуществляется в совместной деятельности по закреплению знаний, умений и навыков, которые дети получили в течение учебного года, развитию творческих, физических, исследовательских способностей. Одним из важных элементов в режиме дня является самостоятельная двигательная деятельность детей.

Режим работы– пятидневный, время работы: - часов, выходные – суббота, воскресенье.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных условий для коррекционно - развивающего воздействия, направленного на устранение дефекта, выравнивание психофизического развития ребенка.

Обучающийся с РАС испытывает наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У ребёнка с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Наряду с этим наблюдаются специфические особенности восприятия, такие как гипо- и гиперсензитивность в рамках одной или нескольких модальностей. Также ребёнок с РАС испытывает затруднения в понимании эмоций, желаний, специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребёнка с РАС, при которых будет возможным учитывать специфику типичных трудностей воспитанника и обеспечить дифференцированную многопрофильную помощь в получении форм специального сопровождения обучающегося с РАС.

Все специалисты ДОУ, работающие с ребенком, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для ребенка с ОВЗ на основании первичного мониторинга на год. По результатам итогового мониторинга учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель проводят анализ реализации индивидуального образовательного маршрута.

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • ступенчатая диагностика;
  • индивидуальный подбор педагогических технологий;
  • систематический контроль и корректировка;
  • наблюдение;
  • пошаговая фиксация.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя код ребенка, педагогическое заключение, цель и задачи коррекционной работы, основные направления, формы, методы и приёмы коррекционной работы. Фиксацию реализации маршрутов специалисты осуществляют в журнале индивидуальной работы или в самом маршруте.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

(учитель-дефектолог)

Старшая группа «Умка»

Ваня С. / возраст 6 лет.

Цель: формирование, развитие познавательной деятельности.

Задачи

Методы и приемы

Период

Результат

Учить ориентироваться по слову взрослого.

в течение года

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций

«Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Спрячь игрушку в коробку» и др.

в течение года

Формировать навык выражения просьбы

в течение года

Формировать навык обозначения предмета.

Игрушки, части тела, посуда, продукты питания, домашние и дикие животные, птицы, транспорт, одежда, обувь.

в течение года

Учить показывать и называть знакомые предметы на картинках.

Где…?

Что (кто) это?

в течение года

Учить классифицировать предметы окружающего мира по заданному признаку.

Возьми только красные (животных, круги, и т.д.)

в течение года

Учить показывать картинки с заданным временем года, частью суток.

Где зима? (лето, осень, весна)

Где ночь? (день, вечер, утро)

в течение года

Формировать умение различать геометрические фигуры и соотносить их с предметом такой же формы.

«Коробка форм», вкладыши

Что это?

ноябрь

Развивать умение конструировать объекты по образцу.

Сделай так же

в течение года

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития на 2018 – 2019 учебный год

(учитель-логопед)

Фамилия, имя ребенка – Ваня С.

Старшая группа – «Умка»

Количество занятий в неделю: 2

Дата, время

п/п

Тема занятия

Содержание занятия, цель

Дата

«Мир моды», «Обувь, головные уборы»

Ноябрь

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Артикуляционная гимнастика комплекс № 1

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Учить узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках.

Учить называть родителей, родственников

3

Развитие общих речевых навыков

Учить ориентироваться по слову взрослого.

Обучение пониманию простых речевых инструкций

«Зима», «Домашние животные», «Дикие животные»

Декабрь

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций.

Учить подражанию голосам животных

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Учить узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках.

Учить отдавать приказания: дай, на

3

Развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика комплекс № 1

«Домашние птицы», «Игрушки»

Январь

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Учить дифференцировать простые речевые звукоподражательные конструкции.

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Учить узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках

3

Развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика комплекс № 1

Дыхание «Ветерок»

«Транспорт», «Посуда», «Дом»

Февраль

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Учить конструировать простую 2-х словную фразу с опорой на наглядный материал.

Учить составлять первые предложения.

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках

Учить первоначальным навыкам согласования прилагательных с существительными.

3

Развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика комплекс № 1

Обучать интонационному подражанию голосам животных.

«Весна», «Продукты питания», «Посуда»

Март

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Конструировать простую 2-х словную фразу с опорой на наглядный материал.

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках.

3

Развитие общих речевых навыков

Комплекс № 1

Дыхание: «Фрукты»

«Моя семья», «Насекомые»

Апрель

1

Развитие понимания речи, активной подражательной речевой деятельности

Закреплять умение заканчивать предложение, начатое взрослым

2

Развитие лексико-грамматических категорий

Узнавать, показывать и называть знакомые предметы на картинках.

3

Развитие общих речевых навыков

Комплекс № 1

Отметка о выполнении:

2 – выполняет самостоятельно; 1 – выполняет с помощью; 0 – не выполняет


Индивидуальный образовательный маршрут на 2018 – 2019 учебный год

(педагог-психолог)

Фамилия имя ребёнка: Иван

Дата рождения: г.

Дошкольное учреждение: ТМБ ДОУ "ЦРР - д/с "Белоснежка"

Группа: подготовительная комбинированной направленности «Незабудки»

Основные особенности ребёнка, определяющие необходимость создания специальных условий получения образования: уровень развития психических процессов не соответствует возрастной норме, познавательное развитие не соответствует возрасту (ЗПР и тяжёлыми нарушениями речи)

Статус ребёнка: ребёнок с ОВЗ, нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Образовательная программа: АОП ДО для детей с ЗПР и тяжёлыми нарушениями речи.

Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи: формирование навыков элементарной деятельности по образцу и показу.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • развивать познавательные интересы, самоконтроль в познавательной деятельности;
  • учить использовать приёмы регуляции памяти, повторять за взрослым.

Программы: подготовительная группа / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2012; Рогов Е.И. «Коррекционные приёмы и упражнения», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения», Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», пособия. Катаева Л.И.; Шарохина В.Л.; Останкова Ю.В «Коррекционно-развивающие занятия для детей подготовительная дошкольного возраста».

Срок проведения: 2019 – 2020 учебный год

Режим работы: 2 раза в неделю

Процессы

Приёмы

Период

Результат

мышление

Упр. "Покажи щенка и котёнка"

в течение года

Упр. "Покажи детёнышей" (домашние животные)

Упр. "Покажи детёнышей" (дикие животные)

Упр. "Кто какой получит подарок?"

Упр. "Определи ночь - день"

память

Упр. "Кто выступает в цирке?"

в течение года

Упр. "Покажи животных по памяти"

восприятие

Упр. "Проведи от самой широкой до самой узкой"

в течение года

Упр. "Проведи от самой высокой до самой низкой"

Упр. "Большой - маленький"

Упр. "Проведи от самой короткой до самой длинной"

речемыслительная деятельность

Упр. "Как называются предметы? Для чего нужны?"

в течение года

Упр. "Послушай фразы"

Упр. "Где лежат грибочки" (в, перед, около)

Игра "Наоборот" (высоко-низко, медленно-быстро)

Игра "Опиши игрушку" (медведь)

Упр. "Покажи съедобные и несъедобные предметы"

Упр. "Чем отличаются животные"

моторика

Упр. "Помоги мальчику прокатить снежный ком по дорожке"

в течение года

Упр. "Обведи и раскрась мячики"

Игра "Шнуровка"

Упр. "Нарисуй по точкам"

Упр. "Нарисуй по точкам"

Упр. "Обведи пунктирные линии"

Упр. "Нарисуй полочки по пунктирной линии"

Упр. "Нарисуй дырки по точкам"

Упр. "Дорисуй цветочки"

Упр. "Заштрихуй фигурки по пунктиру"

Упр. "Дорисуй фонтанчик"

внимание

Игра "Чем отличаются картинки" (горка)

в течение года

Игра "Чем отличаются картинки" (лес)

Игра "Найди двух одинаковых рыбок"

Игра "Покажи на картинке игрушки"

Игра "Соедини линией одинаковые продукты"

Игра "Помоги животным найти хвостики"

Игра "Найди предметы в рамке"

Игра "Найди такой же самолёт"

эмоциональная сфера

Игра "Зеркало"

в течение года

Игра "Повтори за мной"

Примечания:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат коррекционной работы __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

(воспитатель)

Код ребенка: Ваня С.

Возрастная группа: старшая

Категория: ребенок, испытывающий сложности в освоении программы

Основание: результаты мониторинга (не сформированы умения и навыки по всем образовательным областям)

Образовательная область

Задачи

Содержание работы

Сроки

Отметка о результатах

1

Речевое развитие

Понимание и называние предметов.

Отыскать и показать, принести определенную игрушку, назвать игрушку по просьбе взрослого.

Выполнение определенных действий по показу или словесной просьбе воспитателя.

«Построим башенку вместе».

Игры «Я скажу – ты покажи»,

«Найди и возьми в руки»,

«Принеси мне игрушку», «Как называются эти игрушки».

Игры «Покормим куклу». «Уложим куклу спать».

«Соберем пирамидку вместе».

В течение полугода

2

Художественно — эстетическое развитие.

Выполнение определенных действий по показу. Развитие моторики пальцев.

Рисование красками, размешивание красок, перебирание цветных карандашей.

В течение полугода

3

Социально-коммуникативное развитие.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Умение играть с детьми в группе.

Выполнение игровых действий по показу детей, взрослого.

Игра «Карусель», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

«Покажи твою кабинку», «Где весит твое полотенце», «Где твоя кроватка», «Возьми свой стульчик», «Вытри руки сам полотенцем», «Моем руки самостоятельно».

В течение полугода

4

Познавательное развитие

Умение различать геометрические фигуры: различать понятие «один» «много», считать в пределах 5, определять количество предметов.

«Геометрические формы», «Посчитай», «Найди и покажи», «Найди предмет», «Геометрическое лото», «Кому какая форма»

В течение полугода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО

Требования к структуре (АООП  ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО            Целевой1.      Поясн...

Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ

Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ...

АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет

АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет...

АООП на ребенка с ЗПР 5-6 лет

АООП на ребенка с ЗПР 5-6 лет...

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....