АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Биркли Ирина Сергеевна

АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_na_stepana.docx795.09 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_20220311_093841.jpg


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………………………………………….

1.1.1. Общие сведения ……………................................................................

1.1.2.  Характеристика актуального уровня развития обучающегося (на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося) ………………………...............................................................

1.1.3. Особенности ребенка ……………………………..................................

1.1.4. Сведения о программе ……………………………................................

1.2. Цели и задачи АОП…………………………….............................................

1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (к  6-7  годам)…………………....................................

1.4. Планируемые результаты работы с родителями

  1. Содержательный раздел……………………………………………….

  1. Образовательная часть ………………….……………………….......

  1. Коррекционная часть ………………………………….…………….

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса……….

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка

  1. Организационный раздел……………………………………………...

3.1.Учебный план

3.2 Режим дня …………………………………………………………...

3.3. Циклограмма работы специалистов ……………………………

3.4 Программно-методическое обеспечение…………………………..

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП………………………….

1.    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     1.1. 1.  Общие сведения 

 Ф. И.О. обучающегося:  Иванов Иван Ивонович

Возраст обучающегося:  6 лет 7 мес . .

Группа, которую посещает обучающийся:  подготовительная группа общеразвивающей направленности «Осьминожки»

Ф.И.О. родителей:

мама …..

папа……

Информация о семье: Семья у Степана благополучная. Ребенком занимается в основном мама (приводит и забирает из сада, папу пока не видели), она принимает активное участие в развитии и воспитании ребенка. Взаимоотношения родителей и ребенка строятся на взаимном уважении, совместном переживании всех успехов и неудач.  Мальчик всегда опрятен. Мама следит за внешним видом ребенка.

Ф.И.О. воспитателей группы: Биркли И.С.

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-дефектолог: Барсугачева Н.А.

Учитель-логопед:       Копьева Т.М.

Педагог-психолог:     Богачева Н.П.

1.1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося (на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося)

 Речевое развитие

Не сформировано звукопроизношение в соответствии с возрастом, нет отдельных звуков раннего онтогенеза. Нарушена слоговая структура даже простых слов. Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка невнятна. Понимает речь  на обиходно-бытовом уровне,  воспринимает простые побуждения и инструкции.  Понимает обращенные к нему вопросы, ответ не всегда знает или отвечает лепетно, неразборчиво, а потому непонятно, правильно ли говорит. Иногда на просьбу повторить ответ, раздраженно, резко говорит: «Я узе казай». Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простых действий. Активный словарь беден. Нарушен фонематический слух. Не сформирован звуко-слоговой анализ и синтез. Не сформированы лексико-грамматические категории: не владеет антонимами, затрудняется в изменении форм родительного падежа множественного числа, не образует относительные прилагательные, не владеет предложно падежными конструкциями, не согласует числительные с существительными, не образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Связная речь не сформирована. Серию картинок раскладывает последовательно.

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие: Степан усвоил основные культурно-гигиенические навыки. Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни. Выполняет все виды основных движений ( бег, прыжки, метание, лазанье). Выполняет все физические упражнения из разных исходных положений, под музыку, по словесной инструкции.

Художественно-эстетическое развитие Не различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

 Рисование. Создает рисунки  действуя  не только по образцу. Кисть, карандаш держит правильно. Соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Может передать в изображении основные свойства предметов (форма, величина). Выдерживает направление при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

В конце занятия если педагог просит, воспитанник  приводит рабочее место в порядок.

Лепка. Пользуется пластилином, лепит предметы передавая пропорции, позы фигур. Получаются приемы разминание, разрезание (стеком).

 Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания действуя только по образцу,  при помощи педагога.

Познавательное развитие

Темп работы и работоспособность: Темп работы умеренный, нормальная работоспособность сохраняется до конца задания.

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций: Функция самоконтроля и саморегуляции поведения сформирована.         

Особенности восприятия:  Адекватно выделяет фигуры из наложенных изображений, частично их называет. Целостность восприятия развита в достаточной мере: картинку из 4 частей синтезирует легко и быстро,  из 5 и 6 частей – более замедленно,  действует нецеленаправленно,  методом  перебора вариантов. Задание выполняет самостоятельно.

Характеристика  сенсорного развития:  уровень приближен к норме, представления о цвете, форме и величине предметов сформированы:  знает и называет основные цвета и фигуры.

Социально-бытовая ориентация:  в пределах нормы.

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности: Уровень развития мелкой моторики средний – основные элементы динамических упражнений выполнены, но усложненные выполнить затрудняется.        Графическая деятельность сформирована на среднем уровне, ведущая рука правая, карандаш держит правильно, линии уверенные, но качество рисунков недостаточное.        

Характеристика внимания:  Уровень  развития внимания в пределах нормы:  инструкцию принимает (но иногда необходим повтор и разъяснение),  до конца задания сохраняет; переключение - норма, распределение внимания при выполнении задания – вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно.                        

Особенности памяти: Уровень развития слуховой памяти в пределах нормы, зрительной – недостаточный.

Сформированность временных представлений: Временные представления сформированы недостаточно. Называет времена года, правильно определяет их последовательность, но затрудняется самостоятельно назвать их существенные признаки, также  не называет месяцы и дни недели.                                                         

Характеристика интеллектуального развития:

Уровень сформированности понятийного мышления недостаточный. Задания на классификацию и исключение выполняет не всегда правильно, часто не может назвать существенные признаки. Очень затрудняется с операцией обобщения предметов из-за несформированности понятийного аппарата.

 Пространственное мышление сформировано в пределах нормы.

Причинно-следственные, пространственно-временные связи и зависимости устанавливает в пределах нормы.

При выполнении заданий часто нуждается в организующей и разъясняющей помощи. 

Особенности мотивационно-волевой сферы: Познавательный интерес и мотивация в норме. Усидчив, проявляет интерес к познавательной деятельности.         

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностного взаимодействия: Эмоционально устойчив и уравновешен, выраженных эмоциональных реакций не отмечается. Но имеет место некоторая неуверенность при ответах и выполнении заданий.

 

Программный материал по своему возрасту усваивает не в полном объеме. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  не соответствует возрастным показателям.

1.1.3. Рекомендации ТПМПК  г.:

По результатам психолого-медико-педагогического обследования обучающийся имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рекомендовано:

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

Образовательная программа

Программа обучения

Воспитание и обучение по АООП ДО  для детей с задержкой психического развития с 01.11.2021 г.

Условия освоения АООП

Занятия с учителем-дефектологом, педагогом психологом, учителем-логопедом. Психолого-педагогическое сопровождение ППк ДОУ.

 Организация психолого-педагогической помощи:

Специалисты

Направление

Учитель-логопед

      -выработка точности мышечных движений артикуляционного аппарата;

-развитие пальцевого праксиса;

-  постановка, автоматизация и дифференциация звуков: В, ВЬ, ФФ, ФЬ, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, РЬ.

-  развитие фонематического слуха;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-формирование активного словаря;

-развитие звукового анализа и синтеза.

Педагог-психолог

Развитие познавательной деятельности, высших психических функций, пространственно-временных представлений. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог

      1.1.4. Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа Музофарова Степана разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014).

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:

примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2.  Цели и задачи АОП

Цели АОП

Обеспечение условий для дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей.

 Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая поддержка позитивной абилитации и социализации, развитие личности обучающегося, формирование и развитие у него компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).

Задачи АОП

  1. создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования обучающегося в соответствии с его возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями;
  2. создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося;
  3. обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  4. целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  5. выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  6. подготовка обучающегося ко второй ступени обучения (начальная школа) с учетом целевых ориентиров ДО и АООП НОО для детей с ЗПР;
  7. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающегося; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка;
  8. обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание для обучающегося атмосферы психологического комфорта.

1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (к  6-7 годам)[1]

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Развитие общения и игровой деятельности. Активно общается со взрослыми на уровне внеситуативно-познавательного общения, способен к внеситуативно-личностному общению. Самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг событий. Проявляя осведомленность и представления об окружающем мире, объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействует с товарищами по игре, стремиться договориться о распределении ролей. Использует ролевую речь. Роль выразительная, устойчивая. Выполняет правила в игре и контролирует соблюдение правил другими детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться воспитателю).

2. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным). Знает правила поведения и морально-этические нормы в соответствии с возрастными возможностями, в основном  руководствуется ими. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремясь удержать их от «плохих» поступков, объясняет возможные негативные последствия. Чутко реагирует на оценки взрослых и других детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения) и своей семье, называя не только имена родителей, но и рассказывая об их профессиональных обязанностях. Знает, в какую школу пойдет. Может сказать, о какой профессии мечтает. Демонстрирует знания о достопримечательностях родного города, родной страны, о некоторых зарубежных странах. Проявляет патриотические чувства. Знает родной город, родную страну, гимн, флаг России, ощущает свою гражданскую принадлежность, проявляет чувство гордости за своих предков (участников ВОВ). Проявляет избирательный интерес к какой-либо сфере знаний или деятельности, в рассказе о них пользуется сложными речевыми конструкциями и некоторыми научными терминами.

Речевое развитие.

 1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, со старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Освоены умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей.

2.1. Лексическая сторона речи. Умеет: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Способен находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов. Дифференцирует слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее». Владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснить их. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. Использует дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный - нескромный, честный - лживый и др.).

2.2. Грамматический строй речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка. Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразовательными умениями. Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.). Строит сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Ребенок может восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания самостоятельно.

2.3. Произносительная сторона речи. Готовность к обучению грамоте. Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков. Сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Доступен звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Дает характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Составляет графическую схему слова, выделяет ударный гласного звук в слове. Доступно освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов. Выделяет предлог в составе предложения. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях, обводки. Читает слова и фразы, складывает одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки. Речь выразительна интонационно, выдержана темпо-ритмически.

2.4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Владеет диалогической и монологической речью. Освоены умения пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их при пересказе. Умеет в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности. Составляет повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строит свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования). Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства или обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств.

3. Практическое овладение нормами речи. Доступно использование правил этикета в новых ситуациях. Умеет представить своего друга родителям, товарищам по игре, знает, кого представляют первым - девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «давайте попробуем узнать...», «предлагаю провести опыт». Владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.

Познавательное развитие. 

1. Сенсорное развитие. Ребенок демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5-7 дополнительных тонов, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка; различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Осуществляет мыслительные операции, оперируя наглядно воспринимаемыми признаками, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего, сериационных отношений. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее – самый длинный).

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет интерес к окружающему, любит экспериментировать вместе со взрослым. Отражает результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели. С помощью взрослого делает умозаключения при проведении опытов (тонет - не тонет, тает - не тает). Может предвосхищать результаты экспериментальной деятельности, опираясь на свой опыт и приобретенные знания.

3. Формирование элементарных математических представлений. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Считает до 10 (количественный, порядковый счет). Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Называет состав чисел в пределах 5 из двух меньших. Выстраивает «числовую лесенку». Осваивает в пределах 5 состав числа из единиц. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость). Выстраивает сериационный ряд из 7-10 предметов, пользуется степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее – короче). Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения); делит предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивает целый предмет и его часть; различает, называет и сравнивает геометрические фигуры. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов. Определяет и называет временные отношения (день - неделя - месяц); Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. Имеет представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Достаточно освоены правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Освоены представления о родном городе - его названии, некоторых улицах, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Имеет представления о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице. Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Знает некоторые стихотворения, песни, некоторые народные промыслы. Есть элементарные представления о многообразии стран и народов мира, особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознает, что все люди стремятся к миру. Есть представления о небесных телах и светилах. Есть представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, пустыни, холодного климата). Понимает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года). Обобщает с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Осведомлен о необходимости сохранения природных объектов и собственного здоровья, старается проявлять бережное отношение к растениям, животным. Понимает ценности природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей. Демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передавая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью художественных образов. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира, любознателен.

Художественно-эстетическое развитие. 

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы. Способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности. При создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу. Умеет создавать изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Может определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.

2. Развитие детского творчества. Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его, выбирая соответствующие материалы и выразительные средства; передает характерную структуру и пропорции объектов; пользуется разнообразными приемами, нетрадиционными техниками. Ярко проявляет творчество, развернуто комментирует полученный продукт деятельности. Получает удовольствие от процесса создания образов, радуется результатам. Композиции рисунков и поделок более совершенны. Ориентируется на ритм симметрии. С интересом рассматривает и эстетически оценивает работы свои и сверстников.

3. Приобщение к изобразительному искусству. Проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства. Различает и называет все виды декоративно-прикладного искусства, знает и умеет выполнить все основные элементы декоративной росписи; анализирует образцы. Участвует в партнерской деятельности со взрослым и сверстниками. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.

Физическое развитие. 

. 1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Хорошо развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость в соответствии с возрастом. Движения хорошо координированы. Стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх. Высокие результаты при выполнении тестовых заданий.

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Самостоятельно, быстро и организованно выполняет построение и перестроение во время движения. Доступны: четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными и разноименными, разнонаправленными, поочередными движениями рук и ног; упражнения в парах и подгруппах. Выполняет их точно, выразительно, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями, с различными предметами. Соблюдает требования к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге – энергичная работа рук; в прыжках – группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании – энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании – ритмичность при подъеме и спуске. Освоены разные виды и способы ходьбы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Сохраняет динамическое и статическое равновесия в сложных условиях: в ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок; перешагивая предметы; выполняя повороты кругом, перепрыгивание ленты, подпрыгивая. Может: стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх; кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. В беге сохраняет скорость и заданный темп, направление, равновесие. Доступен бег: через препятствия – высотой 10-15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетает бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Ритмично выполняет прыжки, может мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Доступны: подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом, смещая ноги вправо – влево, сериями с продвижением вперед, перепрыгиванием линии, веревки, продвижением боком и др. Выполняет прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170-180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см); прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой; прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами; прыжки через большой обруч как через скакалку. Освоены разные виды метания, может отбивать, передавать, подбрасывать мячи разного размера разными способами: метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. В лазании освоено: энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд; быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестницам; по канату (шесту) способом «в три приема». Может организовать знакомые подвижные игры с подгруппой сверстников, игры-эстафеты, спортивные игры: городки: выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит; баскетбол: забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении, вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы; футбол: знает способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр; настольный теннис, бадминтон: умеет правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола; хоккей: ведение шайбы клюшкой, умение забивать в ворота. Может контролировать свои действия в соответствии с правилами. В ходьбе на лыжах осваивает: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойках. Может кататься на коньках: сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, выполнять скольжение и повороты. Умеет кататься на самокате: отталкиваться одной ногой; плавать: скользить в воде на груди и спине, погружаться в воду; кататься на велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», умение тормозить; кататься на санках; скользить по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Управляет движениями осознанно.

3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты игр и комбинирует движения, проявляет творческие способности. Участвует в разнообразных подвижных играх, в том числе спортивных, показывая высокие результаты. Активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные, так и сверстников. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования. Сопереживает спортивные успехи и поражения. Может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. Развит интерес к физической культуре, к различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне.

1.4. Планируемые результаты работы с родителями

Родители:

  • будут информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР;  
  • будут информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • получат квалифицированную психолого-педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР;
  • получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений;
  • у них сформируется адекватность установок в отношении перспектив ребенка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная часть

2.1.1.Тематическое планирование (лексические темы)

Дата

Тема

14.09 – 18.09

Детский сад

21.09 – 25.09

Моя семья

28.09 – 02.10

Осень

05.10 – 09.10

Овощи. Огород

12.10 – 16.10

Фрукты. Сад

19.10 – 23.10

Лес. Грибы. Ягоды

26.10 – 30.10

Перелетные птицы осенью

02.11 – 06.11

Одежда

09.11 – 13.11

Обувь

16.11 – 20.11

Игрушки

23.11 – 27.11

Посуда

30.11 – 04.12

Зима. Зимующие птицы

07.12 – 11.12

Домашние животные

14.12 – 18.12

Дикие животные

21.12 – 25.12

Новый год

11.01 – 15.01

Мебель

18.01 – 22.01

Транспорт

25.01 – 29.01

Транспорт

01.02 – 05.02

Зима

08.02 -12.02

Профессии

15.02 – 19.02

Инструменты

22.02 -26.02

Наша армия

01.03 – 05.03

Весна. Праздник мам

09.03 – 12.03

Человек. Части тела

15.03 – 19.03

Комнатные растения

22.03 – 26.03

Детеныши домашних и диких животных

29.03 – 02.04

Домашние птицы

05.04 – 09.04

Весна

12.04 – 16.04

Продукты питания

19.04 – 23.04

Откуда хлеб пришел

26.04 – 30.04

Возвращение перелетных птиц

04.05 – 07.05

День Победы

11.05 – 14.05

Насекомые и пауки

17.05 – 21.05

Полевые цветы

24.05 – 29.05

Лето

2.1.2. Индивидуальные планируемые результаты по освоению обучающимся содержания образовательных областей

Образователь-ная область

Индивидуальные планируемые результаты на 2021-2022 уч.год

Результат *

Первое полугодие

Конец года

Социально-коммуникатив-ное развитие

 

Познавательное развитие

Повысится познавательная активность, самоконтроль.

Повысится объём устойчивой работоспособности.

Повысится уровень развития операций внимания: переключаемости, распределения, концентрации.

Увеличится объём зрительной памяти

Повысится уровень развития операций мышления: сформируются навыки классификации,    обобщения. Повысится способность к осуществлению логических операций на уровне понятийного мышления.

Повысится уровень развития пространственно-временных представлений: научится определять части суток, связывая их с режимными моментами, называть последовательность времен года и их существенные признаки.

Повысится уровень сформированности графомоторных навыков.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Начнёт передавать в рисунке образы предметов, объектов,  
движения фигур, в том числе не только по образцу, но и своему замыслу.

Закрепятся способы и прием9+ы рисования различными
изобразительными материалами.

Повысятся  умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, в том числе мелкие детали.

Научится  вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам.

Физическое развитие

Повысится уровень сформированности крупной моторики: освоит на элементарном уровне все основные виды движений.  Станет принимать более активное участие в подвижных играх с правилами.

* В столбце позже, по результатам промежуточной и итоговой диагностики, отмечаются реальные полученные результаты.

2.2. Коррекционная часть

Специалисты

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений)

Рекомендации для родителей

Учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог

Недостаточно сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности

Формирование  обобщенных понятия по лексическим темам.

Накапливание представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребѐнка. Расширение, уточнение представлений детей об окружающем мире.

Дидактические игры «Чудесный мешочек»,«Узнай по описанию» , «Назови, что нарисовано» , «Кто заметит больше признаков» «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад),  « Четвертый лишний»,  «Скажи наоборот» (подбор антонимов),  «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия», «Чей, чья, чьи?»;

Отгадывание загадок

Обогащать чувственный опыт ребенка, учить его быть внимательным к тому, что его окружает; в повседневной деятельности использовать словесные игры.

Недостаточно сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах

Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах

Дидактические игры «Разложи фигуры», «Найди домик»,»Принеси и покажи» «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор» «Сложи фигуру», «Сравни и подбери», «Что тебе дать?», «Геометрический коврик», «Закрой окошечко».

Помогать ребёнку соотносить предметы с геометрической формой (тарелка - круглая, колесо- круглое, огурец- овальный и т.д.)

Недостаточно сформированы знания об  оттенках цветов

Уточнение знаний и представлений о цветах и их оттенках

Дидактические игры:  «Воздушные шары»,  «Спрячь зайчика»,  «Найди такой же и принеси»,  «Зажги фонарик!», «Катание шаров к флажку», «Кто скорее соберёт игрушки», «Елочки и грибочки»,  «Гуси с гусятами»,  «Разноцветные бусы»,  «Помоги матрёшке найти свои игрушки»,  «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу»,  «Подбери чашки к блюдцам», «Найди такой же цветок», «Загадочные пуговки»,  «Найди матрёшке ведёрко»,  «Цветное домино»,  «Какого цвета не стало», «Разложи карандаши по стаканчикам».

Группировать дома игрушки, предметы обихода, одежду и др. по цветам, фиксировать внимание на насыщенность цвета.

Недостаточно сформировано восприятие величины

Обучение сравнению предметов по длине;  высоте; ширине;

 толщине.

Накопление сенсорного опыта определения размера предметов. (длинный- короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый- тонкий).

Дидактические игры «Длинное - короткое», «Собери листочки», «Большие и маленькие листочки»

«Назови листочек»

«Веселые матрешки», «Сломанная лестница», «Сложи дощечки», «Палочки в ряд»

В домашних условиях закреплять сравнение предметов по величине, высоте, длине

Недостаточно сформированы пространственные представления

 

 Развитие умений выделять по слову точного назначения предлогов: в, на, под, за, перед, между;

 обучение в определении расположения предметов от себя по образцу (впереди, сзади, перед, слева, справа, вверху, внизу);

формирование способности ориентироваться на листе бумаги

Дидактические игры: «Вверху-внизу», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь», «Солнышко», «Скульптор», «Автогонки», «Найди игрушки».

Словесно обозначать путь движения с ребёнком домой, в дет. сад и т.д. (идём прямо- идём на верх- затем на лево- в низ и т.д.)

За столом обращать внимание на нахождение приборов относительно себя и ребёнка и т.д.

Недостаточно сформированы временные представления

Уточнение представлений и знаний о временах года, частях суток, днях недели

Дидактические игры: «Что за чем?», «Когда это бывает», «Наоборот», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Что было? Что будет?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Дни недели по порядку», «Назови соседей», «Какое слово подходит?»

Относительно частей суток, времён года, дней недели сделать схематические  опорные знаки и разместить на видном месте, постоянно обращая внимание ребёнка на них.

Недостаточно сформировано умение классифицировать предметы по одному признаку, обобщать и находить лишнее

Формирование умения сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие; обобщать и находить лишнее

«Чудесны мешочек», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Отгадывание небылиц», «Нелепицы», «Слова наоборот», «Разрезные картинки», «Подбери узор».

Закреплять умение сравнивать предметы, находить сходства и различия; классифицировать предметы по признакам.

Не сформирован навык считать в обратном порядке

Формирование навыка  обратного счета.

Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку»,  «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей»,  «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

Закреплять навык счета в прямом и обратном порядке.

Недостаточно сформировано умение вычитать и складывать, решать простые задачи

Формирование умения вычитать и складывать, решать простые задачи на сложение и вычитание.

Решение примеров и задач

Закреплять умение складывать и вычитать.

Недостаточно развиты графомоторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету

Развитие умения закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш; умения обводить и штриховать фигуры.

«Трафареты», «Раскраски», «Штриховка»

Практиковать совместное разукрашивание, штриховки, обводки и т.д.

Воспитатели

Рисование

Плохо передает в изображении  характерные детали.

Не умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, движения фигур.

Не знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.

Не умеет создавать на рисунке сюжетные композиции на темы окружающей жизни.

Не умеет составлять  узоры по мотивам городецкой,  гжельской росписи,не знаком с их характерными элементами

Лепка

не умеет  лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.Не мо жет сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.Не умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты Не умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы и т.п.

Аппликация

Не умеет создавать изображения: разрезать бумагу на различные фигуры и создавать из них  изображения или декоративные композиции. Не стремится  создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
литературных произведений.


Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями.

Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами.

Учить рисовать кистью разными способами.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми
цветами и оттенками, развивать чувство цвета.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины
и пластилина.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали.

Использовать усвоенные приемы лепки

Создавать образы разных предметов  и игрушек, состиз не

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной
пополам.

Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать их
в рисунке.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,
обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).
 Учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в
ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его
по горизонтали).

Цветные карандаши, гуашь, акварель,
цветные мелки, пастель,  угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти .

Широкие линии — всем
ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем
ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.


Фиолетовый. Голубой, розовый, темно-зеленый,
сиреневый.

. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять
цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Лепить овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки. Передавать их характерные
особенности.

Ленточным способом.

Пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного,
перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Стакан, ваза, цветок и др.

Практиковать совместную продуктивную деятельность по рекомендациям воспитателей для закрепления изобразительных навыков

Педагог-психолог

Недостаточная сформированность мнестической деятельности на основе зрительного анализатора

Увеличение объёма запоминания наглядной информации

Упражнения «Что лишнее?», «Назови, чего не хватает», «Пиктограмма», «Лабиринты»

Предложены буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития памяти»

Недостаточная ссформированность пространственно-временных представлений, представлений об окружающем мире и социальной действительности

Формирование  и развитие пространственно-временных представлений,  представлений об окружающем мире.

Формировать понимания временной последовательности событий, временных причинно-следственных зависимостей

Упражнения «Найди лишнее», «Бывает – не бывает», «Пантомима», «Что сначала - что потом?», «Что чем было - что чем стало?»

Чтение детской литературы, обсуждение просмотренных передач.

Недостаточный уровень развития мыслительных операций

Развитие операций мышления: классификации,    обобщения, сравнения; умений оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации.

Развитие понятийного мышления: формирование обобщающих  понятий.

Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.

Упражнения на развитие операций мышления: «Продолжи ряд», «Говори наоборот»,  «Самое непохожее», «Определи понятие», «Последовательные картинки», «Назови лишнее», «Разложи картинки по группам», «Аналогии» и др.

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков «Упражнения для коррекции и развития мышления»

Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики кистей рук.

Развитие графомоторных навыков.

Кинезиологические упражнения.

Совершенствовать навыки штриховки, закрашивания контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.

Предложены Буклеты с целью закрепления навыков «Упражнения для развития мелкой моторики кистей рук»

Учитель-логопед

 Произносительная сторона речи:

Затруднен подъем и удержание языка в верхнем положении.

 Лицевая мускулатура гипомимична.

 Слабая пальчиковая моторика

 

Нарушение слухового внимания и восприятия:

Звуко-слоговая структура слова

Формирование подвижности органов речи

Формирование силы голоса, речевого выдоха.

Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях, предложениях.

Развитие слухового внимания и восприятия:

Развитие экспрессивной речи:

Формирование слоговой структуры слов 1-4 типов по Четверушкиной, по методам Травкиной Ж.А.  и Новиковой-Иванцовой Т.Н.

Формирование умения различать звуки, подбирать слова на заданный звук

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для язычка (Мерсибо), Мимическая гимнастика (Мерсибо),

Дыхательная гимнастика.

Нейрогимнастика: упражнения – «Толстяк», «Худышка», «Полощем рот».

«Кинезиологические упражнения».

Выкладывание букв из мозаики, пуговиц, цветных камешков, палочек

«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка», 

«Повтори звуки», «Эхо»,

«Громко-тихо», «Половинки»,

«Назови ласково», «Живое-неживое»,  «Хлопни в ладоши, если услышишь звук...», «Четвертый лишний»-(по наличию, отсутствию определенного звука), «Повтори за мной» (цепочки из слов – названий по любой лексической теме)

«Где спрятался котик? «Скажи, где гномик, зайчик, белочка, Карлсон?, «Что делает и где прячется мышонок?, День рождения Вани и Вити, Рыбалка, Две принцессы, Логопедическое домино».

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное прогова-ривание и отхлопывание).

Развивающие речевые игры на сайте «Мерсибо» по всем компонентам речи

Выделение согласного звука при стечении в начале слова, определение наличия гласного и согласного звука в слове.

Штриховка и печатание букв в рабочей тетради,

Совместные игры на развитие звукового анализа и синтеза.

«Подбери картинку», «Рассели по домикам».

Задания из рабочих тетрадей по формированию слоговой структуры и звуковому анализу.

Лексико-грамматический строй речи.

Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.

Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,

Употребляет односложные предложения, простые фразы.

Словообразование затруднено.

Связная речь.

Испытывает затруднения в пересказе, рассказывании, составлении рассказа по серии картинок из-за лепетной, невнятной речи.

 Обучение чтению.

Буквы не знает

Развитие лексического строя речи

Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Расширение словаря антонимов, синонимов, качественных прилагательных, относительных и притяжательных

Формирование грамматического строя речи.

Формирование понимания и употребления предлогов.

Согласование числительных с существительными, местоимения с существительными

Изучать буквы по словарю Нищевой Н.В.

«Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», "Чей хвост,  чья морда?"

 «Из чего сделано?" "Назови детеныша", «Великан и гномик» «Один-много», «Почемучки»,  «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Сосчитай»,     «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что приготовим?», «Кто кем будет?», «Добавь слог», «Как улетают птицы?», «Сравни животных», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки». «Построй предложение», «Грамматический круг», «Подбери слово», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик» «Построй предложение», «Цепочка слов»,  «Подбери слово», «Сложи букву», «Четвертый лишний», «Кто, что, где, куда», «Один-много», упражнение, «Чей, чья, чьи, чьё?», «Жадина», «2 – 5»

Пересказ, составление рассказа по картинке, по серии. по мнемосхемаам

Читать букварь Н.В.Нищевой.

Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала,

грамматического строя речи

Для обучения рассказыванию дома, использовать любой иллюстративный материал.

Профилактика нарушения письма и чтения: работа с недописанными, зашумленными, предметами и буквами.

Примечание: музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре осуществляют индивидуальный дифференцированный подход к ребенку в условиях группового занятия (по содержанию основной общеобразовательной программы)

2.3 Воспитательная часть

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребенком

Типы событийной проекции

В детском саду

В семье

Функциональная проекция

Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета

Родители используют:

– условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием;

– различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями

Ролевая проекция

Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения:

– начинает игру с обозначения ролевого персонажа;

– втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми;

– подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль;

–организовывает коммуникативные игры с другими детьми

Родителям предлагается использовать:

художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут   разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор»)

Пространственная

проекция

Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.)

Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Ребёнок  совместно с детьми группы

Функциональная

проекция

Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля»)

-

Ролевая проекция

Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного.

Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль),

а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль).

Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию

Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют  плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям

Пространственная

проекция

Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета

Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ  и семье

Тип компетенции играющего

В детском саду

В семье

Игра на физическую компетенцию

Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого: «Птички», «Пузырь», «Кот и мыши»).

 Игра с последовательными совместными действиями (катание шара по желобу)

Игра на удачу    

Лото, домино, гусек бессюжетного содержания. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры

Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки»)

2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Познавательное развитие

Основными специалистами являются  учитель-дефектолог и педагог-психолог. При этом учитель-дефектолог руководит формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также формированием элементарных математических представлений. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, осуществляя индивидуальную работу с ребенком по закреплению знаний (на основе заданий учителя-дефектолога, для этого ведется тетрадь взаимодействия педагогов).

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое

развитие

Работу ведут воспитатели и музыкальный руководитель.

Физическое развитие

Работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении воспитателей  и родителей дошкольников

2.4. Взаимодействие с семьей ребенка

В условиях инклюзивной работы с обучающимся с ЗПР перед педагогами встают новые задачи по взаимодействию с его семьёй, т. к. родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что родители не знают закономерностей психического развития детей и дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Основные направления  взаимодействия с семьёй

Содержание деятельности

Сроки

Ответств.

Наглядно-информационное

- информационные листы о задачах образовательной деятельности  на предстоящую неделю

- создание памяток по вопросам коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР  

- переписка по электронной почте по текущим вопросам.

еженедельно

сентябрь,

декабрь,

март, май

постоянно

учитель-дефектолог, воспитатели

учитель-дефектолог

воспитатели

Совместная деятельность        

Привлечение родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники, мастер-классы, творческие выставки и т.п.)

     

в соответствии с планом работы с родителями группы  на текущий уч.год

воспитатели, муз.рук., инструктор по физ-ре

Индивидуальное консультирование

(родительский час)

- инд. консультации по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР, по гармонизации детско-родительских отношений

2 раза в месяц:

понедельник 1и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч.

педагог-психолог

инд.консультации по речевому развитию ребенка

1 раз в месяц:

четверг 2 недели месяца, с 13 до 14 ч.

учитель-логопед

     

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Образовательная область,

виды организованной деятельности

Кол- во ООД  в неделю

ОО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с окружающим миром (с предметным окружением, с социальным миром, миром природы)

1 (д)

1 (д)

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

Инд.корр.работа логопеда

1 (л)

1(л)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыкальная деятельность

2 (в)

0,5 (в)

0,5 (в)

2(м\р)

ОО «Физическое развитие»

Физическая культура

Физическая культура на воздухе

2 (и\ф)

1 (и\ф)

Индивидуальные занятия с психологом

2

Общее количество

14

3.2. Режим дня

При организации режима учитываются сезонные особенности. В детском саду имеются два сезонных режима. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Основным принципом построения режима являются его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Климатические условия нашего региона ( дождливая и ветреная погода , резкий перепад температуры в течение дня) позволяют осуществлять утренний прием детей на улице только в теплое время года в период май (июнь) – сентябрь. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером в любое время года, кроме неблагоприятных условий, обозначенных в СаНПине. При плохой погоде длительность прогулки сокращается. Если дети не выходят на улицу, с ними организуется двигательная деятельность в предварительно проветренном групповом помещении или музыкальном зале, проводятся экскурсии по детскому саду. Структура прогулки, выбор игр зависят от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В режиме дня выделено время для индивидуальной коррекционной работы в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Режим дня на холодный период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность, в т.

утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

8.10.-8.20.

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности.

8.45 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 - 10.00

Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми

10.00-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд).

10.20 -11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.15

Подготовка к обеду. Обед.

12.15 -12.45

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.45 -15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 -15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 15.30

Подготовка к ООД. ООД.

15.30 -15.55

Самостоятельная игровая деятельность

15.55-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

Режим дня на тёплый период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний фильтр,  взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность .Утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.45

Самостоятельная игровая деятельность

8.45 – 9.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры).

9.10 – 11.50

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность

11.50 -12.05

Подготовка к обеду. Обед.

12.05 – 12.35

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.35 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику. Полдник

15.20 –15.30

Самостоятельная игровая деятельность

15.30-17.20

Подготовка к ужину. Ужин.

17.20-17.40

Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями.

17.40-19.00

3.3. Циклограмма работы специалистов с обучающимся

Специалисты (ФИО)

формы работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

учитель-дефектолог

индивидуальная

учитель-логопед

индивидуальная

педагог-психолог

индивидуальная

8-00   (1н)                          

8-00(2н)

8-00 (1н)

8-00(2н)

музыкальный    руководитель

Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия

-

8.50.

-

8.50.

-

Инструктор по физкультуре

Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия

15.55.

9.45.

воспитатели

индивидуальная, по заданиям дефектолога и логопеда

16.00

16.00

воспитатели

подгрупповая, индивидуальная

16.45

обучение игре

15.20

художеств. творчество

(рисование)

16.45

обучение игре

15.20

художеств. творчество

(рисование)

15.20.

художеств. творчество

(лепка/ аппликация)

3.4. Программно-методическое обеспечение

Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития /Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004

Астапов  В.М., Микадзе  Ю.В. Психодиагностика  детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.

Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006

Сандберг М.Л.  Оценка  вех  развития  вербального  поведения  и  построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006

Борзова В.А, .Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.

Винарская Е.Н. Дизартрия.- М, 2006.-141с.

Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.

Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.

Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.

Игры в логопедической работе с детьми/под.ред. В.И.Селиверстова.-М, 1981.-192с.

Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

Катаева А.А, Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М, 1993.-191с.

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.

Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий/ под.ред. О.И. Бочкарева.-Волгоград, -128с.

Мелешкевич О, Эрц Ю. Особые дети введение в прикладной анализ поведения.-Самара, 2015.-208 с.

Микляева Н.В., Позова О.А, Родионова Ю.Н. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М, 2005.-112с.

Микляева Ю.В. Логопедический  массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М, 2014.-112с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП

    Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется специалистами по протоколам обследования и воспитателями  с опорой на карты педагогической диагностики.

Мониторинг для обучающегося проводится 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая скорректировать коррекционно-педагогическую деятельность. В апреле-мае с ребенком проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу учебного года.

        Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях ППк ДОУ, принимаются решения по дальнейшим коррекционно0педагогическим действиям.


[1] Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате систематической и  целенаправленной коррекции недостатков в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО

Требования к структуре (АООП  ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО            Целевой1.      Поясн...

Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ

Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ...

АООП на ребенка с ЗПР 5-6 лет

АООП на ребенка с ЗПР 5-6 лет...

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....

АООП РАС ребенка 6-7 лет

АООП РАС ребенка 6-7 лет...