АООП на ребенка с ЗПР 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. | |
1.1.1. Общие сведения ……………................................................................ 1.1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося (на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося) ………………………............................................................... 1.1.3. Особенности ребенка …………………………….................................. 1.1.4. Сведения о программе ……………………………................................ 1.2. Цели и задачи АОП……………………………............................................. 1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5-6 годам)………………….................................... | |
1.4. Планируемые результаты работы с родителями | |
| |
| |
| |
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса………. 2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка | |
| |
3.1.Учебный план 3.2 Режим дня …………………………………………………………... | |
3.3. Циклограмма работы специалистов …………………………… 3.4 Программно-методическое обеспечение………………………….. | |
3.5. Мониторинг результатов освоения АОП…………………………. | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. 1. Общие сведения
Ф. И.О. обучающегося: Иванов Иван Иванович Возраст обучающегося: 5 лет 3 мес. Группа, которую посещает обучающийся: подготовительная группа общеразвивающей направленности «Осьминожки» |
Ф.И.О. родителей: …………. |
Информация о семье: Семья полная, благополучная. Ребенком занимаются оба родителя, они в равной степени принимают участие в развитии и воспитании ребенка. У родителей недостаточное понимание трудностей, возникших у ребенка при освоении образовательной программы. От посещения группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР мама ребенка отказалась. |
Ф.И.О. воспитателей группы: Биркли И.С. |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-дефектолог: Барсугачева Н.А. Учитель-логопед: Голубева И.Н Педагог-психолог: Богачева Н.П. |
1.1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося (на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося)
Познавательное развитие
Особенности познавательной деятельности:
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5 минут). Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное ниже возрастной нормы. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Не доступны простые классификации и обобщения. Работа с простыми контурами затруднена (с обучающей помощью). Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не знает и не соотносит. Определение процессов памяти затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, в игровой деятельности преобладают манипуляции с одними и теми же игрушками. В организованной образовательной деятельности ведет себя пассивно, инициативы не проявляет, не всегда доводит дело до конца, стимулирующую помощь принимает.
Особенности восприятия: не узнает и не называет основные цвета и их оттенки (правильно называет только черный, белый и розовый). Не соотносит предметы по величине. Не соотносит предметы по форме, не различает геометрические формы (знает только круг и овал). Не различает перечеркнутые, наложенные изображения.
Общая осведомленность о себе, окружающем мире:
Не знает свое полное имя и имена родителей; не называет адрес проживания; забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названия птиц, некоторых животных; не знает виды транспорта и правила безопасного поведения, не всегда знает и понимает назначение предметов; обо всем дает очень краткие сведения, односложные ответы.
Сформированность математических представлений:
Не владеет счетом в пределах 5, не соотносит количество предметов с цифрой; не решает простые арифметические задачи, не сравнивает предметы по количеству (больше, меньше, равно).
Сформированность пространственных представлений:
Сформированы недостаточно (задания на определение положения предметов в пространстве не выполняет). «Лево-право» не дифференцирует. Не понимает понятий напротив, рядом, под, над, около, между.
Сформированность временных представлений:
Путает части суток и их последовательность, времена года не знает, не устанавливает их последовательность; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.
Речевое развитие
Очень сильно нарушено звукопроизношение и слоговая структура даже простых слов. Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка невнятна. Понимает речь на обиходно-бытовом уровне, воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Понимает обращенные к нему вопросы, только не всегда знает ответ, поэтому больше молчит. В момент общения голос тихий, неуверенный, иногда откликается на просьбу повторить ответ и отвечает громче. Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь беден. Связная речь не сформирована.
Социально-коммуникативное развитие
Мальчик безразлично относится к игровой деятельности и к общению со сверстниками. Не проявляет инициативу, занимает позицию наблюдателя. В дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми не играет.
Наблюдаются трудности в общении со сверстниками.
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Соблюдает все элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице.
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
С трудом создает рисунки, действуя только по образцу. Графо-моторные навыки развиты слабо.
Лепка:
С трудом лепит предметы и передаёт их форму, действуя только по образцу, всегда при помощи педагога.
Аппликация:
С затруднениями создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Действует только по образцу, всегда при помощи педагога.
Физическое развитие
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки. Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни. Крупная моторика сформирована недостаточно: с трудом выполняет все виды основных движений (бег, прыжки, метание, лазанье), выполняет не все физические упражнения из разных исходных положений, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Замедленный темп деятельности.
Эмоциональное состояние
Мальчик в целом доброжелательный и спокойный. При затруднениях, возникающих в процессе деятельности, не обращается к воспитателю или детям за помощью: стеснительный, зажатый. Преобладающее настроение – безразличие.
Программный материал по своему возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности не соответствует возрастным показателям.
1.1.3. Рекомендации ТПМПК от 12.08.2020 г.:
По результатам психолого-медико-педагогического обследования обучающийся имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Рекомендовано:
Организация образовательного процесса
Форма получения образования | Образовательная организация |
Программа обучения | Воспитание и обучение по АООП ДО для детей с задержкой психического развития с 01.09.2020 г. |
Условия освоения АООП | Занятия с учителем-дефектологом, педагогом психологом, учителем-логопедом. Психолого-педагогическое сопровождение ППк ДОУ. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе. |
Организация психолого-педагогической помощи:
Специалисты | Направление |
Учитель-логопед | Коррекция устной речи. Развитие мелкой и артикуляторной моторики, словарного запаса, грамматического строя речи. Наблюдение в динамике. |
Педагог-психолог | Развитие познавательной деятельности, высших психических функций, пространственно-временных представлений. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
Учитель-дефектолог | Коррекция и развитие познавательных процессов:
|
1.1.4. Сведения о программе
Адаптированная образовательная программа на ….. разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014).
Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:
примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.2. Цели и задачи АОП
Цели АОП | Обеспечение условий для дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая поддержка позитивной абилитации и социализации, развитие личности обучающегося, формирование и развитие у него компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой). |
Задачи АОП |
|
1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (к 5-6 годам)[1]
Социально-коммуникативное развитие.
- Развитие общения и игровой деятельности. Активно общается со взрослыми на уровне внеситуативно-познавательного общения, способен к внеситуативно-личностному общению. Самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг событий. Проявляя осведомленность и представления об окружающем мире, объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействует с товарищами по игре, стремиться договориться о распределении ролей. Использует ролевую речь. Роль выразительная, устойчивая. Выполняет правила в игре и контролирует соблюдение правил другими детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться воспитателю).
2. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным). Знает правила поведения и морально-этические нормы в соответствии с возрастными возможностями, в основном руководствуется ими. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремясь удержать их от «плохих» поступков, объясняет возможные негативные последствия. Чутко реагирует на оценки взрослых и других детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения) и своей семье, называя не только имена родителей, но и рассказывая об их профессиональных обязанностях. Знает, в какую школу пойдет. Может сказать, о какой профессии мечтает. Демонстрирует знания о достопримечательностях родного города, родной страны, о некоторых зарубежных странах. Проявляет патриотические чувства. Знает родной город, родную страну, гимн, флаг России, ощущает свою гражданскую принадлежность, проявляет чувство гордости за своих предков (участников ВОВ). Проявляет избирательный интерес к какой-либо сфере знаний или деятельности, в рассказе о них пользуется сложными речевыми конструкциями и некоторыми научными терминами.
Речевое развитие.
1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, со старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Освоены умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей.
2.1. Лексическая сторона речи. Умеет: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Способен находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов. Дифференцирует слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, может сгруппировать их и определить «лишнее». Владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснить их. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. Использует дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный - нескромный, честный - лживый и др.).
2.2. Грамматический строй речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка. Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразовательными умениями. Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.). Строит сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Ребенок может восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания самостоятельно.
2.3. Произносительная сторона речи. Готовность к обучению грамоте. Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков. Сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Доступен звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Дает характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Составляет графическую схему слова, выделяет ударный гласного звук в слове. Доступно освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов. Выделяет предлог в составе предложения. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях, обводки. Читает слова и фразы, складывает одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки. Речь выразительна интонационно, выдержана темпо-ритмически.
2.4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Владеет диалогической и монологической речью. Освоены умения пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их при пересказе. Умеет в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности. Составляет повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строит свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования). Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства или обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств.
3. Практическое овладение нормами речи. Доступно использование правил этикета в новых ситуациях. Умеет представить своего друга родителям, товарищам по игре, знает, кого представляют первым - девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «давайте попробуем узнать...», «предлагаю провести опыт». Владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.
Познавательное развитие.
1. Сенсорное развитие. Ребенок демонстрирует знание сенсорных эталонов и умение ими пользоваться. Доступно: различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5-7 дополнительных тонов, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка; различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Осуществляет мыслительные операции, оперируя наглядно воспринимаемыми признаками, сам объясняет принцип классификации, исключения лишнего, сериационных отношений. Сравнивает элементы сериационного ряда по длине, ширине, высоте, толщине. Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных (длиннее – самый длинный).
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет интерес к окружающему, любит экспериментировать вместе со взрослым. Отражает результаты своего познания в продуктивной и конструктивной деятельности, строя и применяя наглядные модели. С помощью взрослого делает умозаключения при проведении опытов (тонет - не тонет, тает - не тает). Может предвосхищать результаты экспериментальной деятельности, опираясь на свой опыт и приобретенные знания.
3. Формирование элементарных математических представлений. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Считает до 10 (количественный, порядковый счет). Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Называет состав чисел в пределах 5 из двух меньших. Выстраивает «числовую лесенку». Осваивает в пределах 5 состав числа из единиц. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость). Выстраивает сериационный ряд из 7-10 предметов, пользуется степенями сравнения при соотнесении размерных параметров (длиннее – короче). Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения); делит предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивает целый предмет и его часть; различает, называет и сравнивает геометрические фигуры. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов. Определяет и называет временные отношения (день - неделя - месяц); Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. Имеет представление о некоторых социальных и профессиональных ролях людей. Достаточно освоены правила и нормы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Освоены представления о родном городе - его названии, некоторых улицах, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Имеет представления о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице. Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Знает некоторые стихотворения, песни, некоторые народные промыслы. Есть элементарные представления о многообразии стран и народов мира, особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознает, что все люди стремятся к миру. Есть представления о небесных телах и светилах. Есть представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, пустыни, холодного климата). Понимает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года). Обобщает с помощью взрослого представления о живой природе (растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Осведомлен о необходимости сохранения природных объектов и собственного здоровья, старается проявлять бережное отношение к растениям, животным. Понимает ценности природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей. Демонстрирует в своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передавая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью художественных образов. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира, любознателен.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы. Способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности. При создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу. Умеет создавать изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Может определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
2. Развитие детского творчества. Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его, выбирая соответствующие материалы и выразительные средства; передает характерную структуру и пропорции объектов; пользуется разнообразными приемами, нетрадиционными техниками. Ярко проявляет творчество, развернуто комментирует полученный продукт деятельности. Получает удовольствие от процесса создания образов, радуется результатам. Композиции рисунков и поделок более совершенны. Ориентируется на ритм симметрии. С интересом рассматривает и эстетически оценивает работы свои и сверстников.
3. Приобщение к изобразительному искусству. Проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства. Различает и называет все виды декоративно-прикладного искусства, знает и умеет выполнить все основные элементы декоративной росписи; анализирует образцы. Участвует в партнерской деятельности со взрослым и сверстниками. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.
Физическое развитие.
. 1. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Хорошо развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость в соответствии с возрастом. Движения хорошо координированы. Стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх. Высокие результаты при выполнении тестовых заданий.
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Самостоятельно, быстро и организованно выполняет построение и перестроение во время движения. Доступны: четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными и разноименными, разнонаправленными, поочередными движениями рук и ног; упражнения в парах и подгруппах. Выполняет их точно, выразительно, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями, с различными предметами. Соблюдает требования к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге – энергичная работа рук; в прыжках – группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании – энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании – ритмичность при подъеме и спуске. Освоены разные виды и способы ходьбы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Сохраняет динамическое и статическое равновесия в сложных условиях: в ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок; перешагивая предметы; выполняя повороты кругом, перепрыгивание ленты, подпрыгивая. Может: стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх; кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. В беге сохраняет скорость и заданный темп, направление, равновесие. Доступен бег: через препятствия – высотой 10-15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетает бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Ритмично выполняет прыжки, может мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Доступны: подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом, смещая ноги вправо – влево, сериями с продвижением вперед, перепрыгиванием линии, веревки, продвижением боком и др. Выполняет прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170-180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см); прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой; прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами; прыжки через большой обруч как через скакалку. Освоены разные виды метания, может отбивать, передавать, подбрасывать мячи разного размера разными способами: метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. В лазании освоено: энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд; быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестницам; по канату (шесту) способом «в три приема». Может организовать знакомые подвижные игры с подгруппой сверстников, игры-эстафеты, спортивные игры: городки: выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит; баскетбол: забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении, вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы; футбол: знает способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр; настольный теннис, бадминтон: умеет правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола; хоккей: ведение шайбы клюшкой, умение забивать в ворота. Может контролировать свои действия в соответствии с правилами. В ходьбе на лыжах осваивает: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойках. Может кататься на коньках: сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, выполнять скольжение и повороты. Умеет кататься на самокате: отталкиваться одной ногой; плавать: скользить в воде на груди и спине, погружаться в воду; кататься на велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», умение тормозить; кататься на санках; скользить по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Управляет движениями осознанно.
3. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты игр и комбинирует движения, проявляет творческие способности. Участвует в разнообразных подвижных играх, в том числе спортивных, показывая высокие результаты. Активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные, так и сверстников. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования. Сопереживает спортивные успехи и поражения. Может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. Развит интерес к физической культуре, к различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности. Объем двигательной активности на высоком уровне.
1.4. Планируемые результаты работы с родителями
Родители:
- будут информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР;
- будут информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- получат квалифицированную психолого-педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР;
- получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений;
- у них сформируется адекватность установок в отношении перспектив ребенка.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная часть
2.1.1.Тематическое планирование (лексические темы)
Дата | Тема |
14.09 – 18.09 | Детский сад |
21.09 – 25.09 | Моя семья |
28.09 – 02.10 | Осень |
05.10 – 09.10 | Овощи. Огород |
12.10 – 16.10 | Фрукты. Сад |
19.10 – 23.10 | Лес. Грибы. ягоды |
26.10 – 30.10 | Перелетные птицы осенью |
02.11 – 06.11 | Одежда |
09.11 – 13.11 | Обувь |
16.11 – 20.11 | Игрушки |
23.11 – 27.11 | Посуда |
30.11 – 04.12 | Зима. Зимующие птицы |
07.12 – 11.12 | Домашние животные |
14.12 – 18.12 | Дикие животные |
21.12 – 25.12 | Новый год |
11.01 – 15.01 | Мебель |
18.01 – 22.01 | Транспорт |
25.01 – 29.01 | Транспорт |
01.02 – 05.02 | Зима |
08.02 -12.02 | Профессии |
15.02 – 19.02 | Инструменты |
22.02 -26.02 | Наша армия |
01.03 – 05.03 | Весна. Праздник мам |
09.03 – 12.03 | Человек. Части тела |
15.03 – 19.03 | Комнатные растения |
22.03 – 26.03 | Детеныши домашних и диких животных |
29.03 – 02.04 | Домашние птицы |
05.04 – 09.04 | Весна |
12.04 – 16.04 | Продукты питания |
19.04 – 23.04 | Откуда хлеб пришел |
26.04 – 30.04 | Возвращение перелетных птиц |
04.05 – 07.05 | День Победы |
11.05 – 14.05 | Насекомые и пауки |
17.05 – 21.05 | Полевые цветы |
24.05 – 29.05 | Лето |
2.1.2. Индивидуальные планируемые результаты по освоению обучающимся содержания образовательных областей
Образователь-ная область | Индивидуальные планируемые результаты на 2021-2022 уч.год | Результат * | |
Первое полугодие | Конец года | ||
Социально-коммуникатив-ное развитие | Повысится уровень коммуникативного развития: начнет стремиться к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Повысится уровень игровой деятельности: в игре научится соблюдать элементарные правила, выполнять ролевые действия, создавать элементарный замысел игры. | ||
Познавательное развитие | Повысится объём устойчивой работоспособности. Повысится уровень операций внимания: переключаемости, распределения, концентрации. Повысится уровень операций мышления: сформируются навыки классификации, обобщения. Повысится познавательная активность, самоконтроль. Повысится уровень общей осведомленности ребенка о себе, расширятся представления об окружающем мире: будет знать свое полное имя и имена родителей, называть адрес проживания, детенышей названия птиц и некоторых животных, видов транспорта. Овладеет счетом в пределах 5, сформируется навык прямого и обратного счета, научится соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать предметы по количеству (больше, меньше, равно), решать элементарные арифметические задачи. Начнет ориентироваться в телесном пространстве, называть части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимать понятия напротив, рядом, под, над, около, между. Научится определять части суток, связывая их с режимными моментами, называть последовательность времен года. | ||
Речевое развитие | Повысится сила голоса, речевого выдоха. Будут поставлены шипящие и свистящие звуки, начнут автоматизироваться в речи. Научится различать звуки, подбирать слова на заданный звук, научится воспроизводить звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Начнёт понимать названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Начнёт понимать и отвечать на вопросы «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?». Расширится словарь антонимов и синонимов. Повысится уровень сформированности грамматического строя речи: начнёт правильно понимать и употреблять в предложениях предлоги, согласовывать числительные с существительными, местоимения с существительными. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Начнёт передавать в рисунке образы предметов, объектов, Закрепятся способы и приемы рисования различными Повысятся умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, в том числе мелкие детали. Научится вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам. | ||
Физическое развитие | Повысится уровень сформированности крупной моторики: освоит на элементарном уровне все основные виды движений. Станет принимать более активное участие в подвижных играх с правилами. |
* В столбце позже, по результатам промежуточной и итоговой диагностики, отмечаются реальные полученные результаты.
2.2. Коррекционная часть
Специалисты | Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Учитель-дефектолог Учитель-дефектолог Учитель-дефектолог Учитель-дефектолог | Не сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности | Формирование обобщенных понятий по лексическим темам. Накапливание представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка. Расширение, уточнение представлений детей об окружающем мире. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» , «Назови, что нарисовано» , «Кто заметит больше признаков» «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад), « Четвертый лишний», «Скажи наоборот» (подбор антонимов), «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия», «Чей, чья, чьи?»; Отгадывание загадок | Обогащать чувственный опыт ребенка, учить его быть внимательным к тому, что его окружает; в повседневной деятельности использовать словесные игры. |
Не сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах | Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах | Дидактические игры «Разложи фигуры», «Найди домик»,» «Принеси и покажи» «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор» «Сложи фигуру», «Сравни и подбери», «Что тебе дать?», «Геометрический коврик», «Закрой окошечко». | Помогать ребёнку соотносить предметы с геометрической формой (тарелка - круглая, колесо- круглое, огурец- овальный и т.д.) | |
Не сформированы знания о цветах и оттенках | Уточнение знаний и представлений о цветах и их оттенках | Дидактические игры: «Воздушные шары», «Спрячь зайчика», «Найди такой же и принеси», «Зажги фонарик!», «Катание шаров к флажку», «Кто скорее соберёт игрушки», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами», «Разноцветные бусы», «Помоги матрёшке найти свои игрушки», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди такой же цветок», «Загадочные пуговки», «Найди матрёшке ведёрко», «Цветное домино», «Какого цвета не стало», «Разложи карандаши по стаканчикам». | Группировать дома игрушки, предметы обихода, одежду и др. по цветам, фиксировать внимание на насыщенность цвета. | |
Не сформировано восприятие величины | Обучение сравнению предметов по длине; высоте; ширине; толщине. Накопление сенсорного опыта определения размера предметов. (длинный- короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый- тонкий). | Дидактические игры «Длинное - короткое», «Собери листочки», «Большие и маленькие листочки» «Назови листочек» «Веселые матрешки», «Сломанная лестница», «Сложи дощечки», «Палочки в ряд» | В домашних условиях закреплять сравнение предметов по величине, высоте, длине | |
Не сформированы пространственные представления | Закрепление умений ориентироваться на собственном теле (различать правую и левую стороны); обучение определению на себе различных сторон по образцу: вверх-вниз, влево-вправо, вперѐд-назад; развитие умений выделять по слову точного назначения предлогов: в, на, под, за, перед, между; обучение в определении расположения предметов от себя по образцу (впереди, сзади, перед, слева, справа, вверху, внизу); формирование способности ориентироваться на листе бумаги | Дидактические игры: «Вверху-внизу», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь», «Солнышко», «Скульптор», «Автогонки», «Найди игрушки». | Словесно обозначать путь движения с ребёнком домой, в дет. сад и т.д. (идём прямо- идём на верх- затем на лево- в низ и т.д.) За столом обращать внимание на нахождение приборов относительно себя и ребёнка и т.д. | |
Уточнение представлений и знаний о временах года, частях суток, днях недели | Дидактические игры: «Что за чем?», «Когда это бывает», «Наоборот», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Что было? Что будет?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Дни недели по порядку», «Назови соседей», «Какое слово подходит?» | Относительно частей суток, времён года, дней недели сделать схематические опорные знаки и разместить на видном месте, постоянно обращая внимание ребёнка на них. | ||
Не сформировано умение классифицировать предметы по одному признаку, обобщать и находить лишнее | Формирование умения сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие; обобщать и находить лишнее | «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Отгадывание небылиц», «Нелепицы», «Слова наоборот», «Разрезные картинки», «Подбери узор». | Закреплять умение сравнивать предметы, находить сходства и различия; классифицировать | |
Не знает и не дифференцирует цифры, не соотносит количество с цифрой | Формирование представлений о числах и цифрах, умения соотносить цифру с количеством | Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку», «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». | Закреплять образ цифры в домашних условиях (слепить из теста, пластилина), разместить числовой ряд в пределах десяти на холодильнике. | |
Не сформирован навык считать в прямом и обратном порядке | Формирование навыка прямого и обратного счета. | Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку», «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». | Закреплять навык счета в прямом и обратном порядке. | |
Не доступно решение элементарных примеров на сложение и вычитание | Формирование умения вычитать и складывать, решать простые задачи на сложение и вычитание. | Решение примеров и задач | Закреплять умение складывать и вычитать. | |
Не развиты графо-моторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету | Развитие умения закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш; умения обводить и штриховать фигуры. | «Трафареты», «Раскраски», «Штриховка» | Практиковать совместное разукрашивание, штриховки, обводки и т.д. | |
Воспитатели | Рисование Не умет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали. Не умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, движения фигур. Не знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами. Не умеет создавать на рисунке сюжетные композиции на темы окружающей жизни. Не умеет составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи,не знаком с их характерными элементами Лепка не умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.Не мо жет сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.Не умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты Не умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы и т.п. Аппликация Не умеет создавать изображения: разрезать бумагу на различные фигуры и создавать из них изображения или декоративные композиции. Не стремится создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. | Формировать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
Закреплять способы и приемы рисования различными Учить рисовать кистью разными способами. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Использовать усвоенные приемы лепки Создавать образы разных предметов и игрушек, состоящих из нескольких частей Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной | Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать их Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, Цветные карандаши, гуашь, акварель, Широкие линии — всем
. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять Лепить овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки. Передавать их характерные Ленточным способом. Пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, Стакан, ваза, цветок и др. | Практиковать совместную продуктивную деятельность по рекомендациям воспитателей для закрепления изобразительных навыков |
Педагог-психолог | Низкий уровень развития познавательной деятельности, высших психических функций, мыслительных операций | Развитие познавательных способностей и мыслительной деятельности | Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления: «Эталоны», «20 слов», «10 предметов», «Пиктограмма» «Переплетенные линии», «Кольца», «Самое непохожее», «Последовательные картинки» | Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития памяти», «Упражнения для коррекции и развития мышления», «Упражнения для коррекции и развития внимания» |
Несформированность пространственно-временных представлений, представлений об окружающем мире и социальной действительности | Формирование представлений об окружающем мире | Упражнения: «Оканчивание слов», «Найди лишнее», Определи понятие», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Комбинирование», «Пантомима» | Чтение детской литературы, обсуждение просмотренных передач | |
Нарушения в развитии эмоционально-волевой деятельности | Коррекция эмоциональных нарушений, смягчение эмоционального дискомфорта | Коллективные игры и упражнения: «Жмурки», «Домино», «Замри», «Клубочек», «Ворона» | Создание в семье эмоционально-благоприятного климата | |
Учитель-логопед | Произносительная сторона речи: Испытывает затруднения в выполнении артикуляционных упражнений Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична. Слабая пальчиковая моторика
Звуко-слоговая структура слова | Развитие слухового внимания и восприятия: Прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Продолжать формировать направленность к собеседнику Формирование подвижности органов речи Артикуляционная гимнастика. Формирование силы голоса, речевого выдоха. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях, предложениях. Развитие экспрессивной речи: умения различать их, подбирать слова на заданный звук Формирование слоговой структуры слов 1-7 типа по Четверушкиной, по методам Травкиной Ж.А. и Новиковой-Иванцовой Т.Н. | «Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка (Мерсибо), Мимическая гимнастика (Мерсибо), Дыхательная гимнастика. «Послушай-повтори», «Звуковая дорожка» «Повтори звуки», «Эхо», «Громко-тихо», «Половинки» «Назови ласково», «Живое-неживое», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…….» «Где спрятался котик? «Скажи, где гномик, зайчик, белочка, Карлсон?, «Что делает и где прячется мышонок? Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание). Развивающие речевые игры на сайте «Мерсибо» по всем компонентам речи | Совместные игры на развитие звукового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из начала слова. согласного при стечении «Подбери картинку» |
Лексико-грамматический строй речи. Затрудняется в подборе прилагательных к существительным. Затрудняется в назывании действий людей разных профессий, Употребляет односложные предложения, простые фразы. Словообразование | Развитие понимания речи Продолжать развивать понимания речи: Понимание конкретных слов и обиходных выражений; Понимание однословного предложения; понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»; Понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием; Накопление пассивного словаря. Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Расширение словаря антонимов, синонимов, качественных прилагательных, относительных и притяжательных Формирование грамматического строя речи. Формирование понимания и употребления предлогов. Согласование числительных с существительными, местоимения с существительными | «Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», "Чей хвост, чья морда?" «Из чего сделано?" "Назови детеныша", «Великан и гномик» «Один-много», «Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Сосчитай», «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что приготовим?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра», «Как улетают птицы?», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки». «Добавь слог», «Построй предложение», «Подбери слово», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик» «Построй предложение», «Цепочка слов», «Подбери слово», «Сложи букву», «Четвертый лишний», «Кто, что, где, куда», «Один-много», упражнение, «Чей, чья, чьи, чьё?», «Жадина», «2 – 5» | Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала, грамматического строя речи |
Примечание: музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре осуществляют индивидуальный дифференцированный подход к ребенку в условиях группового занятия (по содержанию основной общеобразовательной программы)
2.3 Воспитательная часть
Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребенком
Типы событийной проекции | В детском саду | В семье | |
Функциональная проекция | Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета | Родители используют: – условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием; – различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями | |
Ролевая проекция | Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения: – начинает игру с обозначения ролевого персонажа; – втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми; – подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль; –организовывает коммуникативные игры с другими детьми | Родителям предлагается использовать: художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор») | |
Пространственная проекция | Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.) | Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками | |
Ребёнок совместно с детьми группы | |||
Функциональная проекция | Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля») | - | |
Ролевая проекция | Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного. Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль), а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль). Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию | Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям | |
Пространственная проекция | Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета | Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками |
Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ и семье
Тип компетенции играющего | В детском саду | В семье |
Игра на физическую компетенцию | Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого: «Птички», «Пузырь», «Кот и мыши»). Игра с последовательными совместными действиями (катание шара по желобу) | – |
Игра на удачу | Лото, домино, гусек бессюжетного содержания. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры | Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки») |
2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса
Образовательная область | Ребенок |
Познавательное развитие | Основными специалистами являются учитель-дефектолог и педагог-психолог. При этом учитель-дефектолог руководит формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также формированием элементарных математических представлений. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, осуществляя индивидуальную работу с ребенком по закреплению знаний (на основе заданий учителя-дефектолога, для этого ведется тетрадь взаимодействия педагогов). |
Речевое развитие | Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. |
Социально-коммуникативное развитие | Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями. |
Художественно-эстетическое развитие | Работу ведут воспитатели и музыкальный руководитель. |
Физическое развитие | Работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении воспитателей и родителей дошкольников |
2.4. Взаимодействие с семьей ребенка
В условиях инклюзивной работы с обучающимся с ЗПР перед педагогами встают новые задачи по взаимодействию с его семьёй, т. к. родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что родители не знают закономерностей психического развития детей и дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Основные направления взаимодействия с семьёй | Содержание деятельности | Сроки | Ответств. |
Наглядно-информационное | - информационные листы о задачах образовательной деятельности на предстоящую неделю - создание памяток по вопросам коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР - переписка по электронной почте по текущим вопросам. | еженедельно сентябрь, декабрь, март, май постоянно | учитель-дефектолог, воспитатели учитель-дефектолог воспитатели |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники, мастер-классы, творческие выставки и т.п.)
| в соответствии с планом работы с родителями группы на текущий уч.год | воспитатели, муз.рук., инструктор по физ-ре |
Индивидуальное консультирование (родительский час) | - инд. консультации по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР, по гармонизации детско-родительских отношений | 2 раза в месяц: понедельник 1и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч. | педагог-психолог |
инд.консультации по речевому развитию ребенка | 1 раз в месяц: четверг 2 недели месяца, с 13 до 14 ч. | учитель-логопед |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Образовательная область, виды организованной деятельности | Кол- во ООД в неделю |
ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром (с предметным окружением, с социальным миром, миром природы) | 1 (д) 1 (д) |
ОО «Речевое развитие» Развитие речи Инд.корр.работа логопеда | 1 (л) 1(л) |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Лепка Аппликация Музыкальная деятельность | 2 (в) 0,5 (в) 0,5 (в) 2(м\р) |
ОО «Физическое развитие» Физическая культура Физическая культура на воздухе | 2 (и\ф) 1 (и\ф) |
Индивидуальные занятия с психологом | 2 |
Общее количество | 14 |
3.2. Режим дня
При организации режима учитываются сезонные особенности. В детском саду имеются два сезонных режима. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Основным принципом построения режима являются его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Климатические условия нашего региона ( дождливая и ветреная погода , резкий перепад температуры в течение дня) позволяют осуществлять утренний прием детей на улице только в теплое время года в период май (июнь) – сентябрь. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером в любое время года, кроме неблагоприятных условий, обозначенных в СаНПине. При плохой погоде длительность прогулки сокращается. Если дети не выходят на улицу, с ними организуется двигательная деятельность в предварительно проветренном групповом помещении или музыкальном зале, проводятся экскурсии по детскому саду. Структура прогулки, выбор игр зависят от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В режиме дня выделено время для индивидуальной коррекционной работы в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
Режим дня на холодный период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность, в т. утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
8.10.-8.20. | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.45 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности. | 8.45 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 - 10.00 |
Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд). | 10.20 -11.50 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность | 11.50 -12.15 |
Подготовка к обеду. Обед. | 12.15 -12.45 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.45 -15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры | 15.00 -15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.20 15.30 |
Подготовка к ООД. ООД. | 15.30 -15.55 |
Самостоятельная игровая деятельность | 15.55-17.20 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 17.20-17.40 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями. | 17.40-19.00 |
Режим дня на тёплый период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность .Утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.45 |
Самостоятельная игровая деятельность | 8.45 – 9.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры). | 9.10 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность | 11.50 -12.05 |
Подготовка к обеду. Обед. | 12.05 – 12.35 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.35 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.20 –15.30 |
Самостоятельная игровая деятельность | 15.30-17.20 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 17.20-17.40 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями. | 17.40-19.00 |
3.3. Циклограмма работы специалистов с обучающимся
Специалисты (ФИО) | формы работы | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
учитель-дефектолог | индивидуальная | 16.30. | 16.00. | |||
учитель-логопед | индивидуальная | 08.00 | - | 08.25 | - | - |
педагог-психолог | индивидуальная | 09.55 | - | - | 10.45 | - |
музыкальный руководитель | Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия | - | 8.50. | - | 8.50. | - |
Инструктор по физкультуре | Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия | 15.55. | 9.45. | |||
воспитатели | индивидуальная, по заданиям дефектолога и логопеда | 16.00 | 16.00 | 16.00 | 16.00 | 16.00 |
воспитатели | подгрупповая, индивидуальная | 16.45 обучение игре | 15.20 художеств. творчество (рисование) | 16.45 обучение игре | 15.20 художеств. творчество (рисование) | 15.20. художеств. творчество (лепка/ аппликация) |
3.4. Программно-методическое обеспечение
Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития /Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.
Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
Сандберг М.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.
Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
Борзова В.А, .Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия.- М, 2006.-141с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.
Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.
Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.
Игры в логопедической работе с детьми/под.ред. В.И.Селиверстова.-М, 1981.-192с.
Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
Катаева А.А, Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М, 1993.-191с.
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.
Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.
Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий/ под.ред. О.И. Бочкарева.-Волгоград, -128с.
Мелешкевич О, Эрц Ю. Особые дети введение в прикладной анализ поведения.-Самара, 2015.-208 с.
Микляева Н.В., Позова О.А, Родионова Ю.Н. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М, 2005.-112с.
Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М, 2014.-112с.
Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
3.5. Мониторинг результатов освоения АОП
Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется специалистами по протоколам обследования и воспитателями с опорой на карты педагогической диагностики.
Мониторинг для обучающегося проводится 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика ребенка с целью выявления соответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая скорректировать коррекционно-педагогическую деятельность. В апреле-мае с ребенком проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу учебного года.
Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях ППк ДОУ, принимаются решения по дальнейшим коррекционно0педагогическим действиям.
[1] Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате систематической и целенаправленной коррекции недостатков в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО Целевой1. Поясн...
Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ
Методические рекомендации по написанию АООП для ребенка с ОВЗ...
Пути реализации экологического воспитания АООП ДО слабовидящих детей и АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием, формируемой участниками образовательных отношений
Доклад к педсовету...
АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет
АООП для ребенка с ЗПР 6-7 лет...
АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...
АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).
АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....
АООП РАС ребенка 6-7 лет
АООП РАС ребенка 6-7 лет...