"Вкусная" артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии

 «Вкусная» артикуляционная гимнастика

 

     Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение речевых звуков. 

     Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил речевые звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения органов артикуляции точными.        Среди родителей бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное и порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Конечно, ребёнку быстро наскучат монотонные и не интересные упражнения, которые он должен делать сидя перед зеркалом. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, которые должны чётко выполняться по рекомендации логопеда,  Вам предлагаются нетрадиционные «вкусные» упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

      Уважаемые родители, не забывайте о том, что выполняя «вкусную» артикуляционную гимнастику, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Все упражнения выполняются в вашем присутствии!
  • Перед началом выполнения упражнений стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.
  • «Вкусные» упражнения лучше выполнять весело в игровой форме.
  • Наблюдайте за настроением ребёнка, если заметили, что его интерес угасает, то не настаивайте на продолжении. Лучше отвлекитесь на другое занятие, а в следующий раз предложите новое упражнение и закрепите предыдущее из «вкусной» гимнастики. 
  • Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.

image

Упражнения «вкусной» артикуляционной гимнастики.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку)  на языке,  языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

image

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

imageПерекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех,

сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

image

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

 

  • «Красивое печенье» Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

 

  • «Кто дальше?», «Попади в блюдце»

Сплевывание воздушной струёй с широкого кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д. Щёки не надувать!!!

 

 

  • «Тьфу»

На тарелке лежат кусочки пряника, печенья. Ребёнок губами берёт с тарелки кусочек, удерживает его между губ и сплёвывает обратно струёй воздуха. Щёки не надувать!!!

 

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды.  Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

 

  • «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, обратной стороной (ребристой) слегка массируем язык, щёки. Аккуратно, чтобы не повредить слизистую полости рта.

 

  • «Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

 

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».  Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её. «Эту чашечку, дружок,  Сделал ловкий язычок. 

Можно чай туда налить 

image

  • Упражнения с крупной бусинкой  (виноградиной, кусочком сыра)

image

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

  1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
  2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).
  3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".
  5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.
  6. Поймать бусинку   губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку  от щеки к щеке.
  7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

«Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать  Все правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно. 

Мы будем разговаривать 

И будем выговаривать 

Так правильно и внятно, 

Чтоб было всем понятно»

     Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной. Сладкую бусину, в качестве вознаграждения,  позволить съесть ребенку по окончании выполнения упражнений. В случаях проявления аллергии у ребенка рекомендуется использовать пластмассовую бусину.

       «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

image

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.

Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
  • удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
  • приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
  • поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
  • двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkusnaya_ag_2.docx245.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вкусная» артикуляционная гимнастика 

     Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение речевых звуков.  

     Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил речевые звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения органов артикуляции точными.        Среди родителей бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное и порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Конечно, ребёнку быстро наскучат монотонные и не интересные упражнения, которые он должен делать сидя перед зеркалом. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, которые должны чётко выполняться по рекомендации логопеда,  Вам предлагаются нетрадиционные «вкусные» упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

      Уважаемые родители, не забывайте о том, что выполняя «вкусную» артикуляционную гимнастику, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Все упражнения выполняются в вашем присутствии!
  • Перед началом выполнения упражнений стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.
  • «Вкусные» упражнения лучше выполнять весело в игровой форме.
  • Наблюдайте за настроением ребёнка, если заметили, что его интерес угасает, то не настаивайте на продолжении. Лучше отвлекитесь на другое занятие, а в следующий раз предложите новое упражнение и закрепите предыдущее из «вкусной» гимнастики.  
  • Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.

Упражнения «вкусной» артикуляционной гимнастики.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку)  на языке,  языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех,

сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

 

  • «Красивое печенье» Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

 

  • «Кто дальше?», «Попади в блюдце»

Сплевывание воздушной струёй с широкого кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д. Щёки не надувать!!!

 

 

  • «Тьфу»

На тарелке лежат кусочки пряника, печенья. Ребёнок губами берёт с тарелки кусочек, удерживает его между губ и сплёвывает обратно струёй воздуха. Щёки не надувать!!!

 

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды.  Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

 

  • «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, обратной стороной (ребристой) слегка массируем язык, щёки. Аккуратно, чтобы не повредить слизистую полости рта.

 

  • «Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

 

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».  Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её. «Эту чашечку, дружок,  Сделал ловкий язычок.  

Можно чай туда налить  

  • Упражнения с крупной бусинкой  (виноградиной, кусочком сыра)

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

  1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
  2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).
  3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".
  5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.
  6. Поймать бусинку   губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку  от щеки к щеке.
  7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

«Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать  Все правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно.  

Мы будем разговаривать  

И будем выговаривать  

Так правильно и внятно,  

Чтоб было всем понятно»

     Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной. Сладкую бусину, в качестве вознаграждения,  позволить съесть ребенку по окончании выполнения упражнений. В случаях проявления аллергии у ребенка рекомендуется использовать пластмассовую бусину.

                  «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.

Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
  • удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
  • приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
  • поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
  • двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...