Методическая разработка по обучению грамоте «Спасательный круг»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Белоносова

Актуальность.  Дошкольники логопедической группы испытывают затруднения при делении слов на слоги, т.к.  понятие  «слог» является для них абстракцией, а их слух ещё не полностью приспособлен для выделения слогов.

Для решения этой проблемы  мною была  разработано методическое пособие «Спасательный круг».

 

Цель: научить дошкольников с ОНР делить слова на слоги.

 

Задачи:

  1. Учить дошкольников правильно делить слова по слогам
  2.   Познакомить с правилом деления слов на слоги.
  3.  Повысить мотивацию детей к занятиям.

 

 Данное методическое пособие  было предназначено для детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности и используется  на занятиях по обучению грамоте.

 

Содержание работы

При выполнении звукового анализа слова с детьми уточняется, сколько всего звуков в слове, сколько согласных  звуков, сколько гласных. Слова можно разделить на части – слоги. Слог – это часть слова, которая ничего не обозначает.

 Я объясняю детям, что согласные звуки не умеют плавать, поэтому им нужен спасательный круг. А спасательный круг - это гласный звук. Например, в слове кот три звука:  один гласный и два согласных. Согласные не умеют плавать и могут утонуть, поэтому они хватаются за спасательный круг – гласный звук [o]. Значит, это слово нельзя разделить на слоги. Чертим прямую линию.

 Разделим по слогам слово кони.  Это слово состоит из четырех звуков: два гласных звука и два согласных.  Согласные плавать не умеют, хватаются за спасательные круги–   гасные звуки [о], [и].  Получается в этом слове два слога ко-ни. Чертим прямую линию, разделенную пополам.  Проверим: произнесем слово и поднесем тыльную сторону ладони к подбородку.

 Объясняю детям, что спасательный круг – гласный звук может плавать самостоятельно. Например, слово у-ха. Обращаю внимание  детей на то, что гласный звук образует слог.  Считаем  количество гласных звуков в слове и количество слогов. Подводим детей к выводу о том что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

  Наши воспитанники – дети нового поколения,  которым не интересны игрушки и  простые картинки.  Поэтому при реализации  данной методической разработки использовалась ИКТ – технология.

На мониторе компьютера представлены условные обозначения для проведения звуко – слогового анализа. Дети выполняли анализ слов вместе с педагогом, что позволило привлечь внимание дошкольников, повысить мотивацию к занятию.  

 Методическая разработка «Спасательный круг»  имеет практическую направленность, поскольку помогло нам  в решении поставленных задач:

 

  • дети научились правильно делить слова по слогам
  •   познакомились и усвоили  правило деления слов на слоги.
  • у детей  повысилась мотивация  к занятиям  

 Рекомендую данную методическую  разработку педагогам, родителям и специалистам, занимающимся с детьми подготовкой к обучению грамоте.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.pptx438.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка по обучению грамоте «Спасательный круг» Автор: Белоносова Т.М. учитель – логопед I кв.к .

Слайд 2

« Спасательный круг» Цель: научить дошкольников с ОНР делить слова на слоги. Задачи: учить дошкольников правильно делить слова по слогам познакомить с правилом деления слов на слоги. повысить мотивацию детей к занятиям .

Слайд 3

СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК ГЛАСНЫЙ ЗВУК

Слайд 4

Звуко – слоговой анализ слова К О Т

Слайд 5

Звуко – слоговой анализ слова К О Н И

Слайд 6

Звуко – слоговой анализ слова У Х А

Слайд 7

Правило Сколько в слове гласных, столько и слогов

Слайд 8

ИКТ - технология

Слайд 9

Результаты работы дети научились правильно делить слова по слогам познакомились и усвоили правило деления слов на слоги. повысилась мотивация детей к занятиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...