Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ
статья по логопедии

Бабченкова Оксана Алексеевна

 Созданная предметно-пространственная  среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

- развитие артикуляционной  и мелкой моторики, а также двигательной активности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_logopedicheskogo_kabineta.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной  среды логопедического кабинета ДОУ

 в условиях реализации  ФГОС (из опыта работы)

О.А. Бабченкова, учитель-логопед

В последние годы выявляется устойчивая тенденция в повышении численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  

     Созданная предметно-пространственная  среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

- развитие артикуляционной  и мелкой моторики, а также двигательной активности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Всё пространство кабинета условно разделено на рабочие зоны, которые доступны детям.

  1. Зона коррекции звукопроизношения. Зона оснащена логопедическими зондами для постановки звуков,  массажными зондами, зондозаменителями, электромассажерами для логопедического массажа «Z-Vibe», средствами для обработки рук и инструментов,   кварцевыми стерилизаторами, настенным зеркалом, лампой дневного света, логопедическими игрушками для проведения артикуляционной гимнастики.

       В зоне коррекции звукопроизношения размещаются методические пособия, артикуляционная гимнастика в картинках,  дидактический материал, картотека, игры  по автоматизации и дифференциации звуков.

  1. Зона развития речевого дыхания. Зона представлена картотекой  дыхательных упражнений; играми и игрушками для развития речевого дыхания: «Загони мяч в  ворота»,«Бабочки летят», «Задуй свечу», «Веселый ветерок», «Носовая флейта», «Летающий шарик», «Самолёт летит», «Весёлый паровозик»,   а также включает игрушки: мыльные пузыри, трубочки с легкими шариками, соломки для коктейля, дудочка, язычок-гудок с перьями.

       

  1. Сенсомоторная зона. Зона представлена столиком для развития мелкой моторики, включающим игры и игрушки для развития тактильных ощущений: конструктор магнитный, бусины, массажные шарики «Су-Джок»,  прищепки, мячи для массажа, счетные палочки. Также эта зона  оснащена разнообразными конструкторами, шнуровками, мозаиками, наборами мягкого конструктора, сенсомоторным кубом, пазлами  и т.д.

               

  1. Зона наглядно-методического сопровождения. Зона кабинета оснащена  систематизированным наглядно-демонстрационным  материалом  по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится  систематизированный  наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется  фонотека: кассеты  с аудиозаписями (релаксирующая музыка, голоса птиц, детские песенки, сказки и    др.); СD-диски с записью мелодий; DVD-диски «Трудные звуки»- автоматизация и дифференциация звуков,  «Веселая логоритмика»,  серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми,  видео-презентации по лексическим темам.             
  1. Информационная зона представлена «Уголком логопеда», расположенным   при входе в логопедический кабинет, где размещаются  консультационные материалы.                                                                                                       Также зона  представлена информационным стендом «Учись  говорить правильно» в раздевалке группы компенсирующей направленности, где размещены памятки для   родителей, консультации, игровые задания на развитие речевой моторики и т.д.
  2. Зона игрового сопровождения. Зона в достаточном количестве оснащена разнообразными игрушками: мячи, пирамиды, машинки, куклы, животные, игрушки для кукольного театра, резиновые игрушки, инструменты и т.д.                                 
  3. Рабочая  зона учителя-логопеда. Зона оснащена письменным столом, двумя стульями, персональным ноутбуком, микрофоном и колонками для  ноутбука, канцелярскими наборами, лотком для хранения документации, лампой настольной для дополнительного  освещения, настенными  полками.  
  4. Учебно-образовательная зона. Зона оснащена двумя учебными полукруглыми столами, стульчиками, настольными зеркалами, канцелярскими наборами, многофункциональной магнитно-маркерной доской с набором магнитных букв, настенной азбукой, «Говорящим букваренком», наборным полотном, а также настенными пособиями для подгрупповых занятий.         

        Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинете  обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы,  приемы и технологии  воздействия на речь ребенка.

      Обобщая  работу,  отмечаю, что  адаптивная предметно-пространственная  среда  логопедического кабинета создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности,  инициативности и активности.  

Список  использованной литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Нищева Н.В. Примерная  адаптированная основная образовательная  программа    для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет). - С-Пб.: Детство-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в условиях ФГОС

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной средеРазвивающая  предметно-пространственная  среда   логопедического кабинета:     1. Обеспечивает мак...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ....

Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ

При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета...