Использование речевых игр в семье как способ развития речи старших дошкольников с ОНР
консультация (старшая группа)

Конарева Лилия Игоревна

Консультация для родителей.

Обосновывается роль родителей в речевом развитии детей. Предлагаются конкретные игры, способствующие развитию речи дошкольников с речевыми нарушениями.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry_v_seme_2022.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР В СЕМЬЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой и фильмами, создают предпосылки надвигающейся языковой катастрофы. Кроме того, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, которые не могут самостоятельно овладеть речевыми нормами. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи.

В процессе преодоления речевых нарушений большую роль играют родители, поскольку могут не только закреплять умения, полученные на логопедических занятиях, но и самостоятельно способствовать речевому развитию дошкольников, подавая личный пример, беседуя с ними и т.д.

Один из способов развития речи ребенка с ОНР – речевые игры. Речевые игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес и помогают соревноваться между собой. В дошкольном возрасте дети способны запомнить то, что говорят и показывают взрослые, исправляют допущенные ошибки. Подражая взрослым, дети приобщаются к истокам народной культуры, добру, красоте, игре, экспериментированию и т.д. Весело играя, дети с желанием включаются в процесс обучения.

В речевые игры с детьми могут играть сами родители во время выполнения обычных дел (накрывая на стол, собираясь на улицу, по дороге в детский сад и т.д.), тем самым способствуя совершенствованию звукопроизношения, грамматического строя, обогащая словарь ребенка, развивая его связную речь и устанавливая с ним теплые, дружеские взаимоотношения.

Предлагаем игры, в которые вы можете играть со своим ребенком.

  • Скажи по-другому. Эта игра формирует умение подбирать слова-антонимы, обогащает словарный запас. Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет его противоположным по значению. (Сильный человек – слабый; Кислый лимон – сладкий и т.д.)
  • Магазин посуды. Игра помогает не только выучить названия посуды, но и образовывать наименования, а также подбирать слова-описания. Играть можно, накрывая на стол или убирая со стола. Продавец-мама отгадывает, что ребёнок просит. Например, «белая, круглая, глубокая» – мама-продавец даёт тарелку; «то, в чём лежит хлеб» - хлебница;«то, во что насыпали сахар» – сахарница.
  • Сорока-воровка. Игра учит согласованию местоимения и прилагательного с существительным в роде и числе (мой, моя, моё, мои). Играть можно во время одевания или во время уборки. Взрослый выносит вещи, которые как бы унесла сорока-воровка и спрашивает: «Чья шапка?», «Чьи носки?», «Чье пальто?» и т.д. Ребенок отвечает: «Моя шапка», «Мое пальто», «Мои носки» и т.д., «А этот шарф не мой, а папин или Машин».
  • Незнайка. Игра формирует умение воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, с целью уточнения значения слов. Для игры выбирается герой (игрушка), например, Незнайка, который каждый день говорит разные небылицы. Ребенок должен заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить. Например: «Собака мяукает. Собака сторожит дом. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. и т.д.

Дети обычно радуются, когда замечают ошибки и готовы их исправить.

  • Какой? Какая? Какое? Какие? Игра формирует умение подбирать определения к предмету, явлению. Можно играть по пути в детский сад: выбирается предмет и взрослый с ребенком по очереди называют его признаки. Например: Солнце – яркое, лучистое, горячее. Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной. Мяч – резиновый, круглый, синий, большой. Шапка – вязаная, теплая, зимняя, меховая, белая.
  • Я начну, а ты продолжи. Игра формирует умение находить слова, близкие по смыслу. Взрослый говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы. В шкафу висит чистая рубашка. Чистая …(свежая, негрязная, постиранная). Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

Таким образом, родители играют значимую роль в развитии речи детей с ОНР. Включение в общение с ребенком речевых игр способствует повышению эффективности коррекционной работы и качества речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Аванесова в.а. дидактические игры для дошкольников. - м. Просвещение, 2000. – 67 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. – 146 с.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000. – 72 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную ...

Сопровождение к презентации Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотво...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....