Коррекционное обучение воспитанников дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Хрустачёва Наталия Анатольевна

Практика работы учителя-логопеда позволила определить основные направления и технологии коррекционного обучения. Обеспечение условий личностного развития детей в ОО реализуется в основных направлениях: речевое внимание, понимание и потребность в речевом общении; речь и познавательные процессы; речевые средства общения; речь и детская деятельность, социально-личностное развитие. Использование психокоррекционных приемов облегчило детям выражение эмоциональных состояний, налаживание межличностных отношений детей. Подвижные игры, упражнения логопедической ритмики, действия под музыку способствовали сплоченности коллектива сверстников. Дидактические игры стимулировали речевые высказывания дошкольников, расширяя языковые возможности, что позволяло оперировать полученными языковыми умениями. Итогом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня явились изменения в их поведении: они стали увереннее, повысился положительный эмоциональный фон, возросла речевая активность детей, они научились контролировать и планировать свою деятельность, общаться по ходу деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хрустачева Н.А.,

учитель-логопед МБОУ СОШ № 15 дошкольное отделение

г.о. Коломна Московской области.

Коррекционное обучение воспитанников дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уникальностью, неповторимостью, индивидуальностью, соединяющий в себе природное и общественное начала. К вопросам организации личностного развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями обращались Г.А.Волкова, Н.С.Жукова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова, В.И.Селиверстов и другие исследователи, разрабатывающие психолингвистические и дидактические основы методики развития речевого общения детей, содержание и приемы коррекционно-педагогической работы. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики разработаны М.В.Богуславским, Е.В.Бондаревской, Л.Н.Галигузовой, С.Ю.Мещеряковой, Л.Н.Куликовой, Т.И.Кулыпиной, С.Д.Поляковой, И.С.Якиманской и др. Они служат основанием для определения условий педагогического обеспечения личностного развития детей в специализированной группе МБДОУ детского сада №31 «Жемчужинка», г.о. Коломна.

Известно, что ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для дошкольников с общим недоразвитием» речи I уровня, проявляются в недостаточной активности речевого общения детей, снижении мотивационно-потребностной сферы общения, трудностях реализации речевых средств, медленным усвоением языковых понятий, в отставании познавательных процессов, а также в отсутствии качественного своеобразия эмоциональных проявлений.

Установлено, что дети с общим недоразвитием речи существенно отличаются от нормально развивающихся сверстников по уровню развития коммуникативных навыков: снижена потребность в речевом общении, направленность на партнера, недостаточный объем речевой продукции, низкая личностная активность детей. Определено, что для детей с общим недоразвитием речи основными средствами для налаживания коммуникативных отношений являются невербальные. Нарушение речевого развития сопровождается отставанием в развитии ряда психических функций (цветового, предметного, геометрического гнозиса, конструктивного праксиса, двигательного развития). Обнаружена корреляция между уровнем коммуникативного развития и личностной активностью. Установлена прямая связь между показателями, следовательно, повышая личностную активность дошкольников, мы стимулируем коммуникативное развитие.

Практика работы учителя-логопеда позволила определить основные направления и технологии коррекционного обучения. Обеспечение условий личностного развития детей в ДОО реализуется в основных направлениях: речевое внимание, понимание и потребность в речевом общении; речь и познавательные процессы; речевые средства общения; речь и детская деятельность, социально-личностное развитие. Использование психокоррекционных приемов облегчило детям выражение эмоциональных состояний, налаживание межличностных отношений детей. Подвижные игры, упражнения логопедической ритмики, действия под музыку способствовали сплоченности коллектива сверстников. Дидактические игры стимулировали речевые высказывания дошкольников, расширяя языковые возможности, что позволяло оперировать полученными языковыми умениями. Итогом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня явились изменения в их поведении: они стали увереннее, повысился положительный эмоциональный фон, возросла речевая активность детей, они научились контролировать и планировать свою деятельность, общаться по ходу деятельности.

В процессе наблюдения за развитием детей и подбора методов и приемов, методик и технологий личностного развития детей, мы определили условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-логопедической работы:

- учет психофизиологических особенностей дошкольников;

- организация развивающей среды на основе взаимосвязи направлений коррекционно-педагогической работы;

- подбор заданий, упражнений с учетом индивидуально-типологических особенностей, структуры дефекта;

- обеспечение взаимодействия специалистов;

- привлечение родителей к выполнению индивидуальной программы;

- увеличение количества индивидуальных занятий с учетом усвоения программного материала.

Для каждой подгруппы детей установлены вариативные приемы работы в зависимости от развития коммуникативной, познавательной речевой и личностной активности детей, структуры речевого дефекта, при общей стратегии коррекционно-логопедической работы, которая включает реализацию всех направлений по отношению к двум подгруппам детей (с менее продуктивной динамикой и с положительной динамикой развития). Дифференциация использования речевого, игрового, дидактического материала реализовывается специальным подбором и дозировкой заданий, системой вопросов и поощрений. Усложнение заданий для детей в каждой подгруппе варьируется увеличением объема программного материала и действий с ним.

Основой психологической работы с проблемными в эмоциональном плане детьми является синтез методов группового психотренинга и творческого детского театра. Система методов психологического развития эмоциональной сферы является обучение ребенка созданию особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, а, тем самым, на характере его действий и поступков. Формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущения способствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает.

Занятия такого рода создают условия для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости внешним впечатлениям, без которых невозможно развитие и обучение. Однако эффект от упражнений будет максимален, если проводить их всякий раз немного иначе, по-новому. Например, можно завести специальную самодельную книгу-тетрадь со следующими главами: 1) вещи, которые я люблю; 2) люди, которых я люблю; 3) любимые книги, фильмы, мультфильмы; 4) любимые животные и птицы: 5) совершенные мною хорошие поступки; 6) дела, которые мне удается делать хорошо; 7) качества, которые мне особенно нравятся в людях; 8) любимые места, вкусная еда, приятные сны, мечты. Учитель-логопед перечисляет вслух умения, доступные детям, а дошкольники поднимают руки, когда считают, что они делают это хорошо. При этом называют умения наблюдать, внимательно слушать, правильно говорить, смеяться, терпеливо сидеть или стоять, долго ходить пешком, прыгать через веревочку, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть, аккуратно носить одежду, пометать взрослым, что-либо изображать, рисовать, лепить, учиться, читать, думать, радоваться красоте природы, дружить, совершать хорошие поступки. Эти упражнения помогают ребенку создать образ самого себя не только как умелого, сильного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологическое упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу: «Было бы хорошо сейчас... (закончить фразу). Я знаю, что могу сделать... (перечислить). Лучше всего мне удается... (перечислить). Я постараюсь изо всех сил... (что сделать?). Я готов сейчас же... (что сделать?). Я уже сегодня... (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно... (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов... (что хорошего сделать?). Я очень хочу для своих друзей... (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю... (что именно?). Лучше всего мне удается... (что сделать?). Меня очень радует... (что?). Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы... (что сделать хорошего?). Я уверен, что могу... (что сделать?). Я обязательно научусь в будущем... (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне... (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня... (за что?)».

Таким образом, мы отмечаем положительное влияние личностно-ориентированного обучения на обогащение и адекватность эмоциональных проявлений детей с недоразвитием речи, гармонизацию их личности. Результаты нашей работы расширяют представления о сложной структуре общего недоразвития речи и определяют возможности дальнейшего совершенствования логопедической работы по его преодолению на основе использования личностно-ориентированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...