ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии

В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ. 

     У дошкольников с речевой патологией такой, как общее недоразвитие речи отмечаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов. Наблюдаются затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.     Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением. Используют множественные лексические замены по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. А также наблюдается недостаточная сформированность связной речи. Это проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, в смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, в фрагментарности изложения, в нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.    У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания и мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

  Включение в  коррекционную деятельность элементов  « ЛИТОТЕРАПИИ» позволит сочетать работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

ЛИТОТЕРАПИЯ ( камнетерапия) - это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с « Светлячок» Смоленского района и Смоленской области

ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В. Кулаев

У прибоя возле скал

Вовка камешки искал.

Каждый камешек хорош:

Вот на солнышко похож,

Этот с синей полосой,

Тот вот с красной полосой,

Вот на рыбку, на кота!

Лучший выбрать – маета!

Мама смотрит – Вовки нет!

На песочке только след:

Вовка с сумкою идёт,

Снова камешки несет!

Но куда всё это нам?

Их ведь много по углам!

Камни в город мы везём,

Саквояж несём вдвоём!

                                                Составитель: учитель-логопед

                        Свистунова М.И.

      В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ. 

     У дошкольников с речевой патологией такой, как общее недоразвитие речи отмечаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов. Наблюдаются затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.     Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением. Используют множественные лексические замены по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. А также наблюдается недостаточная сформированность связной речи. Это проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, в смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, в фрагментарности изложения, в нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.    У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания и мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

  Включение в  коррекционную деятельность элементов  « ЛИТОТЕРАПИИ» позволит сочетать работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

ЛИТОТЕРАПИЯ ( камнетерапия) - это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

   Как показала практика, камни оказывают положительное терапевтическое воздействие на организм человека.

 Сегодня хочу поделиться материалом по применению элементов  « КАМНЕТЕРАПИИ» в своей работе.

 Основные полезные свойства камнетерапии:

- игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;

- развивается тактильная чувствительность;

- использование камней способствуют развитию речи и творческого воображения;

- манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации ;

- способствует снятию психоэмоционального напряжения.

- стимулируют речевую область в коре головного мозга;

- служат материалом для закрепления графического образа букв и.т.д.

     Данный метод: прост, доступен и требует минимальных затрат.

     Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь.

    Игры с камнями позволяют охватить  большой спектр  коррекционных задач - от дифференциации звуков до связной речи.

Примеры использования элементов камнетерапии учителем-   логопедом:

- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;

- в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);

- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

- пальчиковая гимнастика с элементами камнетерапии;

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМНЕЙ:

  1. Игра «Чудесный мешочек» - охарактеризовать камень наощупь

( Камень какой? – размер, форма, вес, цвет …)

  1. «Балансирующие камни» -  известная китайская игра, в которую могут играть дети младшего возраста. Задача - выстроить из плоских и гладких камешков  башенку как можно выше.
  2. Игра « Построй дом ( двор) для животных.
  3. Игра «Дорисуй картинку»   - имеется рисунок на песке половины предмета – (рыбки, елочки), вторую  половину дети выкладывают из камешков.
  4. «Укрась пластилиновую картинку» (например, аквариум, дорожки и т.п.).
  5.  «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков в  ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.
  6. «Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему.
  7. «Гирлянда». Выкладывание  последовательно камешками по заданному образцу,  обязательно соблюдение целостность гирлянды и периодичность рисунка, например, большой круглый, маленький овальный, маленький темный.
  8. Игра «Археолог»:  развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, развитие точности движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитие внимания.

     Описание: Педагог предлагает ребенку в сундучке, наполненный кристаллами, горохом, фасолью, пуговицами, камешками марблс, с закрытыми глазами найти «сокровища пиратов» (камешки марблс).

        Морские камни можно отлично раскрашивать акриловыми красками,     привлекать к этому детей.

1.Раскрасить камешки  в однотонные цвета и использовать их в качестве символов для составления рассказов: желтый камень- солнышко, синий- небо, ручей, зеленый- дерево и т.д.

2. Раскрасить камешки круглой формы в красный, синий, зеленый цвет и использовать их для звукового анализа слов.

3. Игра «Лифт» на дифференциацию 2 звуков. Камешки ребенок выкладывает двумя руками: например, звук «С» -светлые камешки левой рукой, звук «з» темные  правой рукой.

   Данные игры  используются   в индивидуальной работе с детьми в помещении,  в свободой деятельности , но обязательно под контролем - нужно помнить о технике безопасности.

    Таким образом, использование элементов  камнетерапии в работе с детьми с речевой патологией помогли в решении коррекционных задач. Используя в работе различные камни, кинетический песок, наблюдается положительная динамика в развитии самостоятельной речевой активности ребенка, зрительного и фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, тактильного восприятия, связной речи, а также творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда»....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»

laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...