Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дуленкова Валентина Кирилловна

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация

Тема: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда».

                                       «Дети должны жить в мире красоты, игры,              сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

                                                                                                    В.А.Сухомлинский.

Актуальность.За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

 Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность речи.

Само слово также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Слово вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

Сказка для ребёнка – это маленькая страна, полная ярких красок, чудес и впечатлений. Сказкотерапия это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности,  развития творческих способностей и речи.

Сказка - то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так , давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Музыкальное сопровождение поможет настроиться на сказку.

 Сказки гуляют по свету.

Сказки гуляют по свету                                                          
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах. 
А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кощея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся. 
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро! 
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится. 
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро! 
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!            

                                                                Автор музыки: Евгений Птичкин
                                                         
Автор стихов: Михаил Пляцковский 
Но всё ж побеждает Добро!
 
Сегодня я хочу вам представить несколько способов использования элементов сказкотерапии  в своей работе.

Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:img812

Сказки просят:

 - А сейчас

Вы друзья узнайте нас!

Отгадайте сказочные загадки.

  Загадки.

Его из теста испекла

Бабушка для деда,

Но на окошке не нашла,img204

Ушёл он до обеда (Колобок).

Что за домик у дорожки,

 Разноцветные окошки.

Звери в домике живут,img154

 Как же домик тот зовут? ( Теремок).

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_bdccab31ae5365d629b4a35261cc373b.jpg.jpg

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета...

Кто, скажи, девчушка эта?

          Знайте, этого плутишку

            Никому не обхитрить:
            Людоеда, словно мышку,
            Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_2b84a422d6d0a46ce34ffe01578d5655.jpg.jpg

Физминутки по сказкам.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
                 
Вот ее мы посадили (наклониться)
               
И водой ее полили (имитация движения)
               
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
               
А теперь ее потянем (имитация движения)
               
И из репы кашу сварим (имитация еды)
             
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная  семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться 
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

  Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
«Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».                             Песенка Снегурушки
                                                                     Сказка «Снегурушка и лиса»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
                                                                           Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                    Сказка «Маша и медведь»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
          Кот, петух, Жихарка.              Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
           Лиса, Журавль.                       Сказка «Лиса и журавль»

«Расскажи сказку по иллюстрациям»(мнемотаблице) (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для  творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в  знакомой сказке).

Дидактические игры

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;

Колобок и заяц

ИГРА  «Чьи слова?»

Задание: «Кто говорит эти слова?»:

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_e96e8fa669c3f43236c5e6263850e1f0.jpg.jpg

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_614423cafbe34a9c4b0278beb3df5a39.jpg.jpg


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_b244995d3959a5ffd446465393cdedaa.jpg.jpg

                                                     «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_dc39d4caf9a09de474119a6b7438628d.jpg.jpg


                                                      «Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_a2f23d486aee352b90f4bdc0f028d47e.jpg.jpg


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_9fb6b7cc3c62c6a63578cd71039f9d9f.jpg.jpg


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_e0ef94d5aeb95b0b271c5ecbf7218389.jpg.jpg


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_9156b4c475646a0945877686c0d0e3f6.jpg.jpg

"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_2fa10b69e96b09017ef7ced3367fb1f1.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_22808af37fae112d85b843070e574921.jpg.jpg


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка

                                             "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица

ИГРА .

«Отгадай сказку».

Задание: Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_2bafe37f01c6e7600a93df64242ebdf7.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_e0c7bb380ea92569dc7c72e3ab25c57b.jpg.jpg


                                                                    Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).

Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25605_2ac7385f018cfbf4a249589c0f62f394.jpg.jpg

Игра: «Путаница»

 Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Картинка артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения.

                                                                  « Любой из нас пришёл на свет на этот,

 Творить добро, надеяться, любить,                                                  

Смеяться, плакать,

                                                                  Но при всём при этом                  

 Должны мы научиться говорить»

                                               (С.А.Ахальцев).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее,  преодоление трудностей проходит легче.

 Артикуляционная гимнастика в форме логопедической сказки .

                                                            Если в сказку всем сердцем поверить,

                                         В мир волшебный откроются двери,( приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На летучем большом корабле,  («Чашечка»)

Или с бабой – Ягой на метле (движение языком по верхней губе)

И верхом на Коньке – Горбунке. («Лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар – Птице, («Качели»)

Можно на Колобке закатиться («Блинчики»)

Или ехать, как слон, на еже(«Пожевать язык»)

Вот, мы кажется в сказке уже.

 « Колобок»

 Тесто жмём, жмём, жмём (лёгкое прижимание языка губами).

После скалочку возьмём,

 Тесто раскатаем ( проталкивание языка между зубами).

Тесто мнём, мнём, мнём ( лёгкое покусывание языка).

Выпекать колобок в печку мы поставим.

                        (распластать язык на нижней губе).

1,2,3,4,5 – не пора ли вынимать.

                                   

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о язычке выполняются перед зеркалом.

  Сказка « Весёлый язычок».                                        

                                                                                           Язычок наш не скучает

В доме сказки сочиняет.

Он нам сказочку расскажет

                                                                                  И картинки все покажет.

Язык в ротике живёт

Никогда не устаёт.Часики

Любит он по утрам

Просыпаться по часам.

Тик – так, тик – так.

Ходят часики  - вот так!

Чистим зубки

По утрам он чистит зубки,

Любит песенки и шутки.

         А на завтрак ест блины.Чашечка

        Блин мы ели с наслажденьем,

           Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,вкусное варенье

Ротик нужно облизать

Вкусных мы блинов поели,C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\DSCF2279.jpg

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко помечтает.

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день,

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

                 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК

IMG_1104

« Тренируйте пальчики:

                                                  Станет рука сильной,

Головушка умной                                

  А речь красивой»  

                              ( С.И.Ерошкина) 

Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Цель пальчиковых игр.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию, согласованность движений обеих рук;

Формировать у детей чувство ритма, умение  согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Совершенствовать пространственные представления детей;

Развивать речь, внимание, мышление.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,

 развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,

также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,

что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,

 также можно нарисовать героев сказок на подушечках

 пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми

«Пальчики играют - речь развивают»

Вязаные поросята

куклы - поросятаПоросятки и волк

«Любимые сказки»

                                  (Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

                                      « Сказки на кончиках пальцев»

Сказка « Репка» в стихах.img151

Тянут, тянут бабка с дедкойmelkayamotorika

Из земли большую репку:

« Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собака Жучка,

Где же кошка, мышка – крошка.»

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка!

« Курочка Ряба»img153

Курочка Ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду.

 Били яичко баба и дед,

Но не смогли разбить на обед.

Мышка – норушка мимо бежала,

Яичко смахнула, оно и упало.

 Плакали горько баба и дед

Яйцо ведь разбилось, пропал их обед.

С тех пор уже Ряба бабе и деду

Несёт лишь простые яйца к обеду.

Сказка «Колобок»

Дед и баба дружно жили,img152

Колобка слепить решили.

На сметане был мешён,

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

От лисы уйти не смог,

Сел лисичке на носок. Вязаный теремок

Сказка « Теремок»

В чистом поле теремок – теремок,

Был не низок, не высок, не высок.

Звери разные в нём жили.

Жили дружно не тужили.

Там и мышка и лягушка,Теремочек

Рыжая лиса – подружка,

Зайка быстрый, серый волк,

В дружбе знали они толк.

Но набрёл на теремок, теремок

Мишка бурый, косолапый,

Раздавил он теремок, теремок,

Своей толстой, толстой лапой.

                                 Пальчиковая гимнастика « Поросята»

Жили – были поросятаimg455

Три весёлых дружных брата

Ниф – Наф – Нуф.

Скоро к нам придёт зима,

Надо строить нам дома

Ниф – Наф – Нуф.

                                               Младший братец из соломы

                                               Сделал стены, крышу дома

                                                Ниф – Наф – Нуф.

Средний прутья переплёл

Получился прочный дом

Ниф – Наф –Нуф.

                                             Старший строил из камней

                                             Поросят он всех умней,

                                             Ниф – Наф – Нуф.

Никакой на свете зверь,

Не откроет эту дверь,

Ниф – Наф – Нуф.

                                          Волк увидел крепкий дом

                                         И полез в трубу на нём

                                           Ниф – Наф – Нуф.

С кипятком в котёл упал,

В лес со страха убежал.

Ниф – Наф – Нуф.

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Сказка «Путешествие колобка»

Цель: развитие словообразования

Жил – был колобок румяный бок. Надоело колобку лежать на окошке. Спрыгнул он и по дороге покатился, а потом с горы скатился. Катился, катился колобок и в кабину закатился, на машине прокатился,

а дальше на пути речка, через мост перекатился и в лесочек укатился..
«Путешествие колобка»
http://s49.radikal.ru/i125/0812/02/0e83dcbd2c8a.png

Покатился                     Скатился

      Закатился                     Прокатился

Перекатился                Укатился

                   Колобок, колобок, колобок румяный бок.

По дороге          …         ,

http://statics.photodom.com/photos/2013/01/13/2534070.jpg?v=0

А потом с горы    …    .

http://fundmarket.ua/images/doc/kolobok-bf57a.jpg

http://www.brixbrum.ru/zamok/ris_zamok/08.gif

…       он в кабину,

                            …        на машине.http://trucks.autoreview.ru/new_site/trucks/archives/2004/n06/5_newkamaz/800/01.jpg

http://lol54.ru/uploads/posts/2009-02/thumbs/1235060959_1-37.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/160878850.706/0_91abb_51a912aa_XLhttp://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1612000/1611629-e93b17cac8a32cc3.gif

Через мост   …     ,                                                                              

                                                                   И в лесочек       …http://www.centralpark.ru/files/photos/gallery_6_240.jpghttp://www.failopomoika.com/forums/monthly_04_2007/user7408/post118033_img1.jpg

                           http://2x.by/engine/data/emoticons/44.gifhttp://attachments-blog.tut.by/2112/files/2008/12/kolobok.jpg

Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. 
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков.

 Цели работы: развитие связной речи, слухового внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, обогащение словарного запаса. Логопедические сказки являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.

Автоматизация звука (С)

DSC01669

                                                                                             

                   

  Стрекоза Соня

Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, села на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня отнесла сумку с семечками к большой сосне. В дупле большой сосны жила старая мудрая сова. А так как к сове ходили лечиться все лесные звери, то её дом – дупло так и назывался –

  • «Скорая помощь».Стрекоза Соня отнесла сумку с семечками к старой сове, надеясь, что из них можно приготовить лекарство. И верно, из семечек, которые принесла стрекоза Соня, сова смогла приготовить лекарство для слона и лисы.
  • Так стрекоза Соня помогла вылечиться лесным жителям.

Графическая схема (С)

                                                         DSC01670

                                     Автоматизация звука (Ш)

img147

                                                                                      Шмель Шуня 

Из дупла на прогулку вылетел шмель Шуня. Он захватил с собой воздушный шарик. Когда Шуня стал надувать шарик, то шарик наткнулся на шип шиповника и лопнул.

                                                        Тогда шмель горько заплакал.

  • Его услышала бабушка Шура, которая в это время на лужайке шила шмелю шорты. Она сказала: «Не плачь, Шуня, давай лучше мы с тобой попьём чаю и сыграем в шахматы». И шмель Шуня с бабушкой Шурой полетели на грушевое дерево, где   стоял стол с шахматами и чаем.

                                               «Цыплёнок Цып» звук ( Ц)

                                                                               Автоматизация звука (Ц)

Графическая схема (Ц)img205

img206

  « Сказка о дружбе» (автоматизация звука Р)

                                                            Сыр дружит с кефиром,

                                                            А сахар – с зефиром,

                                                            Кружка – с крышкой,

                                                            А жираф -  с мартышкой,

                                                            Перо дружит с вороной,

                                                           А король – с короной.

Сказки по обучению грамоте.
Цель:
- знакомят детей с гласными и согласными звуками, 
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух; 
-  закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут гласные звуки. В синем и зеленом дворце живут согласные звуки.

Учимся различать звуки по слуху
(твёрдые и мягкие)
Большой

Два самолёта мы с тобой-

Ты маленький. А я большой.

Большой гудит, большой ревёт.

Звук (Л –Л –Л) его в полёт зовёт.

Он твёрдо произносится

И в небо прямо просится.

А маленький гудит не так.

Он мягкий звук издать мастак:

( Ль –Ль –Ль) – звук несётся от него.

Взлетает тоже высоко!

 Игра «Большой и маленький»

img218

Различение слов близких по звуковому составу.

Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки

 (слова – друзья), похожие по звучанию».

Дидактическая сказка «Жили – были звуки»

Жили – были звуки. Но жили они не в доме , а в ротике. А вместе с ними жил вредный Змей Горыныч. Одни звуки он любил и свободно выпускал их гулять:

«а – а – а», «о – о- о», «у – у – у»и т.д. Эти звуки были очень весёлые и носили красные платьица. А на пути других звуков Змей строил разные преграды: то двери закрывал – «м-м-м»

 (двери – губы мешают звуку пройти), то к потолку прижимал – «Т»,заставлял шипеть «ш–ш –ш», свистеть «с – с –с».

То начинал бить хвостом звук «р – р – р». Этим звукам трудно пройти через рот и носили они синие платьица.

 img222img224

                                                     Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

  Голос участвует, голос поёт

                                                                          Звук получается гласный.

             img223

Спеть согласные бы рады,                                                                                                      

Но во рту одни преграды:

Шёпот, свист, жужжанье, рык.

Преподносит нам язык.                                              

                                                                           

Дружат гласный и согласный, образуя вместе слог

img226

                                                                               

Мычитjpg

                                                                                   Ставим рядом М и У

                                                                                   Замычит корова МУ

Друг за другом Г и А

Гусь гогочет ГА –ГА– ГА

                           «Сказка о человечках»».

Сказка

"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным - захотелось, "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,

"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,

С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Логопед вместе с детьми поет песню (например, «ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").

Игра: «Узнай букву»IMG_1111

Наши буквы испугались                                                                                                            И на остров перебрались,                  

Вы внимательно смотрите,

Буквы все вы назовите,

И стихи о них прочтите.

Дети читают стихи. С.Я.Маршака.

                                                       

Сказки, способствующие формированию связной речи 

Картинка к сказкеjpg

                                                                                                            Сказку любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказку можно почитать,

Но лучше в сказку поиграть!

Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок играет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.  

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте. 
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы.  К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари.  «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Для старших дошкольников доступной формой инсценировки является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.

 Задачи:

 - отрабатывать навыки поведения во время проведения мероприятий;

 - воспитывать дружеские взаимоотношения;

 - прививать интерес к народному творчеству.

Такой комплексный метод позволяет решать обучающие, воспитательные и коррекционные задачи.

Игры – инсценировки по мотивам сказок: «Теремок», «Три поросёнка»

SAM_6194IMG_1135IMG_1131

Чтобы сказки не обидеть,                     Прочитайте сказки детям!

 Надо их почаще видеть,                      Научите их любить.

Их читать и рисовать,                        Может быть, на этом свете

Их любить и в них играть.                Станет легче людям жить.

 

Итог. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие.

У детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Метод «Сказкотерапии» обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

4.Большова Т.В. Учимся по сказке/Т.В.Большова. СПб., Детство-Пресс,  2011.

5.Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

6.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной  работы. Москва, ЦГЛ, 2004.

7.Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикова Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Москва, ТЦ Сфера, 2010.

 

Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.

Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.

 Наша задача – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Комплекс мероприятий с родителями:

 1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

  2 Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».

 4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.

 Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.  «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить,

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

                                                                                                     ( А. Лесных)

 Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.

        В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.

        Желание читать и слушать у детей постоянное. Также родители покупают сказки домой, самые интересные потом приносят в детский сад для коллективного чтения.

        Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.

В наше время количество детей с нарушениями речи увеличивается, на это влияют множество факторов, среди которых социально-культурные условия в которых растут дети.Как начинающий педагог, я сталкиваюсь...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...

«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»

Сказка является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. Сегодня во многи...