«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
материал по логопедии
«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_skazkoterapii.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
В настоящее время, характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, количество детей имеющих речевые нарушения увеличивается, поэтому возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм, выбранных мною, является сказкотерапия.
Сказкотерапия — метод, известный давно, во все времена дети, да и многие взрослые любили, да и любят слушать сказки. Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития у него связной речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии, как я считаю, должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой:
⮚ Анализ сказок.
⮚ Рассказывание сказок
⮚ Постановка сказок
⮚ Сочинение сказок
⮚ Куклотерапия.
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:
⮚ вычленение слов из сказки с заданным звуком;
⮚ придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
⮚ подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
⮚ подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
⮚ придумывание нового названия сказки;
Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы:
⮚ составление предложений по опорным картинкам из сказок;
⮚ составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
⮚ упражнение "Закончи предложение" и т.д.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
В работе я так же использую методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии. Например артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – Язычок и герои мультфильмов, например артикуляционная гимнастика со смешариками. В работе со сказкой использую приёмы мнемотехники, компьютерную технологии.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ
1. Любознательный, активный.
2. Эмоционально отзывчивый.
3. Коммуникативно развит.
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
5. Уверенный в своих силах, инициативный, самостоятельный.
Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип педагогики – целостное развитие личности воспитанника.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.
Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.
Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.
Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
"Использование элементов техники изотерапии в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения"
Методические рекомендации...
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»....
Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В системе требований ФГОС для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ. У дошколь...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...