«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
материал по логопедии

Мефед Светлана Александровна

«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_skazkoterapii.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»

В настоящее время,  характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, количество детей имеющих речевые нарушения увеличивается, поэтому возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм, выбранных мною, является сказкотерапия.

Сказкотерапия — метод, известный давно, во все времена дети, да и многие взрослые любили, да и любят слушать сказки.  Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития у него связной речи.  

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии, как я считаю, должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой:

 Анализ сказок.

 Рассказывание сказок

 Постановка сказок

 Сочинение сказок

 Куклотерапия.

Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:

   вычленение слов из сказки с заданным звуком;

   придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

   подбор эпитетов к сказочному герою;  называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

   подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

   придумывание нового названия сказки;

  Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы:

   составление предложений по опорным картинкам из сказок;

   составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;  

   упражнение "Закончи предложение" и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

 В работе  я так же использую методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии.  Например артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – Язычок и герои мультфильмов, например артикуляционная гимнастика со смешариками. В работе со сказкой использую приёмы мнемотехники, компьютерную технологии.   

Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования,  воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ

1. Любознательный, активный.

2. Эмоционально отзывчивый.

3. Коммуникативно развит.

4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

5. Уверенный  в своих силах, инициативный, самостоятельный.

Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип педагогики – целостное развитие личности воспитанника.  

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша

 

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

 

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.

Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

 

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда»....

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ.      У дошколь...