Конспект занятия по развитию речи для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых. Задачи: Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, особенностях строения, вводя в активный словарь детей понятие «насекомые»; учить согласовывать числительные с существительными; закреплять употребление существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать относительные прилагательные; закреплять умение составлять сложные предложения с союзом «потому что», делить слово на части (слоги); продолжать анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей. Коррекционно-развивающие: активизировать развитие речи, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; воспитывать уважение и любовь к окружающему миру. Демонстрационный материал: сюжетная картина «Чудесная поляна», предметные картинки с изображением насекомых, карточки «Четвертый лишний», символы слов, схема трафарета со штриховкой. Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, «Волшебные лупы», игровое поле с фасолью, тетради, трафареты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx10.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

«Удивительные насекомые»

по лексической теме «Насекомые»

Цель: расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить и закрепить знания детей о насекомых, особенностях строения, вводя в активный словарь детей понятие «насекомые»;
  • учить согласовывать числительные с существительными;
  • закреплять употребление существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять умение составлять сложные предложения с союзом «потому что», делить слово на части (слоги);
  • продолжать анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
  • учить отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать развитие речи, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Чудесная поляна», предметные картинки с изображением насекомых, карточки «Четвертый лишний», символы слов, схема трафарета со штриховкой.

Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, «Волшебные лупы», игровое поле с фасолью, тетради, трафареты, простые карандаши.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков. Понюхайте их. Давайте прогуляемся по нашей полянке.

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте).

Мы на луг пойдем гулять (дети хлопают в ладоши).

Посмотри, среди цветов (разводят руки в стороны)

Бабочки порхают!

Разноцветные вокруг (взмахивают руками как крыльями)

Крылышки мелькают.

Только роза расцвела, (складывают ладони в виде лепестка)

Прилетела к ней пчела: «Ж-ж-ж» (выставляют указательный палец и вращают им)

Описав над полем круг, (указательным пальцем «рисуют» над головой круг)

Сел на травку майский жук. (правой рукой изображают летящего жука, для этого выставляют указательный и средний пальцы)

Заиграл в траве скрипач, (изображают игру на скрипке)

А потом помчался вскачь. (прыгают на месте)

Мы его узнали, кузнечиком назвали.

Логопед: Ребята, вспомните, кого мы с вами сейчас изображали. (Бабочку, пчелу, жука и кузнечика.) Как их можно назвать одним словом? Правильно, насекомые.

Упражнение «Найди место»

Логопед: Определите первый звук в названиях насекомых. (Жук – Ж, бабочка – Б, Пчела – П, Кузнечик – К.)

2 часть. Основная

Логопед: Ребята, а почему все эти живые существа получили название «насекомые»? (Ответы детей.) Да, у них есть насечки. Так же их тельце состоит из 3-х частей: голова, туловище и брюшко. На голове есть усики. У них есть 6 лапок. И почти у всех есть крылышки. Много разных насекомых мы с вами знаем. А еще знаем, что насекомые зимой прячутся в земле и в коре деревьев, а весной они просыпаются и выползают. Я вам предлагаю найти насекомых и назвать их.

Упражнение «Я нашел или нашла»

Я нашел(а) пчелу (стрекозу, комара, муравья, жука, бабочку, кузнечика).

Логопед: Посмотрите, как много насекомых мы нашли. А как передвигаются наши насекомые? Что они умеют делать? (Летать, ползать, жалить, кусать). А теперь с помощью волшебных луп мы их рассмотрим поближе и посчитаем, сколько же их на нашей полянке.

Игра «Волшебные лупы» (1,2,5)

На поляне один комар. На полянке пять бабочек…

Логопед: А теперь мы проверим, какие вы внимательные. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Упражнение «Кто лишний?»

1 вариант: Бабочка, комар, воробей, жук (Лишний воробей, потому что это птица. А бабочка, комар и жук – это насекомые.) Божья коровка, кузнечик, пчела, сом. (Сом – это рыба.) Муравей, клоп, стрекоза, собака. (Собака – это домашнее животное.)

2 вариант: Кузнечик-бабочка-муравей-паук (Лишний паук, потому что он не относится к насекомым). Бабочка-стрекоза-божья коровка-воробей (Лишний воробей, потому что воробей – это птица). Муравей-кузнечик-гусеница-бабочка (Лишняя бабочка, потому что она умеет летать, а остальные насекомые не умеют). Пчела-бабочка-стрекоза-гусеница (Лишняя гусеница, потому что она не умеет летать, а все остальные умеют летать). Божья коровка-муха-бабочка-пчела (Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а все остальные полезные).

Физкультминутка

Прилетела к нам вчера, (пружинка)

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелек, (руки в стороны)

И веселый мотылек. (вокруг себя)

Два жука (два хлопка)

И стрекоза, (руки в стороны)

Как фонарики глаза. (круговые движения кулачков на уровне глаз)

Приходили муравьи (шаг на месте)

И травинку принесли.

А паук на всех смотрел, («козырек»)

Сети плел и песни пел. («волна»)

Игра «Яркие цветы»

Логопед: На нашей поляне много цветов. Назовите их. (Мак, тюльпан, ромашки.) Посадите на мак тех насекомых, в названиях которых один слог; на тюльпан – тех, в названиях которых два слога; на ромашку – тех, в названиях которых три слога. Загадка Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Штриховка

Логопед: Посмотрите, к вам прилетела бабочка. Предлагаю вам ее сфотографировать и заштриховать.

3 часть. Заключительная

Логопед: Замечательно мы с вами прогулялись. Сколько много насекомых встретили. А теперь с помощью наших зарисовок, поделитесь со всеми, что нового вы узнали о насекомых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...