Технологическая карта занятия по грамоте. Звуки П и Пь. Буква П.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_zanyatiya_po_gramote_zvuki_p_i_p._bukva_p.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Филиппова И.Г.

Группа

старшая для детей с ТНР №...

Тема занятия

Звуки П, ПЬ, буква П.

Тип занятия

Фронтальное подгрупповое по формированию элементарных основ грамоты.

Используемые технологии

Игровая, здоровьесберегающая, информационная.

Цель занятия

Обучение дифференциации звуков [п], [п’] на слух и правильному обозначению их на письме.

Задачи

                                Образовательные области:

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Речевое развитие

- Развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать навык звукового анализа слов

Познавательное развитие

- Познакомить воспитанников  с буквой П;

- учить выделять согласный звук из состава слова;

- упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

- научить выкладывать букву из счётных палочек.

- Закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п'], представле ние о том, что согласные звуки обозначают синим или зелёным цветом.  

Социально-коммуникативное развитие

- Воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь;

- формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Физическое развитие

- Формировать двигательные умения и навыки;

- удовлетворить естественную потребность в движении.

Оборудование

Демонстрационная картинка пингвинят Пока и Пика; синий и зеленый квадрат – сигнальные карточки, чемоданы, машина, мышонок, мороженое, буква П стилизованная,  карточки со слогами для чтения.

Раздаточный материал: разрезные картинки, полоски для конструирования.

Речевой материал

Пок, Пик, суп, пастила, плов, лапша, пончики, пирожки, пельмени, пицца, пирог, петух, капуста, пирамидка, лопата, пистолет, укроп, кепка, джип.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

I Этап

Мотивации

Цель: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

5 мин

Словесный

метод. Прослушивание стихотворения.

Групповая

Л: Ребята, здравствуйте!

Меня зовут Ирина Геннадьевна. Я пришла к вам на занятие не одна. Послушайте стихотворение и скажите, кто со мной пришел к вам на занятие?

"Отыскавши возле льдины
Тихий уголок,
Жили - были два пингвина:
Пок и Пик.

Вместе ели, вместе пили
Пок и Пик.
Хорошо и дружно жили
Пок и Пик.

Как - то вышли на рыбалку
Пок и Пик.
Зашагали вперевалку
Пок и Пик.

Наловили себе рыбы
Пок и Пик.

И еще поймать могла бы
Пок и Пик.

Съели дружно все до крошки
Пок и Пик.

Кроме маленькой рыбешки,
Пок и Пик.

Чтобы жить все время дружно,
Пик и Пок".

Уступать друг другу нужно,
Пок и Пик.

(логопед прикрепляет на доске бумажных пингвинят)

Л: - Послушайте: П-п-пок. Какой звук вы слышите в начале имени пингвинёнка? Какой он твёрдый или мягкий?

Каким цветом мы обозначим твёрдый звук [п]? Правильно, и наш пингвинёнок в шарфе и шапочке синего цвета (логопед прикрепляет синий квадрат).

Л: - Послушайте: Пь-Пь-Пик. А какой звук вы слышите здесь в начале слова? Л: Какой это звук?

Л: Каким цветом мы обозначим мягкий звук [п’]? Правильно, и наш пингвинёнок в шарфе и шапочке зелёного цвета (логопед прикрепляет зелёный квадрат).

Дети слушают стихотворение.

Д: - Пингвинята Пок и Пик.

Д: - Согласный [п].

Твердый.

Д: - Синим.

Д: - Согласный [п’]. Мягкий.

Д: - Зелёным.

Внутренняя

мотивация на

деятельность.

Умеют давать характеристику звукам [п], [п’].

II. Этап Актуализации знаний

Цель: развитие фонематического слуха, развитие навыка звукового анализа слов.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

5 мин

Словесный

метод.

Метод демонстрации.

Индивидуальная, фронтальная

Л: Наши пингвинята решили приготовить себе обед. А что они приготовили, вы узнаете собрав разрезные картинки, которые лежат у вас на столах. Соберем предметы из кусочков. Достали все части картинок, положили на стол. Собираем. Кто соберёт, поднимает руку.

Л: - У вас получились предметы. Кто не узнал предмет, поднимите руку.

Л: - Внимание! Начинаем с первого стола, называем, что изображено и думаем, кто же из пингвинят мог это приготовить?

Вот, например, у меня - суп. Суп, звук п твёрдый, его приготовил ... Пок.

Л: - Проверяем что же приготовил Пок? Все вместе!

Л: - А теперь, что приготовил Пик?

Л: - Кто приготовил больше?

 

Дети собирают разрезные картинки

Д: - Это пюре, со звуком [п’], его приготовил Пик.

Дети проговаривают и распределяют слова.

Д: - Суп, пастила, плов, лапша, пончики.

Д: - Пельмени, пицца, пирог, пирожки.

Д: - Пок.

Закрепляют навыки четкого произношения звуков [п] и [п’]  в словах.

Словесный

метод.

Метод демонстрации.

Индивидуальная

Л: - Пообедали Пок и Пик и предлагают вам, ребята, поиграть с ними в игру. Внимание! Они будут называть слова со звуками [п] и [п’], а вы будете определять где стоит этот звук – в начале, в середине или в конце слова и ставить на это место фишку.

Слова: петух, капуста, пирамидка, лопата, пистолет, укроп, кепка, джип.

Слово "петух", звук [п’] в начале слова.

III. Этап

Физминутка

Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

Длитель

ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

2 мин

Практическая

Групповая

Логопед показывает движения.

Игра "Пенек - птица - погремушка".

Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – "пенек", машут руками - "птица", трясут рукой - "погремушка").

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

IV. Этап Объяснения (приобретения нового знания)

Цель: знакомство с буквой П, формирование навыка конструирования, развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

15 мин

Словесный

метод.

Метод демонстрации.

Индивидуальная, фронтальная

Л: - Пингвинята Пок и Пик хотят вас сегодня познакомить с буквой П.

Л: - На хоккее, на футболе

Буква П - ворота в поле (логопед прикрепляет на доску картинку)

Влез на букву озорник:

Он решил, что П - турник.

Л: - На какие предметы похожа буква П?

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.

П напоминает что-то?

Да, открытые ворота!

Л: - Скажите, пожалуйста, чтобы написать букву П, что мне пригодится: кружочки, палочки, полукруги, полоски?

Л: - Как вы думаете, из скольких элементов состоит буква П?

Л: Проверяю действительно ли 3 элемента нам потребуется, чтобы построить букву П (картинки на доске по элементам, целая, по направлениям).

Л: - Давайте нарисуем букву П в воздухе. Приготовили руку ту, которой вы пишите. Пальчик это мой карандаш. Приготовили – поставили пальчик пишем в воздухе и считаем элементы. Один, два, три.

Л: - Выложите у себя на столах из палочек букву П.

Л: - Открыли тетради. Посмотрели внимательно. Какой элемент я пропустила?

Л: Нужно букву полечить. Посмотрите как это сделаю я.

Л: Взяли простой карандаш. Лечим букву П.

Читаем вместе:

АП        ПА        А-ПА        ПАП

ОП        ПО        О-ПО        ПОП

УП        ПУ        У-ПУ        ПУП

ЭП        ПЭ        Э-ПЭ        ПЭП

ЫП        ПЫ        Ы-ПЫ        ПЫП

ИП        ПИ        И-ПИ        ПИП

АП – ПА

ИП – ПИ

ПЫ – ПЫ

УП - ПУ

ЫП – ПЫ

ПА – ПА

ОП – ПО

ЭП – ПЭ

ПУ - ПУ

ПИ – ПИ

Д: Мороженым.

Д: - На ворота в поле, на турник.

Д: Палочки.

Д: - Из трех.

Д: Первый.

Имеют навыки четкого произношения звуков П, Пь в слогах, словах.

Умеют выкладывать из палочек букву П.

Читают слоги с буквой П.

V. Этап

Итог занятия. Рефлексия

Цель: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

1 мин

Словесный

метод.

Фронтальная 

Л: Припомните слова со звуком [п] (держу руку, загибаю пальцы)                                                        [п’] (другая рука).

Какой одной буквой обозначаем звуки [п]  и [п’]?

Какую букву вы сегодня писали?

Из каких элементов состоит эта буква? На что похожа?

Сдаем тетради, идем в группу.

Дети называют слова.

Д: - Буквой П.

Д: - Буква П похожа на ворота в поле, на турник.

Осознание себя,

как участника

познавательного

процесса.

Учитель-логопед                                                     Филиппова И.Г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по грамоте «Звуки л,ль и буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л']; знакомство с буквой Л....

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"...

Занятие по грамоте «звуки [н], [н\'] и буква Н».

Тема НОД:  занятие по грамоте «звуки [н], [н'] и буква Н».Разработчик: Козлова Марина Григорьевна.Возрастная категория детей: 6-7 лет.Цель: познакомить детей с согласными звуками ...

Конспект занятия по грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» в подготовительной группе

Занятие по грамоте: "Звуки Р и Рь. Буква Р" в подготовительной группе детского сада...

Технологическая карта НОД по грамоте Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»

   Технологическая карта-конспект  подгрупповой логопедической НОД по грамоте  для детей 4-7 лет.Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»...

Разработка занятия "Обучение грамоте Звуки п,пь,и буква П"

laquo;Звуки П, Пь, буква П». Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение...

Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки».

Технологическая карта занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки»....