Занятие по грамоте «звуки [н], [н'] и буква Н».
план-конспект занятия по обучению грамоте

Козлова Марина Григорьевна

Тема НОД:  занятие по грамоте «звуки [н], [н'] и буква Н».

Разработчик: Козлова Марина Григорьевна.

Возрастная категория детей: 6-7 лет.

Цель: познакомить детей с согласными звуками [н], [н'],  буквами Н.

Задачи:

1.Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат , мелкую моторику пальцев руки, память.

2.Учить различать звуки Н и Н, составлять предложения из трех слов. Проводить звуковой анализ слова.

3.Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать в паре, доводить начатое дело до конца.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: предметные картинки для организационного момента.

Для проведения НОД:  раздаточный материал (комплект фишек, предметные  картинки, схемы, счетные палочки).

Предварительная работа:

Словесные, дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения на развитие фонематического слуха.

Формы организации совместной деятельности: беседа, дидактическая игра.

Проведение НОД:

Мотивация: - Воспитатель загадывает детям загадки, а отгадки (картинки) предлагает найти в группе.

Реализация видов деятельности:

1.Загадки.

-Я загадаю загадки , а вы отгадываете.

 

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет чёрный след.

(карандаш)

Он громаден и силен,

Не страшит его питон,

Не стыдится царь зверей

От него сбежать скорей!

( слон )

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Значит, это ....

(натюрморт)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой.

(небо)

Он в траве густой стрекочет,

Поиграть на скрипке хочет,

Как зеленый человечек,

В травке прыгает…

(кузнечик)

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

(сирень)

- Молодцы! Все загадки отгадали. А сейчас подойдите все к доске и посмотрите на эти картинки. Давайте посмотрим на первые три картинки, произнесем вслух и подумаем, какой звук встречается во всех этих словах чаще всего. (Звук [н])

- Правильно, ребята. Молодцы!

А сейчас посмотрите на следующие три картинки, давайте вслух произнесем слова и подумаем, какой звук встречается в этих словах .(Звук [н']).

- Молодцы!

- А теперь все проходят на свои места, у каждого на столе лежат картинки с нашими отгадками, снизу есть схемы, вам нужно определить где стоит звук, вначале, в середине или в конце и поставить точку в своей схеме.

2.Знакомство с буквой Н.

- Ребята, звуки н и нь, обозначаются буквой эН. Сегодня мы с вами познакомимся с заглавной и строчной буквой эН. Посмотрите, из скольки элементов состоит буква Н. (две большие палочки и одна маленькая). У вас на столе стоят тарелочки, в которых лежат разные предметы (счетные палочки, крышки, пуговицы).Попробуйте из них выложить букву Н (работа в парах).

 

3.Дидактмческая пауза.

 

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

 

4. Звуковой анализ слова «Нина».

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла. Зовут ее Нина. Давайте вместе скажем, как ее зовут. Её зовут Нина.

-Денис, скажи как зовут куклу?

У вас на столе лежат схемы, давайте составим слово «Нина» из фишек. У доске работать будет Алиса Г, а все остальные работаем на своих местах.

- Молодец, Алиса! Все правильно составила. А вы ребята правильно все сделали, проверьте у себя и у своего соседа.

5. Чтение слогов с буквой Н.

- А сейчас посмотрите на мою доску, на ней написаны слоги с согласный буквой Н. Давайте все вместе прочитаем.

А                                                    А

О                                                    О

У                                                    У

И      Н                                           И                        Н

Е                                                     Е

Ы                                                     Ы

Ю                                                    Ю

Ё                                                      Ё

 

 

6. Работа с предложением.

Дети составляют предложение из трех слов, со словом «Нина».Делят предложение на слова. Работа со схемами.

7.Подведение итогов.

- Итак, ребята, наше занятие подошло  к концу.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали на занятии.

- А сейчас, давайте поиграем в игру. Пойдет играть тот, кто назовет слово с твердым согласным звуком  Н…, мягким согласным звуком Нь.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД:  занятие по грамоте «звуки [н], [н'] и буква Н».

Разработчик: Козлова Марина Григорьевна.

Возрастная категория детей: 6-7 лет.

Время проведения: февраль 2019 года.

Цель: познакомить детей с согласными звуками [н], [н'],  буквами Н.

Задачи:

1.Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат , мелкую моторику пальцев руки, память.

2.Учить различать звуки Н и Н, составлять предложения из трех слов. Проводить звуковой анализ слова.

3.Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать в паре, доводить начатое дело до конца.

Организация образовательной среды:

Для мотивации к НОД: предметные картинки для организационного момента.

Для проведения НОД:  раздаточный материал (комплект фишек, предметные  картинки, схемы, счетные палочки).

Предварительная работа:

Словесные, дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения на развитие фонематического слуха.

Формы организации совместной деятельности: беседа, дидактическая игра.

Проведение НОД:

Мотивация: - Воспитатель загадывает детям загадки, а отгадки (картинки) предлагает найти в группе.

Реализация видов деятельности:

1.Загадки.

-Я загадаю загадки , а вы отгадываете.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет чёрный след.

(карандаш)

Он громаден и силен,

Не страшит его питон,

Не стыдится царь зверей

От него сбежать скорей!

( слон )

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Значит, это ....

(натюрморт)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой.

(небо)

Он в траве густой стрекочет,

Поиграть на скрипке хочет,

Как зеленый человечек,

В травке прыгает…

(кузнечик)

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

(сирень)

- Молодцы! Все загадки отгадали. А сейчас подойдите все к доске и посмотрите на эти картинки. Давайте посмотрим на первые три картинки, произнесем вслух и подумаем, какой звук встречается во всех этих словах чаще всего. (Звук [н])

- Правильно, ребята. Молодцы!

А сейчас посмотрите на следующие три картинки, давайте вслух произнесем слова и подумаем, какой звук встречается в этих словах .(Звук [н']).

- Молодцы!

- А теперь все проходят на свои места, у каждого на столе лежат картинки с нашими отгадками, снизу есть схемы, вам нужно определить где стоит звук, вначале, в середине или в конце и поставить точку в своей схеме.

2.Знакомство с буквой Н.

- Ребята, звуки н и нь, обозначаются буквой эН. Сегодня мы с вами познакомимся с заглавной и строчной буквой эН. Посмотрите, из скольки элементов состоит буква Н. (две большие палочки и одна маленькая). У вас на столе стоят тарелочки, в которых лежат разные предметы (счетные палочки, крышки, пуговицы).Попробуйте из них выложить букву Н (работа в парах).

3.Дидактмческая пауза.

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

4. Звуковой анализ слова «Нина».

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла. Зовут ее Нина. Давайте вместе скажем, как ее зовут. Её зовут Нина.

-Денис, скажи как зовут куклу?

У вас на столе лежат схемы, давайте составим слово «Нина» из фишек. У доске работать будет Алиса Г, а все остальные работаем на своих местах.

- Молодец, Алиса! Все правильно составила. А вы ребята правильно все сделали, проверьте у себя и у своего соседа.

5. Чтение слогов с буквой Н.

- А сейчас посмотрите на мою доску, на ней написаны слоги с согласный буквой Н. Давайте все вместе прочитаем.

А                                                    А

О                                                    О

У                                                    У

И      Н                                           И                        Н

Е                                                     Е

Ы                                                     Ы

Ю                                                    Ю

Ё                                                      Ё

6. Работа с предложением.

Дети составляют предложение из трех слов, со словом «Нина».Делят предложение на слова. Работа со схемами.

7.Подведение итогов.

- Итак, ребята, наше занятие подошло  к концу.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали на занятии.

- А сейчас, давайте поиграем в игру. Пойдет играть тот, кто назовет слово с твердым согласным звуком  Н…, мягким согласным звуком Нь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по грамоте «Звуки л,ль и буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л']; знакомство с буквой Л....

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"...

Конспект занятия по грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» в подготовительной группе

Занятие по грамоте: "Звуки Р и Рь. Буква Р" в подготовительной группе детского сада...

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л\']; буква Л» Логопедическое занятие

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л'];  знакомство  с буквой Л.Коррекционно-образовательные задачи:Систематизировать  знания  детей ...

Разработка занятия "Обучение грамоте Звуки п,пь,и буква П"

laquo;Звуки П, Пь, буква П». Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение...

Технологическая карта занятия по грамоте. Звуки П и Пь. Буква П.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...