Разработка занятия "Обучение грамоте Звуки п,пь,и буква П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Афанасьева Наталья Владимировна

«Звуки П, Пь, буква П». Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_g_plan_konspekt_obuchenie_gramote.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки п, пь и буква П.

 Подготовительная группа 

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале,в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков;

чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

Оборудование:  домик для  согласных звуков, буква П большая и маленькая, домики для гласных и согласных; мяч; картинки: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки, пчела, подушка, попугай, платье; игрушка-поросенок, письмо; полоски с буквами (П) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПИК,  КАП, КИТ, ПАПА.   Папа, кит! Кит, папа!

Ход занятия.

1. Садятся на места дети, назвавшие первый звук в словах: погремушка, попугай, панама, паста, поросенок, площадь.

2. Знакомство со звуком "П".

Педагог объявляет, что на занятии дети будут выделять звук п в словах и соединять его с другими звуками.

Когда произносится звук п, воздух встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы его произносим? (Губами).

На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышатся звуки [п] и [п’]; предлагаются загадки об этих предметах.

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

3. Игра «Измени слово». Игра с мячом.

Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки.

Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток, лавка (значение некоторых слов уточняется).

4. Определение позиции звука п в словах.

На доске картинки. В названиях изображенных предметов звук п слышится в начале, в середине или в конце: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки и пр.

Расставляя картинки в ряд по 4, педагог просит детей выбрать одно слово, позиция звука п в котором отличается от остальных. Например: павлин, пароход, панама, серп (упражнение проводится 3-4 раза на материале различных слов). Полоска с наложенной на нее буквой помогает зрительно закрепить представление детей о позиции звука п, а так же «обосновать» выбор «лишнего» слова.

5.  Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

6. Выбор слов со звуком п из стихотворения:

От плача наш Антип охрип,

Но у него не корь, не грипп

И не болит молочный зуб –

Не ест Антип молочный суп.

В выбранных детьми словах уточняется позиция звука п.

7. Различение звуков [п - пь] по твёрдости - мягкости.
- К нам хочет приехать гость. Угадайте кто:"Впереди пятачок, сзади розовый крючок, посередине спинка, а на ней щетинка". (Поросёнок).
- Его зовут Пик. Какой первый звук в кличке?( [пь])
- У него есть братья Пок и Пак. Какой первый звук в их кличках? ([п]).


8.  
Игра "Твёрдый и мягкий". (Синие и зелёные светофорчики)
ПЫЛЬ, ПЕЧКА, ПОЛКА, ПЕСНЯ, ПАЛКА, ПЕРЕЦ, ПИР, ПОЧТА, ПИСЬМО, ПЕРЕЦ


9.
 Произнесение звуков [п - пь] в слогах. Анализ и синтез слогов ап,уп; слов Пик, Пак.
Дразнилки: па - по - пу, пу - па - пы, ап - уп - ип
Какой слог лишний? (па - пу - пи - ка)

10. Произнесение зв. [п - пь] в чистоговорках.
- У поросят есть попугаи. Чем угостим попугаев? (Крупой, апельсинами)
Пу - пу - пу, попугай клюёт ...(крупу).
Па - па - па, на пол сыплется ... (крупа).
Пы - пы - пы, больше нет у нас ... (крупы).

11. Игра «Исправь ошибки».

  Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.

Все уселись мы на песенку…(лесенку),

И поем мы дружно лесенку…(песенку).

Я нажимаю на медали…(педали),

Чтоб первым получить педали…(медали).

Далеко идти мне пень…(лень),

Лучше сяду я на лень…(пень).

Лечит от болезней пекарь…(лекарь),

Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).

9.Итог. Оценка деятельности детей.

Физкультминутка.

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали

А это – буква П.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Чтение слогов, слов и предложений: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПИК,  КАП, КИТ, ПАПА.   Папа, кит! Кит, папа!

Анализ предложений. Написать букву и слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

занятие по обучению грамоте "Звук Н,НЬ и буква Н"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе,тема "Звук Н,НЬ и буква Н"Цель занятия:познакомить со звуками Н и НЬ.Задачи:Развивать связанную речь.артикуляционный аппарат,мелкую мотроику пальц...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Занятие по грамоте «Звуки л,ль и буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л']; знакомство с буквой Л....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....