Логопедический проект "Использование кейс-технологи для развития связной речи детей с ОНР"
проект по логопедии (средняя группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Логопедический проект "Использование кейс-технологии для развития связной речи детей с ОНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

   

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru 

         

Проект

Учителя-логопеда

МАДОУ №322 «Морозко»

 «Использование кейс технологии

для развития связной речи детей с ОНР»

2022 – 2023гг

1. Проект направлен:

 - На развитие способности увидеть и проанализировать различные проблемы. Найти пути решения этих проблем, на развитие умения работать с информацией с использованием кейс технологии.

- На развитие умения работать в группе, внимательно слушать говорящего, предлагать практические варианты решения ситуации.

Что такое кейс и как его использовать?

Кейс-технология – это интерактивная технология для коллективного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы), социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение), коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать), умственные, сенсорные и речевые способности.

Название кейс технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была применена в Гарвардском университете бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

2. Основная проблема:

 В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед педагогом встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.   Необходима такая организация образовательного процесса, где познавательная активность дошкольника выступает как средство исследовательской деятельности, формирует «инструмент мышления».

Таким образом, одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейс технология – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить логопеду возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

3. Актуальность темы:

Решение современных задач дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС ДО требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов.

Кейс технология – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на образовательном воздействии путем решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к игровым имитационным активным методам.

В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умеют соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умеют принимать помощь.

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрациикейс-фото.

 Технология кейс-фото актуальна, поскольку даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В фото – кейс входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос, содержащий мотивацию для решения проблемы.

Применяя данную технологию рекомендую соблюдать следующие этапы:

- 1этап: на подготовительном этапе происходит знакомство детей с ситуацией (фотографией), фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.

- 2 этап: совместно выделяем проблему, определяем целевую установку. Воспитанники самостоятельно осознают цель поиска.

- 3 этап: активизируем внимание детей при помощи наводящих вопросов, поддерживаем эмоциональный опыт детей, координируем работу во время поисковой деятельности воспитанников.

- 4 этап: (анализ принятия решения), составляем план действий, ребята демонстрируют умение логически рассуждать.

- 5 этап: (оценочно-рефлексивный) воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Данная технология используется как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс- иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Цель проекта:

Внедрение в образовательное пространство кейс-технологию, основанную на использовании активных методов организации детской деятельности (обучения).

Задачи проекта:

           1.Внедрить и активно использовать инновационную кейс-  технологию среди участников образовательного процесса.

           2.Развивать познавательную активность дошкольников, умение анализировать, вести дискуссию через организацию совместной деятельности взрослых и детей с помощью технологии кейс.

3.Использовать активные методы обучения, основанные на практической направленности, интерактивности, диалоге, на использовании знаний и опыта.

            4.Формировать в детях навыки сотрудничества, проявления инициативы, партнёрский стиль взаимоотношений взрослых и детей.

            5. Повышать профессиональную компетенцию педагогических кадров, овладение новыми педагогическими технологиями.

Новизна проекта: уникальность данной технологии в работе с детьми состоит  в том, что для достижения цели и задач происходит объединение  модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение – альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен сам учиться, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.   Кейс – технология позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Новизна обеспечивается сочетанием элементов: интерактивность, активные методы обучения, вовлечения родителей, игра.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

 1 год (с 01.09.2022 по 01.09.2023)

Участники проекта:

Учителя-логопеды, воспитатели, воспитанники.

Типовые особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Использование кейса в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Этапы реализации проекта: (2022-2023 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный (октябрь 2022.)

2 этап - практический, основной

(ноябрь 2022 – май 2023г.)

3 этап – итоговый (май 2023г.)        

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

Ожидаемый результат

I этап

подготовительный: октябрь 2022года.

Знакомство с кейс-методом и методикой его применения

Разработка механизма внедрения кейс-  технологии.

Знакомство с обучающими семинарами, мастер-классами Подготовка технического и методического оснащения проекта (подбор кейс сюжетов, разработка кейс-ситуаций и материалов кейса)

Включение кейс технологий в НОД

Вовлечение   детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации на основе кейс технологии.

II этап

Практический, основной: ноябрь-май

2022-2023 гг.

Кейс как педагогическая технология. Знакомство и внедрение кейс технологий в образовательный маршрут.

Консультация для воспитателей «Кейс технология в работе педагога ДОУ»

Январь

Мастер – класс для воспитателей

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ.

Подготовка информации о особенностях кейс технологии (буклет)

В течение года

Подбор материалов для решения, поиск иллюстраций и наглядности для формулирования решений проигрывание ситуаций.

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков.

Создание  кейсов  по темам в соответствие с календарно тематическим планированием на год.

Системное решение детьми с педагогом проблемных "кейсов". 

Актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Развитие способности детей научиться  работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение;

Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс - технологии.

Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

III этап

аналитический:

май 2023 г.

Анализ результатов работы по внедрению технологии кейс в организацию образовательной деятельности.

Презентация на тему «Кейс- технология для развития связной речи детей с ОНР»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание условий, стимулирующих работать с информацией, размышлять, прорабатывать различные проблемы, находить их решение основе кейс технологии.

  1. Повышение у детей познавательной активности, развитие аналитических умений, речевых способностей.

  1. Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы, партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.

  1. Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования кейс.
  2. Использование в образовательном процессе активных методов обучения организации детской деятельности.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе Кейс технологии.

2.Создание кейсов по запланированным темам.

3. Презентация для педагогов ДОУ «Кейс- технология для развития связной речи детей с ОНР»

Приложение

Фрагменты занятий с использованием кейс-технологии

C:\Users\scheg\YandexDisk\Скриншоты\2024-03-24_13-49-10.png

C:\Users\scheg\YandexDisk\Скриншоты\2024-03-24_13-52-06.png

C:\Users\scheg\YandexDisk\Скриншоты\2024-03-24_13-53-12.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №322 «Морозко» Использование кейс технологии для развития связной речи у детей с ОНР Учитель-логопед группы №10: Щеглюк Татьяна Владимировна

Слайд 2

Сasus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация Сase (от английского) – портфель , чемоданчик с правка М етод кейс технологии - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Слайд 3

К ейс - технологии – общее название технологий обучения, представляющих собой методы изучения, анализа ситуаций или ситуационных задач. К ейс - технологии – это способ коллективного обучения детей, где им предоставляется возможность взаимно обменяться информацией, попробовать самостоятельно увидеть и решить проблему или найти выход из представленной ситуации (в т. ч. на основе анализа и синтеза информации).

Слайд 4

О сновные цели кейс технологии : 1. Совместными усилиями группы проанализировать ситуацию. 2. Предложить практические варианты решения ситуации. 3. Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Слайд 5

Что положить в кейс? Фото Иллюстрация Картинка Сюжет которых отражает какую - либо проблему или ситуацию, случай, историю.

Слайд 6

Требования к кейсу 1. С оответствовать четко поставленной цели. 2. И ллюстрировать типичные ситуации реальной жизни; 3. Быть актуальным; 4. Развивать аналитическое мышление; 5. И меть соответствующий уровень трудности ; 6. Провоцировать дискуссию; 7. И меть несколько решений.

Слайд 7

Сборник кейс технологий для развития связной речи в средней группе ДОУ

Слайд 8

Кто Проблема Решение Результат

Слайд 9

П рименение кейс технологии

Слайд 10

П омощники в кейс технологии

Слайд 11

В процессе освоения кеЙс технологий дети учатся: Анализировать, представлять свой взгляд на ситуацию. Доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии; принимать помощь. В ести диалог со взрослыми и сверстниками; Оценивать ситуацию, учатся слушать и поддерживать мнение других детей

Слайд 13

С пасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\кейс картинки\7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ "Магазин одежды" по развитию связной речи детей в средней группе.

Открытое логопедическое  занятие с  использованием ИКТ  «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе было проведено после проекта, длившегося 4 недели. Я пресле...

Конспект открытого логопедического занятия «Посещение кафе «Сладкоежка» по развитию связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение активного словаря детей словами: сироп, меню, официант. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; согласован...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР в группе комбинированного вида (3 ступень, 2 год обучения)

В конспекте представлен материал по составлению сравнительного описательного рассказа о  деревьях по плану-схеме, составленному в рисунках детей. В предварительной работе дети обследовали реальны...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...