Игры на математическом планшете в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (средняя группа)

Осипова Маргарита Алексеевна

В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных игр для дошкольников, одной из которых, является учебно-игровое пособие "Математический планшет", выпускаемое ООО "Корвет". Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук - все, что необходимо для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры на математическом планшете22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на математическом планшете в работе учителя-логопеда.

М.А. Осипова, учитель-логопед,

ГБДОУ детский сад № 32

Комбинированного вида

Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и

индивидуальным особенностям.

ГБДОУ детский сад № 32 посещают воспитанники с тяжелыми нарушениями речи. Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, - это исправление речевой патологии и полноценная подготовка детей к школе. Для их выполнения коллектив ГБДОУ, использует новейшие педагогические методики и технологии.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, одной из которых, является учебно-игровое пособие «Математический планшет», выпускаемое ООО «Корвет».

Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей с ОНР.

Дети полюбили эту игру за оригинальность, мобильность в работе, простоту. Они с удовольствием играют в разные игры на математическом планшете. Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально.

В книжке-инструкции приводится много интересных заданий. Вместе с ребенком можно изобрести свои собственные развивающие игры, а также найти новые решения предложенных задач.

Варианты игр

С детьми 4-7 лет:

- Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например: снежинка, цветочек, кораблик).

- «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу, круг в яблоко, прямоугольник в трамвай и др.

- Научить детей «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

- Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резинками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.

- Сочиняем сказки в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком (например, как лесные жители учились кататься на велосипеде).

- Придумывание новых поворотов событий для знакомых сказок, дополнение их интересными эпизодами. На одном из занятий дети подружили Колобка с Лисицей. Лисица поняла, что Колобок может быть хорошим другом и пригласила его путешествовать. Дети нарисовали резинками самолет, на котором Лиса и Колобок вместе улетели на море отдыхать. На другом занятии все радовались нарисованному на планшете теремку, где всем героям сказки радостно и удобно. Дети придумали новый конец авторской сказки (Шарля Перро) «Красная Шапочка».

- Знакомимся с понятием «система координат». Проводятся слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось?

Играем со звуками, словами и фразами.

Например: «Мы учим звук С» Дети рисуют резинками на математическом планшете (стол, самолет, сковородку, лису, стул, снеговик, самосвал, сову) и затем проговаривают чистоговорку, объединив планшеты.

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Стул, снеговик, самосвал и сова.

Я называю слоги, слова.

Игра: «Что с чем рядом?», «Где слышим звук?» Дети рисуют резинками на математическом планшете и проговаривают слова. Затем определяют место звука в слове.

- Рядом с лисой слон и собака

- Рядом с ласточкой гусь и сова.

- Рядом с автобусом, самосвал и самолет.

Грамота на математическом планшете.

- «Покажи правильную букву» и нарисуй резинками на математическом планшете.

- Дети изображают символы гласных звуков на математическом планшете.

- «Внимательные глазки» (найди «зашумленные буквы» на математическом планшете)

- Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов цветными кружочками на математическом планшете.

- Ребусы на математическом планшете.

Это уникальное учебно-игровое пособие применяется на коррекционных занятиях для дифференциации звуков речи. Мы разучиваем с детьми загадки, скороговорки, стихи, считалки, многие берем из сборника Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников «Большая книга логопедических игр».

Составлена картотека схем по изучаемым лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Транспорт», «Животные», «Посуда», «Мебель», «Птицы», «Инструменты», «Времена года», «Рыбы», «Насекомые». К ним подобраны загадки. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь.

Это лишь примеры возможных заданий. Самостоятельно, вместе с детьми, можно придумать еще больше занимательных игр.

В условиях семейного воспитания планшет позволяет организовать совместное сотрудничество взрослого и ребенка.

В помощь педагогам и родителям выпущен альбом «Лото на математическом планшете», как один из вариантов изучения лексических тем. Игровой материал в ЛОТО – изображения предметов рукотворного мира, объединены в соответствии с лексическими темами: «Одежда», «Посуда», «Бытовая техника», «Мебель», «Обувь», «Инструменты». По каждой теме даны тематические карты с рисунками предметов и 6 карточек-схем. Для игры необходимо поле математического планшета с резинками. В лото можно играть всей семьей, в группе детского сада, с друзьями, может играть и один ребенок.

Проводятся совместные мероприятия для детей и родителей с использованием математического планшета (например, логопедический досуг «Играем и учимся вместе», «Путешествие по сказкам»). Взрослые, играя вместе с детьми, тоже увлечены рисованием резинками.

«Математический планшет» – многофункциональное учебно-игровое пособие, незаменимое в коррекционной работе по преодолению у детей тяжелых нарушений речи. Игры с планшетом и рисование резинками способствуют развитию воображения, восприятия, мелкой пальцевой моторики рук, совершенствуют психические процессы, обогащают словарный запас детей, развивают связную речь ребенка. С интересом проходит автоматизация и дифференциация звуков речи.

Список литературы:

  1. Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников «Большая книга логопедических игр» - М.: ООО «Издательство Астрель», 2010
  2. Б.Б. Финкельштейн. Математический планшет. Математика, геометрия, развитие речи. Учебно-игровое пособие. – СПб.: ООО «Корвет», 2015
  3. З.М. Потапова, Б.Б. Финкельштейн Рабочая тетрадь № 1, № 2. «Учусь читать» (Грамота на математическом планшете) - СПб.: ООО «Корвет»
  4. А. Левина «Обучаемся Грамоте» (Полный курс подготовки к школе) - М.: ОЛМА-ПРЕС Экслибрис, 2003
  5. Финкельштейн Б.Б., Приходько Т.А. ЛОТО на математическом планшете. Возраст: 4-8 лет - СПб.: ООО «Корвет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Консультация "Игра – важнейшее направление в коррекционной работе учителя-логопеда".

Из данной консультации   можно узнать, что  игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и ф...

Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...

Игры с прищепками в коррекционной работе учителя-логопеда

дидактические игры с прищепками на развитие речи для детей дошкольного возраста...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Использование математических представлений в работе учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова с детьми с ОНР

В данной презентации содержится грппа  игровых премов по формированию слоговой структуры с опорой на математические представления....