Консультация "Игра – важнейшее направление в коррекционной работе учителя-логопеда".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Гусельцева Анжела Георгиевна

Из данной консультации   можно узнать, что  игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. А так же познокомит с играми которые можно использовать в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – важнейшее направление в коррекционной  работе учителя-логопеда.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности.

Что даёт игра детям?

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков 
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
  • Игра дает развитие воображения.
  • Игра дает возможность развить свой ум.
  • Игра дает радость общения.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Какие же игры используются в логопедической работе?

«Викторина»

Цель: развивать речевое внимание и память детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

«Домашние птицы»:

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще? 
Сколько ног у двух кур?
Сколько голов у трех уток?
Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?
У кого ног больше – у курицы или петуха?
У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?

«Дикие животные»

Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?
Чего больше – медведей или медвежьих ушей?
У кого больше лап – у зайца или у волка?
Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?
Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?
Нора справа от дерева. Что слева?
Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

«Мебель»

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).
Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).
Леша и Маша едят манную …(кашу).
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).
Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).
Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).
Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Звук Ж.

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).
С неба падают зимою и кружатся над землею
мягкие пушинки, белые …(снежинки).
Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что  он …(жираф)

Звук З.

Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь по земле ползет … (змея).
Ой! Запутался шнурочек. Развяжи-ка … (узелочек).
Парит над океаном чайка, в лесу бежит от волка …(зайка).
Лиза пробовала суп. Заболел у Лизы …(зуб).

 Звук Д.   Родственные слова.

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил …ДОМ.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал …ДОМИК.
Самый маленький гномишко
Под цветком сложил …ДОМИШКО.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …ДОМИЩЕ.
Был он стар и был он сед
И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …ДОМОВОЙ.
Он калину, зверобой –
Все из леса нес …ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …ДОМ.

«Скажи наоборот»

Цель: практическое употребление предлогов К и ОТ

Мама подошла к столу.   (Мама отошла от стола)
Заяц прибежал к лисе.
Собака подбежала к хозяину.
К Маше пришли гости.
Ласточка подлетела к дереву.
Больной пришел к врачу.
Лошадь привязали к столбу.
Папа  подошел  к машине.
Муравей ползет  к муравейнику.
Миша поехал  к бабушке.
Поезд подошел к станции.
Козленок прибежал к  Марине.

«Я, ты, он, она»

Цель. Изменение глаголов по лицам.

Я пью сок. Ты пьешь сок. Они пьют сок. Вы пьете сок. Он пьет сок.
Я люблю молоко.
Я ем суп.
Я наливаю чай.
Я режу хлеб.
Я почистил картошку.
Я варю компот.
Я жарил котлеты.
Я пеку пироги.

 Речь с движениями.

Цель. Накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве 

1. Это правая рука, это правая нога,
    Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
    Это левая рука, это левая нога,
    Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
    Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
    Мы ногами – топ, топ, топ.
    Кулаками постучим,
    Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

2. У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая:
    У сосны, у пихты, елки
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Нас уколет можжевельник.

3. Слон сильнее двух коров (руки согнуты в локтях)
    Толще бегемот трех львов (Руки в стороны)
    Лошадь быстрее пяти лягушат (бег на месте)
    Выше жираф четырех медвежат ( руки вверх)

4. Слоговой анализ слов: отпрыгать или отхлопать количество слогов в словах по картинкам, в названии которых есть заданный звук.
    Мы попрыгаем немножко,
    Пусть слова разделят ножки!
    Мы с картинками играем,
    По слогам их называем.
    Покажи свои ладошки,
    Мы похлопаем немножко.

5. Звук У.
    Мы со звуком У играем:
    «У – у – у, мы повторяем,  -
    Ухо, усик (показываем части тела), умница (гладим голову),
    Утка(пальцы сложить в «клюв»), утро(руки наверху), улица(руки в сторону).

6. Со словами мы играем,
    И слова мы удлиняем:

    Стре – ко – за, за – за – за (6 хлопков)
    Му - ра – вей, вей – вей – вей ( 6 прыжков)
    Свер – чок, чок – чок (4 хлопка)
    Ба – боч – ка, ка –ка – ка . И т.д.

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.
       Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ
       И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.
На пляже тепленький …ЛЕСОК.
Вдали – березовый  …ПЕСОК.
       Далеко идти мне …ПЕНЬ,
       Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ.
А деревья пилят …ВИЛАМИ.
       Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК
       Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.
Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА.
       Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
       Чтоб раньше  распустились … БОЧКИ.

«Объясни словечко»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса. Уточнение значения сложных слов:

  • мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка;
  • косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий;
  • двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый, пятипалый, беззубый;
  • вездеход, молоковоз, бетономешалка, трубоукладчик, самолет, подземный, внедорожник.

Так же, детям очень нравится знакомиться с артикуляцией и акустическими признаками звуков, поданными  в стихотворной форме.

Стихи можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется они и в индивидуальной работе с детьми при постановке звуков.

Звук З.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз.. произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит.

Звук М.

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда … молчанье!

Звук П.

- П, п, п! – пускает пар полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит, из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегает.
Плавно по реке плывет, паром пышет пароход.
- П! – мы губы сложим вместе.
- П! – мы выдохнем порезче!
- П! П! П! – пыхтим мы глухо:
Нету голоса у звука!

Звук Т.

Языком, передним краем,
В десны верхние ударим.
- Т! – и выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Т – не звонкий, Т – глухой,
Т – короткий, Т – взрывной!

Звук О.

- О! – мы губы округляем.
- О! – мы плавно напеваем.
- О! – свободно голос льется.
- О! – так звонко раздается:
Обруч, орден, остров, омут,
Окунь, отмель, осы, овод!

Звук А.

Все со мною вместе пойте – А!
И пошире рот откройте – А!
-   А! – споем мы высоко, 
-  А! – протянем низко.
-  А … - как будто далеко,
-  А … - мы слышим – близко.
-  А,  - шепнем,
-  А! – крикнем звонко.
-  А, - тихонько,
-  А! – так громко!
Все теперь мы будем знать:

Рассказы – шутки.

Логопед предлагает детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

2. «Что вкуснее?»

Во время обеда продукты поспорили:
кто из них вкуснее. Котлета сказала:
- Я вкуснее всех, потому что я из мяса.
Суп сказал:
- Я вкуснее всех, потому что я из курицы.
А салат им в ответ:
- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.
- Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.
- Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.
- Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.
Пюре сказало:
- Я вкуснее всех, потому что я из картошки.
Квас закричал:
- Я вкуснее всех, потому что я хлебный.
Кисель не согласился:
- Нет! Я вкуснее всех, потому что я из малины.
А каша ему:
- Я вкуснее всех, потому что я молочная.
Таня услышала спор продуктов и сказала:
- Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

Логопед предлагает детям разыграть сказку.

3. «Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

4. Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске.

Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вылез крокодил и сказал: «Петя, я тебя съем». Петя испугался и хотел закричать: «Мама!», но от испуга все перепутал и закричал: «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть: «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал, и у него получилось: «Мама». Так они стояли и разговаривали. Петя говорил: «Ам – ам», а крокодил -«Мама».

И в заключение хотелось бы сказать, что в  человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы ни использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому логопед  должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.


 

Библиография.

1.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.

2.Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.

3.//Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.

4.Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Направления коррекционной работы учителя-логопеда по развитию словаря у детей с ОНР (III уровень речевого развития)

Данная статья даёт информацию о направлениях деятельности учителя-логопеда по развитию словаря у воспитанников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Проблема формирования словаря...