Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности у детей с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Задворных Юлия Дмитриевна

Поступление в школу – новый значимый этап в жизни каждого ребенка. Меняется режим дня, расписание, а игра – как ведущий вид деятельности  у детей старшего дошкольного возраста должен смениться на учебную деятельность . Для детей с ТНР особенно важным явлется сформировнность  умения работать в коллективе, подчинять и контролировать свои действия, ведь средняя численность в классе составляет около 25 учеников,   Для того, чтобы пребывание в школе приносило радость ребенку, а обучение было эффективным, необходимо уже в старшем дошкольном возрасте сформировать предпосылки к учебной деятельности в условиях ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zadvorny_monich.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Задворных Ю.Д.,Монич О.В.

БДОУ г. Омска «Детский сад №116 комбинированного вида»

Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Система современного начального образования выдвигает ряд требований к будущим первоклассникам. ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров ДОУ, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Поступление в школу – новый значимый этап в жизни каждого ребенка. Меняется режим дня, расписание, а игра – как ведущий вид деятельности  у детей старшего дошкольного возраста должен смениться на учебную деятельность . Для детей с ТНР особенно важным явлется сформировнность  умения работать в коллективе, подчинять и контролировать свои действия, ведь средняя численность в классе составляет около 25 учеников,   Для того, чтобы пребывание в школе приносило радость ребенку, а обучение было эффективным, необходимо уже в старшем дошкольном возрасте сформировать предпосылки к учебной деятельности в условиях ДОУ.

Предпосылки к учебной деятельности – это формируемые у детей умения, навыки и мотивы, побуждающие их к учебной деятельности.

Деятельность педагогов ДОУ по формированию предпосылок к учебной деятельности  направлена не только на возникновение у детей желания стать школьником, но и на формирование учебного поведения, самоконтроля и учебной мотивации. Учебная мотивация – это система, включающая познавательные потребности ребенка, его интересы, а также мотивы, придающие ей целенаправленный характер и определяющие особенности содержания [2, с. 233].

В отечественной педагогике выделяют следующие виды предпосылок к  учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:

1. Личностные предпосылки к учебной деятельности. Долгое время в психологии и педагогике считалось, что именно в раннем детстве приобретаются все проявления характера человека. Ведь именно в период детства у ребенка формируется личностные качества. В структуру занятий необходимо включить игры и упражнения, направленные на формирование у детей с ТНР  знаний общечеловеческих ценностей, моральных правил и норм поведения в обществе, этических принципов: прoблемнaя ситуaция «Первoклaссник», oбсуждение стихoтвoрения «Кoт и лoдыри», слoвеснaя игрa «Три жестa»,  oбсуждение «Кaртинкa нaстрoения», игрa в скaзку «Кoлoбoки т.д. Ребенок должен понимать социальные роли в обществе: уважать и слушать старших, знать нормы поведения и правила в зависимости от места своего пребывания.  

2. Регулятивные предпосылки к учебной деятельности. Формирование у ребенка регулятивных предпосылок к учебной деятельности помогает ему обеспечить организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и внесение корректировок, оценка [4, с.225].

Для развития регулятивного вида предпосылок к учебной деятельности у детей с ТНР необходимо проволить игры и упражнения направленные на развитие общей координации, мелкой моторики, умения работать в команде и действовать по правилам и образцу, контролировать свои действия, а также удерживать поставленную задачу на протяжении всей игры: игрa «Шишки, желуди, oрехи», «Лoвишки в звеньях,  «Пaлoчки», «Дирижер и oрекстр».

3. Познавательные предпосылки к учебной деятельности. Владение ребенком необходимым объемом предметных знаний, умений и навыков, информацией об окружающем мире, правилам и нормам поведения в обществе в соответствие с возрастной нормой говорит о развитии познавательного аспекта деятельности ребенка. У детейс ТНР наблюдается снижение познавательной деятельности. Познавательное развитие ребенка включает в себя построение логических, общеучебных действий, постановку и нахождение способа решения проблем. Для развития познавательных предпосылок к учебной деятельности подойдут  следующие игры, упражнения и занятия: занятие «История школьных принадлежностей», рaзвивaющее упрaжнение «Узoры»,слoвеснaя игрa «Гoвoри нaoбoрoт», прoблемные ситуaции,беседa «Ктo без кoгo не мoжет», экскурсия в школу.

4. Коммуникативные предпосылки к учебной деятельности. Коммуникативные предпосылки – умение договариваться со всеми участниками процесса, находить компромиссы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Дети с ТНР испытывают трудности в общении. Им тяжело ориентироваться в ситуацих общения, в групповых играх выражают негативизм в отношении  других участников игры. Задержка появления речи, скудный словарный запас и другие нарушения звукопроизношекни  отражаются на формировании самооценки ребенка. Общение играет важную роль в жизни любого человека. Для детей общение – это и получение новых знаний, многочисленные вопросы и ответы на интересующие их вопросы у взрослых. Общение со сверстниками – большая радость, наполнение игровой деятельности сюжетом и смыслом. Коммуникативные предпосылки к учебной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста включают в себя:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими участниками учебного процесса. Для развитиякоммуникативных  предпосылок к учебной деятельности подойдут  следующие игры, упражнения и занятия: ) Задание «сoстaвь зaдaние пaртеру», рaсскaз пo кaртинке «Хoрoшее или плoхoе пoведение», сюжетнo-рoлевaя игрa «В шкoлу». [3, с. 23]

Таким образом, поступление в школу – это новый этап в жизни каждого ребенка, а чтобы пребывание в школе приносило радость, а процесс получения знаний был продуктитвным, необходимо обеспечить связь между пребыванием в детском саду и поступлением в школу. Предпосылки к чебной деятельности – это мотивы, умения, которые подталкивают ребенка к учебной деятельности. Существует четыре вида предпосылок к учебной деятельности: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные. Все предпосылки связаны между собой,  а работа педагогов по их формировнию, должна обеспечить адаптацию ребенка  в школе, принятию нового статуса «ученика».

Список используемой литературы:

1.        Белик Я.Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. канд.пед.наук:13.00.02 / Яна Николаевна Белик; ГОУ ВПО Сургут.гос.университет. – Сургут, 2011. – 217с.

2.        Еремзина Е.П. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников как одно из условий преемственности дошкольного и начального образования / Е.П. Еремзина // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. -  2018. – С. 232-235

3.        Майданкина И.В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста /  И.В. Майданкина // Образование и воспитание. – 2015. – №5. – С. 23-27.  

4.        Овчинникова Е.Г. Формирование деятельности у страших дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе предшкольного образования / Е.Г. Овчинникова // Актуальные вопросы профессионального педагогического образования. сборник научно-метод.работ. - Кемерово:- Аэтерна, 2016. – С.223-226.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».

Проект «Формирование предпосылок  к учебной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством  внедрения лего конструирования и робототехники».Сегодня обществу...

План по самообразованию: "Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности".

Повышение  профессионального мастерства, углубление знаний по методике обучения детей грамоте...