Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сирина Алёна Сергеевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми  старшего дошкольного возраста.

Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».

Количество детей: 2

Возраст детей:  старшая группа

Контингент подгруппы:  по педагогической классификации: дети  с ОНР  (III уровня) - 1 человека, ОНР (II  уровня) - 1 человека.  По клинической классификации: у детей дизартрия средней  или  тяжелой степени тяжести.

Оборудование: «Фиолетовый лес» - предметно-развивающая среда, герои (Медвежонок Мишик, змея Шуша), Смайлики (красный, желтый, зелёный), веревочки и кружки, дорожки, буквы на липучках  из «Коврограф Ларчик». Дидактические пособия: «Паровоз», «Домики», «Цветик-семицветик», игрушки «Весёлая артикуляционная гимнастика», предметы из фетра (на звук [ш]). Мнемосхемы. Шишки.

Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах, в предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в слогах, в словах (начало слова, середина слова, конец слова);
  • Формировать  умение  у детей опознавать заданный звук в словах;
  • Формировать навык фонематического анализа и синтеза;

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие у детей фонематических процессов;
  • Развитие у детей психических процессов (память, внимание, мышление);
  • Развитие  умение  у детей составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
  • Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развитие у детей тонкой моторики пальцев рук.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать у детей контроль собственной деятельности;
  • Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога.
  1. Организационный момент.

Логопед: на занятия к нам пришёл Медвежонок Мишик. Сегодня в Фиолетовом лесу праздник,  змея Шуша отмечает день рождения. Медвежонок Мишик хотел подарить Цветик-Семицветик, но случилась беда, подул холодный ветер в фиолетовом лесу и разбросал все лепестки. Поможем  Мишику собрать все лепестки цветика – семицветика?

Дети: да, поможем.

Логопед:  У Мишика есть  карта - схема поиска лепестков, давайте её изучим.

Карта вывешивается на мольберт, дети встают вокруг него и изучают карту.

  1. Основная часть.

Логопед: Какого цвета первый лепесток?

Дети: красного цвета.

Логопед: Правильно, где вы видите красный лепесток?

Дети находят красный лепесток.

Логопед: Послушай еще раз, имя змеи и скажите, какой общий звук вы услышите? (Шуша)

Ответ детей.

Логопед: Да, это звук [ш]. И сегодня мы  с Мишиком будем закреплять и правильно, произносить этот звук. 

Логопед: Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут игрушки для весёлой артикуляционной гимнастики, которые спрятались в мешочке.

Дети достают из мешочка по одному игрушки и выполняют упражнения.

Задание «Весёлая артикуляционная гимнастика».

Упражнение  «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

(Язык широкий покажи,

 И лопатку подержи).

Упражнение «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

(Язычка загнем края, делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий и как чашечка, глубокий).

Упражнение «Лошадка» - присасывать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижная.

(Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.

Ритм копыто отбивают,  язычок им помогает).

Упражнение «Грибок»- улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к нёбу и открыть рот.

(Язычок в лесу гулял и грибочки собирал.

К нёбу крепко прижимался и в грибочек превращался).

Упражнение «Вкусный мёд» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

(Знает это весь народ: любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет и подсядет к мёду ближе).

Упражнение «Погреем ладошки» - рот открыт. Губы вытянуты вперед. Произносить на выдохе звук [х], как бы согревая ладошки.

Логопед: Молодцы, ну вот мы заслужили красный лепесток, прикрепляем его к цветику.

Дети прикрепляют лепесток красного цвета к цветику, и подходят к карте.

Логопед: Какой второй лепесток?

Дети: зеленый лепесток!

Автоматизация звука [ш] в слогах.

Логопед: Шуша просит  вас о помощи составить слоги. Возьмите верёвочки и проложите дорожку к гласным буквам от буквы Ш.

Дети прикрепляют дорожки, проводят пальцем по дорожкам и произносят слоги (ША. ШО, ШУ, ШИ).

Логопед:  Вместе с Шушой повторим слоги и слова.

Ша, ша, ша — шапка, шайба, шахта

Шу–шу–шу — шум, шуба, шутка.
Шо-шо-шо — шов, шок, шёпот.

Ши, ши, ши —  шина, шипы, шишка.

Дети повторяют слова..

Логопед: Молодцы! И вы получаете зеленый лепесток, прикрепляем его на поляне. Дальше смотрим на карту, какой 3 лепесток?

Дети подходят к мольберту и рассматривают карту.

Дети: Синий!

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «посади пассажира». С нами в  путешествие отправятся те картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли  в словах (названиях) звук [ш], если есть, то «сажают» картинку в вагон поезда. Повторяют слова.

Логопед: за выполненное задание вы получаете синий лепесток. Прикрепите его к цветику.

Дети возвращаются к мольберту, смотрят на карту.

Логопед: какого цвета у нас следующий лепесток?

Дети: Оранжевый.

Упражнение «Найди нужный домик». 

Логопед: Посмотрите на домики, у них по три окошка. Расселите картинки, которые приехали на паровозике, по домикам: определите место звука [ш] в словах, обозначающих названия картинок:

Логопед: в первый домик поселите — если звук находится в начале слова, второй домик — если звук в середине слова, третий домик — если звук стоит в конце слова.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия, проговаривая название картинок.

Логопед: мы справились и с этим заданием, расселили всех пассажиров. Прикрепите оранжевый лепесток  к цветику. 

Дети прикрепляют оранжевый лепесток к цветику.

Логопед: дальше смотрим на карту, какого цвета пятый лепесток?

Дети подходят к карте и рассматривают её.

Дети: фиолетовый лепесток.

Логопед: Мишик приготовил для Шуши подарок - разноцветные бусы, но веревочка порвалась, и бусинки все рассыпались (бусинки – это мелкие липкие кружки из «Коврограф Ларчик»).

Нужно помочь Мишику собрать их.  Я буду говорить слова, а вы как услышите слово со звуком [ш], так прикрепляете бусинку на верёвочку.

Слова: шуба, шины, дом, шишка, замок, мак, шапка, кот, шайба, шкаф, замок, штаны, шипы, змея, шапка, кабан, шампунь.

Дети выполняют задание.

Логопед: какие шикарные бусы у вас получились!  Возьмите и прикрепите фиолетовый лепесток.

Дети прикрепляют фиолетовый лепесток на цветик и  подходят к карте..

Логопед: следующий лепесток, какого цвета?

Дети: Желтый!

Логопед: Посмотрите что принес Мишик, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давайте ему поможем разгадать послание Шуши.

- У Мишки шишки, шишки у Мишки.

 

- Наша Маша под душем моет шею и уши.

 

- Шесть мышат в камышах шумят.

 

Дети  составляют предложения по мнемотаблицам, проговаривая их.

Логопед:  Мишик рад, что узнал, какое послания ему отправила Шуша.

Дети ищут следующий лепесток на  карте.

Логопед: Какого цвета последний лепесток?

Дети: голубой!

Игра «Назови ласково».

Логопед: в последнем задании вам нужно назвать каждую картинку ласково. Не забывай следить за правильным произношением звука [ш].

Дети  называют  картинки в уменьшительно-ласкательной форме. (Картинки: шуба — шубка, шапка-шапочка,  мешок-мешочек, шишка-шишечка)

Логопед: сейчас возьмите по одной шишке и мы помассируем нашим ручки.

Самомассаж «У Мишика шишка»
Мишик по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Шуше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Между ручками катать! (катаем между ладоней)

Дети выполняют задания и получают последний лепесток. Прикрепляют  лепесток к цветику.

Логопед: Ребята, вот и распустился волшебный цветик-семицветик и медвежонок Мишик благодарит вас за помощь. Вот и Мишик вместе с вами научился произносить звук [ш]. Он торопиться на день рождения к Шуше. До новых встреч медвежонок Мишик.

  1. Рефлексия.

Логопед озвучивает детям, что медвежонок Мишик благодарит ребят,  что с их помощью  он собрал цветик-семицветик и подарил его Шуше. Научился произносить звук [ш] правильно.

Логопед: кто приходил к нам сегодня в гости?

Дети: медвежонок Мишик

Логопед: чему он хотел научиться?

Дети: произносить звук [ш]

Логопед:  какую игру  вы бы хотели поиграть ещё раз?

– Какие игры были сложными для вас?

-Логопед просит детей оценить себя (свою работу на занятии) с помощью цветных смайликов.

Логопед: возьмите смайлик красного цвета, если считаете что задания не выполнили. Возьмите смайлик желтого  цвета, если считаете, что задания выполнили с недочётами. Возьмите зеленый смайлик, если  считаете что все задания выполнили хорошо.

                                                                                    

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizuemaya_praktika_konspekt.docx230.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Защита реализуемой практики.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми                      старшего дошкольного возраста.

Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».

Количество детей: 2

Возраст детей:  старшая группа

Контингент подгруппы:  по педагогической классификации: дети  с ОНР  (III уровня) - 1 человека, ОНР (II  уровня) - 1 человека.  По клинической классификации: у детей дизартрия средней  или  тяжелой степени тяжести.

Оборудование: «Фиолетовый лес» - предметно-развивающая среда, герои (Медвежонок Мишик, змея Шуша), Смайлики (красный, желтый, зелёный), веревочки и кружки, дорожки, буквы на липучках  из «Коврограф Ларчик». Дидактические пособия: «Паровоз», «Домики», «Цветик-семицветик», игрушки «Весёлая артикуляционная гимнастика», предметы из фетра (на звук [ш]). Мнемосхемы. Шишки.

Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах, в предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в слогах, в словах (начало слова, середина слова, конец слова);
  • Формировать  умение  у детей опознавать заданный звук в словах;
  • Формировать навык фонематического анализа и синтеза;

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие у детей фонематических процессов;
  • Развитие у детей психических процессов (память, внимание, мышление);
  • Развитие  умение  у детей составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
  • Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развитие у детей тонкой моторики пальцев рук.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать у детей контроль собственной деятельности;
  • Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога.
  1. Организационный момент.

Логопед: на занятия к нам пришёл Медвежонок Мишик. Сегодня в Фиолетовом лесу праздник,  змея Шуша отмечает день рождения. Медвежонок Мишик хотел подарить Цветик-Семицветик, но случилась беда, подул холодный ветер в фиолетовом лесу и разбросал все лепестки. Поможем  Мишику собрать все лепестки цветика – семицветика?

Дети: да, поможем.

Логопед:  У Мишика есть  карта - схема поиска лепестков, давайте её изучим.

Карта вывешивается на мольберт, дети встают вокруг него и изучают карту.

  1. Основная часть.

Логопед: Какого цвета первый лепесток?

Дети: красного цвета.

Логопед: Правильно, где вы видите красный лепесток?

Дети находят красный лепесток.

Логопед: Послушай еще раз, имя змеи и скажите, какой общий звук вы услышите? (Шуша)

Ответ детей.

Логопед: Да, это звук [ш]. И сегодня мы  с Мишиком будем закреплять и правильно, произносить этот звук. 

Логопед: Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут игрушки для весёлой артикуляционной гимнастики, которые спрятались в мешочке.

Дети достают из мешочка по одному игрушки и выполняют упражнения.

Задание «Весёлая артикуляционная гимнастика».

Упражнение  «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

(Язык широкий покажи,

 И лопатку подержи).

Упражнение «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

(Язычка загнем края, делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий и как чашечка, глубокий).

Упражнение «Лошадка» - присасывать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижная.

(Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.

Ритм копыто отбивают,  язычок им помогает).

Упражнение «Грибок»- улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к нёбу и открыть рот.

(Язычок в лесу гулял и грибочки собирал.

К нёбу крепко прижимался и в грибочек превращался).

Упражнение «Вкусный мёд» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

(Знает это весь народ: любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет и подсядет к мёду ближе).

Упражнение «Погреем ладошки» - рот открыт. Губы вытянуты вперед. Произносить на выдохе звук [х], как бы согревая ладошки.

Логопед: Молодцы, ну вот мы заслужили красный лепесток, прикрепляем его к цветику.

Дети прикрепляют лепесток красного цвета к цветику, и подходят к карте.

Логопед: Какой второй лепесток?

Дети: зеленый лепесток!

Автоматизация звука [ш] в слогах.

Логопед: Шуша просит  вас о помощи составить слоги. Возьмите верёвочки и проложите дорожку к гласным буквам от буквы Ш.

Дети прикрепляют дорожки, проводят пальцем по дорожкам и произносят слоги (ША. ШО, ШУ, ШИ).

Логопед:  Вместе с Шушой повторим слоги и слова.

Ша, ша, ша — шапка, шайба, шахта

Шу–шу–шу — шум, шуба, шутка.
Шо-шо-шо — шов, шок, шёпот.

Ши, ши, ши —  шина, шипы, шишка.

Дети повторяют слова..

Логопед: Молодцы! И вы получаете зеленый лепесток, прикрепляем его на поляне. Дальше смотрим на карту, какой 3 лепесток?

Дети подходят к мольберту и рассматривают карту.

Дети: Синий!

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «посади пассажира». С нами в  путешествие отправятся те картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли  в словах (названиях) звук [ш], если есть, то «сажают» картинку в вагон поезда. Повторяют слова.

Логопед: за выполненное задание вы получаете синий лепесток. Прикрепите его к цветику.

Дети возвращаются к мольберту, смотрят на карту.

Логопед: какого цвета у нас следующий лепесток?

Дети: Оранжевый.

Упражнение «Найди нужный домик». 

Логопед: Посмотрите на домики, у них по три окошка. Расселите картинки, которые приехали на паровозике, по домикам: определите место звука [ш] в словах, обозначающих названия картинок:

Логопед: в первый домик поселите — если звук находится в начале слова, второй домик — если звук в середине слова, третий домик — если звук стоит в конце слова.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия, проговаривая название картинок.

Логопед: мы справились и с этим заданием, расселили всех пассажиров. Прикрепите оранжевый лепесток  к цветику.  

Дети прикрепляют оранжевый лепесток к цветику.

Логопед: дальше смотрим на карту, какого цвета пятый лепесток?

Дети подходят к карте и рассматривают её.

Дети: фиолетовый лепесток.

Логопед: Мишик приготовил для Шуши подарок - разноцветные бусы, но веревочка порвалась, и бусинки все рассыпались (бусинки – это мелкие липкие кружки из «Коврограф Ларчик»).

Нужно помочь Мишику собрать их.  Я буду говорить слова, а вы как услышите слово со звуком [ш], так прикрепляете бусинку на верёвочку.

Слова: шуба, шины, дом, шишка, замок, мак, шапка, кот, шайба, шкаф, замок, штаны, шипы, змея, шапка, кабан, шампунь.

Дети выполняют задание.

Логопед: какие шикарные бусы у вас получились!  Возьмите и прикрепите фиолетовый лепесток.

Дети прикрепляют фиолетовый лепесток на цветик и  подходят к карте..

Логопед: следующий лепесток, какого цвета?

Дети: Желтый!

Логопед: Посмотрите что принес Мишик, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давайте ему поможем разгадать послание Шуши.

- У Мишки шишки, шишки у Мишки.

https://files.vospitatelds.ru/images/a9c66f4b86ba60fed6350e614f8e136e6bf4d3ff.png

- Наша Маша под душем моет шею и уши.

https://files.vospitatelds.ru/images/1909b4ed7ee698aed53f4fb8d3b825ed153fc0fd.png

- Шесть мышат в камышах шумят.

D:\Логопедия\2023-2024 учебный год\Дефектолог года 2024г\реализуемая практика\30137f0400cba3b45ecda6c6b48e1823.jpeg

Дети  составляют предложения по мнемотаблицам, проговаривая их.

Логопед:  Мишик рад, что узнал, какое послания ему отправила Шуша.

Дети ищут следующий лепесток на  карте.

Логопед: Какого цвета последний лепесток?

Дети: голубой!

Игра «Назови ласково».

Логопед: в последнем задании вам нужно назвать каждую картинку ласково. Не забывай следить за правильным произношением звука [ш].

Дети  называют  картинки в уменьшительно-ласкательной форме. (Картинки: шуба — шубка, шапка-шапочка,  мешок-мешочек, шишка-шишечка)

Логопед: сейчас возьмите по одной шишке и мы помассируем нашим ручки.

Самомассаж «У Мишика шишка»
Мишик по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Шуше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Между ручками катать! (катаем между ладоней)

Дети выполняют задания и получают последний лепесток. Прикрепляют  лепесток к цветику.

Логопед: Ребята, вот и распустился волшебный цветик-семицветик и медвежонок Мишик благодарит вас за помощь. Вот и Мишик вместе с вами научился произносить звук [ш]. Он торопиться на день рождения к Шуше. До новых встреч медвежонок Мишик.

  1. Рефлексия.

Логопед озвучивает детям, что медвежонок Мишик благодарит ребят,  что с их помощью  он собрал цветик-семицветик и подарил его Шуше. Научился произносить звук [ш] правильно.

Логопед: кто приходил к нам сегодня в гости?

Дети: медвежонок Мишик

Логопед: чему он хотел научиться?

Дети: произносить звук [ш]

Логопед:  какую игру  вы бы хотели поиграть ещё раз?

– Какие игры были сложными для вас?

-Логопед просит детей оценить себя (свою работу на занятии) с помощью цветных смайликов.

Логопед: возьмите смайлик красного цвета, если считаете что задания не выполнили. Возьмите смайлик желтого  цвета, если считаете, что задания выполнили с недочётами. Возьмите зеленый смайлик, если  считаете что все задания выполнили хорошо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект открытого занятия с родителями " День рождение звука (Ш)."

Конспект открытого занятия для детей 4-5 лет. Закрепление правильного произношения звука (Ш) в словах и фразах....

Конспект занятия по автоматизации звука Л "День рождения белки"

Конспект занятия для детей старшей группы по автоматизации звука Л в словах, предложениях...

Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Л] «День рождение кота Матроскина».

Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках с использованием ИКТЦель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках.Задачи:Коррекционно - о...

Презентация "Сюжетно-ролевая игра "Один день из жизни героев Фиолетового леса"

Сюжетно-ролева игра составлена в контексте технологии В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".На слайдах указан алгоритм составления сценария, используемая литература, цели и задачи ролевой...

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука |Ж| «День рождения Жучка»

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука |Ж| «День рождения  Жучка».  Занятие было разработано и проведено в рамках логопедического проект...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С "День рождения Насосика"

Логопедическое занятие направлено на автоматизацию звука С в словах и предложениях и рассчитано на детей старшей группы с общим недоразвитием речи, третьего уровня речевого развития....