«Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений»
консультация по логопедии

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

 Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

для педагогов ДОО

на тему:

«Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка», г. Жиздра

 Л. В. Абрамова

 

 

Актуальность темы, обоснование ее необходимости и новизны.

В последние годы значительно увеличилось количество детей-логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.

 Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.

 Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

 Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

 Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Зачем все это нужно? И, какую пользу в логопедии могут принести эти интересные игры?

Во-первых, мы все знаем, что основа всей речи- это ритм (это подтверждено очень многими исследователями). Итак,

«Ритмическая парковка» помогает нам ритмизировать речевую деятельность. Но, пока мы до речевой деятельности дойдем, необходимо научить ребенка в принципе что-то ритмизировать.

После того, как мы научили ребенка ритму в собственном теле, мы переходим на ритм, который может помочь нам что-то сделать руками и (или) речевым аппаратом. И вот такие игры, как: «Ритмическая парковка», «Визуально-ритмическая дорожка», «Ритмический круг», «Логопальцеход», «Веселые гномики», «Балансборд» и многие другие нам в этом помогают.

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, повысить уровень профессионализма.

Задачи:

 -познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических игр и упражнений, способствующих речевому, умственному и физическому развитию дошкольников;

- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками;

-повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса.

Проанализировав опыт многих ученых и педагогов, опираясь на учебное пособие Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и пособие Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика», создавая и приобретая нейропсихологические игры, мы предположили, что с помощью специальных игр и упражнений можно не только активно развивать познавательные способности дошкольников, но и развивать все компоненты устной и письменной речи.

Преимущества использования нейроигр:

- игровая форма обучения;

-  эмоциональная привлекательность;

-  многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- снижается уровень утомляемости;

- улучшается моторика рук;

- формируется уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе;

- развитие связной, грамматически правильной речи.

Данный комплекс игр будет полезен всем дошкольникам, особенно детям:

- с нарушениями речи;

- с низкой познавательной активностью;

-рассеянным и невнимательным;

- с поведенческими нарушениями;

- у которых наблюдается зеркальное написание букв и цифр;

-тики и навязчивые движения;

- быстрая утомляемость;

- у которых резкие перепады настроения;

-постоянно путают «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

-плохо ориентируются в пространстве, не может скоординировать движения.

 В нейропсихологии важен комплексный подход, где необходимо задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнение включает в себя несколько блоков:

 Дыхательные упражнения;

 Глазодвигательные упражнения;

 Пальчиковый фитнес;

 Речедвигательные игры;

 Сенсомоторные игры;

 Нейродинамические упражнения.

Практическая часть.

Игра «Визуально - ритмический круг».

Визуально - ритмический круг — это многофункциональный логопедический тренажер предназначен для занятий с детьми всех возрастных групп. Он подходит для развивающих занятий учителей-логопедов, воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, а также для занятий дома.

Визуально - ритмический кру способствует:

- развитию чувства ритма;

- слухового, зрительного и пространственного восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие связной речи,

-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;

- коррекция слоговой структуры слова;

-запуск речи;

- развитие артикуляционного аппарат;

- обучение грамоте;

- обучение чтению;

- формированию знаний и представлений об окружающем мире.

Варианты использования пособия «Ритмический круг».

Дидактическая игра «Веселые ритмы»

Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1:1, 1:2, 1:3, 1:2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.

Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.

Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.

Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать камушки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида (например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)

Игра «Эхо» («Логопальцеход»)

 Цель: повторение слогов в заданном количестве. Регуляция процессов возбуждения -торможения для детей с моторной алалией.

Вариант 1. Описание: Ам-Ам-Ом три шага пальцехода + повторение

Ам-Ах- два шага пальцехода + повторение

Эта игра может предупреждать нарушение звукослоговой ещё на дословесном этапе.

Вариант 2. «Звукослоговая дорожка» для детей с моторной алалией.

Проговариваем слова различной слоговой структуры и шагаем пальцеходом.

Игра «Нейродорожки».

Игра «Клавесы».

Цель: запомнить и повторить ритм, предложенный педагогом.

Игра «Нейровосьмерка».

Все мы знаем,что большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Детская глазная мышца подвержена большим нагрузкам. В процессе письма в школе. Чтения и выполнения домашних заданий дома. Добавьте к этому игры и видео на телефоне, просмотры мультиков на телевизоре и компьютере. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, делает ее более сильной и выносливой при нагрузках. Вместе с этим развиваются навыки периферийного зрения и координации рук. Бесконечная восьмерка максимально эффективно снимает нагрузку с глаз при долгом чтении и письме. Процесс игры с балансиром делает разминку интересной и веселой, после такой тренировки ребенок готов дальше эффективно продолжать занятия. Развивающую игрушку рекомендуют на своих сеансах нейропсихологи, логопеды, остеопаты. В комплекте с нейротренажером уже идут шарики для работы с ручным балансиром и пособие с упражнениями разного уровня сложности для эффективных и разнообразных тренировок.

Нейроигры: «Цветные ладошки», «Цветные ложки», «Цветные квадраты и прямоугольники», «Цветные пальчики», «Ребро-хлопок под музыку», благодаря простоте и увлекательности являются эффективным инструментом для развития речи дошкольников.

 Регулярное их использование в педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников, особенно дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу!

Творческих всем успехов!

Литература.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155)

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028)

  1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/МГГИ. - М., 2021.
  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. - М., 2022.
  2. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение высказывания II Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина Т.В., Горелов И. Н., Залевкая А.А. и др.; отв. ред. Тарасов Е. Ф. — М., 1985.— С.99-1 16.
  3. Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М.: «Астрель», 2018.
  4. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c.
  5. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4–6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c.
  6. Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
  7. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c.
  8. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
  9. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c.
  10. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2018. 416 c.
  11. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.
  12. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.
  13.  Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Творческий центр сфера - М., 2022.
  14.  Маркина М. Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.
  15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под. Ред. Г.В.Чиркиной. - М.,2023.
  16. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2023.
  17. Нищева Н.В.Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.
  18. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ сентябрь-январь/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019.
  19. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ февраль-май/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.
  20. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c.
  21. Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
  22. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – Спб., 2020.
  23. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ под. Ред Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой. – Спб., 2021.
  24.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – СПБ.: 1999. – 720 с.
  25.  Серебрякова, Н.В.Логопедическая работа по формированию лексики дошкольников со стёртой формой дизартрии: дис.канд.пед.наук. – М.,2019.
  26.  Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей).- М.,  2014.
  27.  Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2022.
  28. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.
  29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И.Тихеева. - М., 1981.
  30.  Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М: 2015.
  31.  Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М: 2011.
  32.  Устилец А.В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи. // Логопед в детском саду. – 2004–№2 – с.52-60.
  33.  Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М, 2015.
  34.  Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/О.С. Ушакова – М., 2017.
  35.  Ушакова,О.С. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет)/О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М., 2019.
  36. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: Фолио, АСТ,2000.
  37.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М,2016.
  38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Програмно-методические рекомендации. – М,2009.
  39.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – М, 2022.
  40. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – Спб.,2004.
  41.   Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция), М.: «АРКТИ», 2021.
  42. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c.
  43. Чиркина Г.В.Коррекция нарушений речи. - М.- Просвещение, 2021.
  44. Шадрина Л. Г., Семёнова Н. В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений...

развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и у...

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»

Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка к обучению в школе является развитие познавательных процессов, таких как память,...

Самообразование 2018-2019 г. " Развитие речи дошкольников посредством организации речевых и развивающих упражнений".

В данном материале можно ознакомиться с этапами развития речи дошкольников и их типичными проблемами....

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

Буклет по теме: "Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений"

Буклет содержит примеры игр для развития речевого дыхания, виды логопедических упражнений, фотографию известного автора книг по логоритмическим занятиям в детском саду....

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Презентация собственного педагогического опыта работы по проблемному полю по теме: "Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений"...