Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Виды пересказов для детей старшего дошкольного возраста; структура занятий по обучению пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста

Троицкая Людмила Владимировна

учитель-логопед ГБДОУ д/с №2

                                                                           комбинированного вида

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

 

          Проблема развития речи детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую

актуальность. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие

монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развития

логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям

дается уже готовый текст.  Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной

монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Цель

В детском саду одним из приоритетных направлений работы является развитие связной речи у детей, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Задачи:    

- учить детей связно пересказывать художественное произведение, правильно отражать в речи воспринятое;

- пересказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью;

- приучать дошкольников рассказывать не торопясь: используя точные названия предметов, действий, качеств;

- развивать образную речь;

- учить рассказывать живо, выразительно.

Виды пересказа:

- подробный пересказ;

- пересказ по частям или одной части (фрагмент);

- пересказ с изменением лица;

- пересказ по аналогии;

- пересказ инсценирование.

Частота проведения занятий, их структура

2-3 раза в месяц, может быть отдельным занятием, может быть фрагментом занятия.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

- выяснить знания детей по теме произведения;

- обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

- расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

- обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3.Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели:

- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности

событий);

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения,

фразеологизмы);

- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6.Пересказ (3-4 человека). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7.Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети). Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...».

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в литературном произведении;

- лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

- использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей. 

Приемы работы над текстом произведения:

- беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка);

- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

- выделение из текста фраз к каждой картинке;

- придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

- частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

- составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

- подсказ слова или фразы воспитателем;

- совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

- пересказ по частям;

- пересказ по ролям;

- пересказ от первого лица или лица героев;

- игровые приёмы (ТРИЗ).

Вспомогательные средства для обучения пересказу детей:

- сюжетные картины;

- разнообразные театры (пальчиковый, куклы би-ба-бо);

- игрушки;

- игры на липучках;

- игры для фланелеграфа;

- макетинг.

Выводы

          Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства.

          Литература

  1. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.

М.: Просвещение,2011.

  1. Ефименкова Л.Н. Методики исследования умений пересказа в дошкольном возрасте.

М.: Сфера, 2010.120с..

  1. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2012. 62.с.

  1. Тихеева Е.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду.

М.: Просвещение, 2006.145с. .

  1. Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного

возраста. Автореф. дис. канд.пед. наук. М.: МГУ, 1990. 87 с.

 
 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ

в статье представлено обоснование выбора метода моделирования при обучении детей старшего возраста пересказу...

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).

План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения;  Развивать умени...

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста

Пересказ – это вид работы с текстом, включающий в себя верную интерпретацию изложенных автором текста мыслей, запоминание и продуцирование на основе этих мыслей связного текста. Умение построить...

Формы и методы обучения пересказу детей младшего дошкольного возраста.

Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию.Требования к подбору произведений для обучения пересказу.Методы и приемы обучения дошкольников пересказу.Структура и сод...

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Особенности формирования ВПФ у детей с ЗПР.  Структура занятия по составлению пересказа.  Виды упражнений, способствующих запоминанию.  Литература....

Формы и методы обучения пересказу детей младшего дошкольного возраста.

Формы и методы обучения пересказу детей младшего дошкольного возраста....