Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями групп инклюзивной направленности
консультация по логопедии

Ермакова Татьяна Александровна

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями  групп инклюзивной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями  групп инклюзивной направленности

В настоящее время педагоги дошкольных организаций уделяют особое внимание общению с родителями. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций – взрослый может написать в ней любой вопрос. Тетрадь заполняется логопедом один-два раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематически и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи рекомендации в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Выполнение еженедельных рекомендаций учителя-логопеда дома способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка .

Рекомендации включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка).

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко-слогового анализа и синтеза.

- серия лексико–грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребенка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребенка стихов.

- задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

- графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку).

Все эти рекомендации еженедельно пишет, печатает, ксерокопирует и приклеивает в тетрадь учитель-логопед. Всем известно, что без активного участия родителей нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.

Если составить портрет современных родителей, которые приводят своих детей в дошкольное учреждение, то можно увидеть, что все больше и больше жизнь людей занимают новые технологии. Они всегда имеют с собой телефон, ноутбук или планшетный компьютер. Таким образом, можно сказать, что родители XXI века прогрессивны и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством гаджетов.

Сегодня IT-сфера очень хорошо развита, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях уже используются цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски, и многое другое.

В современном мире уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств, поэтому мы решили использовать в работе с родителями QR-коды, как средство более интересного интерактивного обучения детей.

        Теперь родители получают задания вот таким образом:

Например:

Речевые игры по лексической теме «Космос»

C:\Users\Серовы\Downloads\qr-code.png

QR-кодирование осуществляется средствами общедоступных сервисов - генераторов QR-кодов. Например: сайт QR Coder.ru (http://qrcoder.ru/). Кодировать возможно как отдельные фрагменты текста, так и URL различных источников информации: сайтов, изображений, видеозаписей и т. д.

Для того чтобы декодировать информацию, надо лишь на несколько секунд поднести камеру смартфона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт дешифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Считанную информацию можно сохранить на своем девайсе или перейти по ссылке. Для творческих занятий это предоставляет немалые возможности. Для считывания QR-кодов существуют специальные программы. Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaiwa. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.

QR-кодирование учитель-логопед в своей работе может использовать автоматизации различных процессов. Одной из важных функций является автоматизация и группировка заданий. Создав однажды базу заданий для групповой или индивидуальной работы и закодировав их с помощью QR-кодов логопед получает возможность многократно и с различными группами возвращаться к тому или иному заданию. Для последующей автоматизации работы с электронными ресурсами была проведена группировка объектов в категории (см. рис. 1).

Рис. 1. Группировка объектов для QR-кодирования.

Черным цветом на рис. 1 выделены объекты, самостоятельно подготавливаемые педагогом для серии занятий.

Преимущества использования QR-кодов в работе учителя-логопеда очевидны:

-  минимизация времени доступа родителей к информации и адресность её доставки;

- возможность учителя-логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода к родителям детей с нарушением речи;

- увеличение объема и качества, используемой в работе информации.

Оформление материалов по лексической теме позволяет всем узким специалистам и воспитателям групп предоставить рекомендации в доступной форме.

C:\Users\Серовы\Downloads\Nykd1MwBBpU.jpg

Возможности использования QR-кодов безграничны. Но, как и все технологии, QR-коды, вероятней всего, будут заменены в будущем другими не менее продвинутыми и интересными технологиями. Однако сейчас они популярны, так что надо воспользоваться их популярностью и возможностями, которые они предоставляют.

Используемые  источники:

1.     Становление общекультурной компетенции детей 4–7 лет в условиях современного ДОУ. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В.А. Манжура, С.В. Подгорнова, М.А. Титова. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. – 94 с.

2.     Литус К. Д., Напалков С. В. QR-коды в образовании школьников //Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №. 5-4. – С. 562-563.

3. Корниенко Т. В., Потапов А. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ» В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Академия профессионального образования. – 2017. – №. 4. – С. 20-25.

4. Шапиро К. В. СОВРЕМЕННЫЙ СЕТЕВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА //Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2017. – №. 1. – С. 7-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...

Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность вс...

Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности

в статье описан практический опыт по использованию социальных сетей в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ограниченными возможностаями здоровья группы компенсирующей направленности, кот...

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями групп компенсирующей направленности

Статья посвящена возможностям применения QR-кодов учителем-логопедом в работе с родителями....

«Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности».

laquo;Использование социальных сетей в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности»....

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности

Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...