Выступление на международной научно-практической конференции.
методическая разработка по логопедии

«Артикуляционная гимнастика –
как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения  у детей дошкольного  возраста»

Подготовила :

учитель- логопед  детского сада

№81 «Мальвина»

Амаханова Регина Мингаджуддиновна

Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развития речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года. Последовательность правильного произношения звуков детьми дошкольного возраста следующая:

В первой младшей группе (дети 3-го года жизни) чётко произносятся гласные звуки: [а], [у], [и], [о], [э], а затем согласные звуки [м], [н], [п], [б]. остальные звуки дети этого возраста произносят чаще всего ещё нечётко в силу физиологических особенностей.

Во второй младшей группе (дети 4-го года жизни) чётко произносят гласный [ы] и согласные [ф], [в], [т], [д], [к], [г], [х]. Особенностью звукопроизношения детей этого возраста является смягчение многих согласных звуков.

В средней группе (дети 5-го года жизни) чётко произносят согласные звуки [й], группу свистящих звуков [с], [з], [ц] и группу шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]. к этому возрасту окончательно исчезает смягчённость речи, однако ещё отсутствуют звуки [л], [р], которые пропускаются или заменяются на другие звуки.

В старшей и подготовительной к школе группах (дети соответственно 6-го и 7-го годов жизни) продолжается автоматизация свистящих и шипящих, ставиться и вводится в речь твёрдый звук [л], а затем наиболее сложный по артикуляции звук [р].

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Подготовила : учитель- логопед детского сада №81 « Мальвина » Амаханова Регина Мингаджуддиновна

Слайд 2

Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развития речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года. Последовательность правильного произношения звуков детьми дошкольного возраста следующая: В первой младшей группе (дети 3-го года жизни) чётко произносятся гласные звуки: [а], [у], [и], [о], [э], а затем согласные звуки [м], [ н ], [ п ], [б]. остальные звуки дети этого возраста произносят чаще всего ещё нечётко в силу физиологических особенностей. Во второй младшей группе (дети 4-го года жизни) чётко произносят гласный [ ы ] и согласные [ ф ], [в], [т], [ д ], [к], [г], [ х ]. Особенностью звукопроизношения детей этого возраста является смягчение многих согласных звуков. В средней группе (дети 5-го года жизни) чётко произносят согласные звуки [ й ], группу свистящих звуков [с], [ з ], [ ц ] и группу шипящих звуков [ ш ], [ж], [ч], [ щ ]. к этому возрасту окончательно исчезает смягчённость речи, однако ещё отсутствуют звуки [л], [ р ], которые пропускаются или заменяются на другие звуки. В старшей и подготовительной к школе группах (дети соответственно 6-го и 7-го годов жизни) продолжается автоматизация свистящих и шипящих, ставиться и вводится в речь твёрдый звук [л], а затем наиболее сложный по артикуляции звук [ р ].

Слайд 3

Недостатки произношения влияют на: Психологическое развитие ребенка; Формирование сферы межличностного взаимодействия; Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания; Обучение ребенка в школе.

Слайд 4

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших коррекционных задач, которые стоят перед учителем - логопедом и родителями. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна специальная артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. .

Слайд 5

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет: 1 . Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у него появляются звуки родного языка, даже таких трудных как (Р, Л). 2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Так же артикуляционная гимнастика улучшает кровообращение органов речевого аппарата и их иннервацию (нервную проводимость); улучшает подвижность Укрепляет мышечную систему языка, губ, щек; Научит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; Способствуют увеличению амплитуду движений; Уменьшить напряженность артикуляционных органов; Подготовить ребенка к правильному произношению звуков .

Слайд 6

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся три - четыре раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома. Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? · Заниматься следует ежедневно по 7 – 10 минут. · Все упражнения проводятся перед зеркалом , где ребенок видит себя и взрослого. · Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка. · Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на : статические динамические

Слайд 7

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения: · «Заборчик», · «Окошечко», · «Трубочка», · «Чашечка», · «Блинчик», · «Иголочка», · «Мостик», · «Парус» Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, главное уметь удержать позу.

Слайд 8

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как: · «Часики»; · «Качели»; · «Лошадка»; · «Чистим зубки»; · «Вкусное варенье»; · «Барабанщик»; · «Худышки – толстяки» и другие. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Слайд 9

Предлагаю познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями поближе

Слайд 10

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны передние верхние и нижние зубы Удерживать под счет 1-5 с.

Слайд 11

«СЛОНИК»- «ТРУБОЧКА» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Слайд 12

«Месим тесто» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Слайд 13

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 14

« РАСЧЕСКА» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза. .

Слайд 15

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 16

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 17

«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Слайд 18

«Киска сердится» - «горка» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

Слайд 19

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 20

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 21

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Слайд 22

«Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и присосать язык к нёбу пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает). Щёлкать медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык Проделать 10 – 15 раз.

Слайд 23

«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Слайд 24

«Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким .

Слайд 25

«Дятел» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т или ДЖ-ДЖ. Язык «прыгает на бугорках».

Слайд 26

«Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Слайд 27

Учитель – логопед Амаханова Регина Мингаджуддиновна МБДОУ д /с №81 « Мальвина » г. Сургут, 2023г. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.

Тема доклада: Театрализованная  деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников     В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ&q...